Канны 2023: главный приз выиграла «Анатомия падения» Жюстин Трие
27 мая завершился 76 Каннский кинофестиваль. Золотую пальмовую ветвь получила драма «Анатомия падения» француженки Жюстин Трие, которая, пользуясь случаем, выразила протест против пенсионной реформы и сокращения правительством Франции культурных программ, а уже потом произнесла благодарности и бросилась обнимать каждого члена жюри.
«Для меня Канны всегда будут местом, где можно говорить свободно. Это особенный год для Франции, и я не могу сейчас промолчать. Мы сначала прожили два года пандемии, а сейчас – волну протестов. Все протесты против пенсионной реформы были подавлены шокирующим образом, а вопросы остаются нерешенными. Проблемы возникают и во всех других сферах, включая кинематограф. Механизация культуры, защищаемая либеральным правительством, разрушает национальную культурную исключительность. Эту награду я посвящаю всем молодым женщинам-режиссерам и всем молодым режиссерам-мужчинам: всем тем, у кого сегодня не получается снимать кино. Мы должны дать им возможности – те возможности, которые я получила 15 лет назад в менее враждебной среде, где можно было совершать ошибки и начинать сначала», – произнесла в своей пламенной речи Трие.
Как стало известно сразу после церемонии, министр культуры Франции Рима Абдул-Малак сказала, что была «ошеломлена выступлением режиссера».
Как будто заранее зная, что победит женщина-режиссер, вручавшая главный приз Джейн Фонда в своей речи отметила, как далеко продвинулись Канны за последнее время, установив в этом году рекорд по женскому представительству в конкурсе: «Я впервые посетила Каннский фестиваль в 1963 году. В то время не было женщин-режиссеров, участвовавших в конкурсе, и нам даже в голову не приходило, что в этом было что-то не так. За это время проделан долгий и сложный путь. И, наконец, в этом году в конкурсе свои работы представили семь женщин-режиссеров».
Жюстин Трие ранее принимала участие в Каннском фестивале – в 2019 году ее «Соблазн» вошел в основной конкурс, однако тогда режиссер уехала из Канн с пустыми руками. Трие – всего лишь третья в истории фестиваля женщина, получившая Золотую пальмовую ветвь, после Джейн Кэмпион за «Пианино» (в 1993 году) и Джулии Дюкорно за «Титан» (в 2021 году), которая присоединилась к жюри в этом году.
Фильм «Анатомия падения», где главную роль исполнила Сандра Хюллер, — это не только и не столько расследование гибели писателя и попытки его жены опровергнуть павшие на нее подозрения, но и размышления об отношениях между мужчинами и женщинами.
Другой фильм тоже с Сандрой Хюллер в главной роли – «Зона интересов» Джонатана Глейзера – также удостоился приза в Каннах. Картина о семье немецкого коменданта Рудольфа Хесса, ответственного за казнь бесчисленного количества евреев в Освенциме, получила от жюри во главе со шведским режиссером Рубеном Эстлундом Гран-при. Ранее портал ПрофиСинема писал об этой работе. Британский режиссер в своей речи почтил память покойного Мартина Эмиса, по книге которого был снят фильм и который скончался на прошлой неделе, в день премьеры «Зоны интересов» на киносмотре (19 мая).
Причем Гран-при был вручен сразу двумя легендарными режиссерами — Роджером Корманом и Квентином Тарантино.
«Я никогда не понимал концепцию guilty pleasure («предосудительное удовольствие»). Есть только удовольствие в чистом виде! И настоящее кинематографическое удовольствие для моих глаз, сердца и разума – это работы моего героя, мистера Роджера Кормана», – представил мастера Тарантино. Тот в свою очередь был краток: «Канны – самый интересный и значимый кинофестиваль в мире. Вам очень повезло быть его частью».
Картина финского режиссера Аки Каурисмяки «Опавшие листья», ставшая абсолютным лидером в рейтинге кинокритиков журнала Screen (3,2 балла), получила Приз жюри. Режиссер не появился на церемонии, поэтому награду из рук актера Орландо Блума получили исполнители главных ролей в фильме – Альма Пёвсти и Юсси Ватанен.
Почти каждый лауреат в своей речи особое место уделял благодарности программному директору Тьерри Фремо. Отличился Чан Ань Хунг, который, принимая награду за лучшую режиссерскую работу в фильме «Рецепт любви» и благодаря Фремо за включение в программу, чуть не забыл поблагодарить свою жену, а затем уточнил – «не жену, а своего главного повара» (намек на тему фильма).
Пожалуй, единственный, кто осмелился пошутить на церемонии, стал актер Джон Си Райли, который в этом году был председателем жюри секции Особый взгляд. Выйдя на сцену для вручения приза за лучший сценарий, он молча стоял и только изредка вздыхал в течение нескольких минут под неловкое перешептывание, а затем смешки из зала. «Вот так будет выглядеть фильм, если не будет хорошего сценария», – наконец сказал он, нарушив молчание. Приз за лучший сценарий получил Юдзи Сакамото за фильм «Монстр» (режиссер Хирокадзу Корээда) — эту ленту Тьерри Фремо ранее сравнивал с работами Куросавы.
Награды за лучшие актерские работы вручали победители прошлого года – актер Сон Кан-хо (фильм «Посредник») и актриса Зара Амир Эбрахими («Убийца «Священный паук»). Приз за лучшую мужскую роль досталась легенде японского кинематографа Кодзи Якусё, который сыграл токийского уборщика общественных туалетов в фильме Вима Вендерса «Идеальные дни». Приз за лучшую женскую роль получила турецкая актриса Мэрвэ Диздар за роль сельской школьной учительницы в фильме Нури Бильге Джейлана «О сухих травах».
Закрыл кинофестиваль анимационный фильм Питера Сона «Элементарно» от Pixar Animation Studios.
Победители 76 Каннского международного кинофестиваля
Золотая пальмовая ветвь за Лучший фильм
«Анатомия падения» / «Anatomie d’Une Chute», режиссер Жюстин Трие
Гран-при
«Зона интересов» / «The Zone of Interest», режиссер Джонатан Глейзер
Приз жюри
«Опавшие листья» / «Fallen Leaves», режиссер Аки Каурисмяки
Лучшая режиссура
Чан Ань Хунг — «Рецепт любви» / «Le Pot-au-feu de Dodin Bouffant»
Лучший сценарий
Юдзи Сакамото — «Монстр» / «Monster», режиссер Хирокадзу Корээда
Лучшая женская роль
Мэрвэ Диздар — «О сухих травах» / «About Dry Grasses», режиссер Нури Бильге Джейлан
Лучшая мужская роль
Кодзи Якусе — «Идеальные дни» / «Perfect Days», режиссер Вим Вендерс
Золотая камера за Лучший дебют
«Внутри желтой оболочки кокона» / «Inside the Yellow Cocoon Shell», режиссер Фам Тиен Ан
Лучший короткометражный фильм
«27», режиссер Анна Флора Буда