Венеция 2023: день восьмой, всего понемногу
После чрезвычайно насыщенной громкими премьерами первой недели, организаторы, будто следуя правилам написания хорошего киносценария, ближе к финалу дают участникам фестиваля немного передохнуть. 6 сентября громких премьер было всего две — конкурсное драматическое роуд-муви «Я капитан» Маттео Гарроне и внеконкурсный «Daaaaaali» Квентина Дюпье.
Относительно свободная программа позволила немного прогуляться по Лидо и встретиться с друзьями-журналистами, обсудить возможных победителей, обменяться новостями, благо знакомых коллег в этом году на фестивале немало. Юбилей привлек многих из тех, кто здесь не был уже несколько лет. Путем опроса выяснили, что безусловный лидер, причем с большим отрывом, конкурсный фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, показанный 1 сентября. С тех пор ни одному фильму не удалось захватить внимание прессы и гостей фестиваля сильнее, чем этой восхитительной фантасмагории.
Есть одна особенность, которая каждый раз меня здесь поражает. Стоит отойти от фестивального дворца на несколько десятков метров, и ты как будто переносишься в прошлое на машине времени. Кипящая фестивальная жизнь иссякает, и начинается сонная респектабельная зона аристократического курорта Лидо, основная застройка которого пришлась на начало — середину прошлого века, с пустынными улочками, изрезанными каналами, на которых стоят красивые особняки.
В этом году мы не смогли снять жилье на фестивальном острове (цены зашкаливали) и поселились в Венеции, в районе Giardini (Сады Биеннале) – одна остановка на вапоретто. Если приспособиться, подлетное время на показы – 30 минут. И до Гранд-канала пешком 30 минут. Появилась возможность увидеть иную Венецию. Стоит чуть отойти от главного туристического маршрута, который ведет от центральной площади-пристани Сан-Марко к знаменитому мосту Риальто, насыщенного сувенирными лавками и ресторанами, и попадаешь в совершенно другой город. Безлюдные набережные, узкие каналы с изящными мостиками, тронутые временем дома, которые стояли здесь и двести, и триста, и пятьсот лет назад. На веревках, перетянутых через улицы на уровне второго – третьего этажа, сушится белье. Тишина и умиротворение. Только изредка встретишь прохожего, причем, как правило, не зеваку-туриста, а венецианца или венецианку, важно и никуда не спеша идущего по своим делам. Особенно колоритно выглядят пожилые синьоры, которые поутру идут в ближайшую лавку за покупками, как будто на званый вечер – нарядно одетые, с укладкой и макияжем и благоухающие духами.
В свободное время удалось разобрать пресс-релизы, которыми исправно снабжают организаторы фестиваля. Подтвердились мои личные наблюдения — участников (в том числе профессионалов и прессы) в этом году как никогда много, растет и количество зрителей. За первые пять дней фестиваля было продано 35 496 билетов (+9% к 2022 году), в том числе 6375 абонементов (+17% к 2022 году). Всего посещений кинотеатров 114 851 (+18% к 2022 г.), включая зрителей с разными аккредитациями. Всего аккредитаций предоставлено 11 328, что также больше, чем год назад.
На портале ProfiCinema уже опубликованы рецензии практически на все фильмы, которые были анонсированы в прошлых выпусках дневников. В ближайшее время выйдет еще несколько. Продолжение дневников, как обычно, уже завтра. Следите за обновлениями на ProfiCinema.com.