Сандэнс 2023: Попытки бегства
В Парк-Сити подходит к концу фестиваль независимого кино Сандэнс / Sundance. Состав участников его на этот раз шире, чем в предыдущие коронавирусные годы, когда просмотры проходили онлайн. Но в итоге и программа оказалась слабее обычного, и рынок рекорды не бьет. И все же интересное и даже выдающееся кино встречается, часто оно связано с темой побега.
Из тюрьмы
Джем Старлинг, совсем еще юная девушка, вчерашний подросток, светловолосая, с веснушками, молится в одиночестве, потом с семьей и с другими прихожанами в церкви, занимается со сверстницами в кружке танца в родной деревне в Кентукки. Но танцы без всяких вольностей, благообразные, и непременно под более или менее религиозные напевы. Девушка живет в христианской общине в любящей ее семье, в окружении радушных соседей. Но она растет, у нее появляются желания. Джем обижают замечания соседской матроны насчет того, что у нее сквозь платье просвечивает лифчик, после чего мама заставляет ее натянуть сверху еще и кофту. И немного раздражает, что нельзя для танцев использовать чуть более вольную музыку, ибо старшим не понравится. И что допустимо принимать ухаживания только того мальчика, на кого укажет мама, а там и до свадьбы недалеко. А еще она заметит, что недавно вернувшийся из путешествия сын пастора симпатичный и посматривает на нее, хотя он много старше и у него есть жена. И еще увидит однажды, что папа плачет и вообще несчастен.
«Девица Старлинг» / «The Starling Girl» в конкурсе Американского игрового кино — полнометражный дебют Лауры Пармет, кино с великолепным актерским составом. В главной роли Элайза Сканлен, дебютировавшая в «Острых предметах» HBO (после чего The Hollywood Reporter включил ее в десятку восходящих звезд), снималась у Греты Гервиг в «Маленьких женщинах», сыграла юную Элеонору Рузвельт в «Первой леди», уже имеет Австралийскую национальную кинопремию и делает успешную карьеру на Бродвее. Взрослого любовника Джем сыграл Льюис Пуллман (только что появившийся в «Топ Ган: Мэверик» вместе с Томом Крузом), отца Джем - Джимми Симпсон (номинант на «Эмми» и BAFTA за «Мир Дикого Запада» и «Черное зеркало»), мать — Ренн Шмидт («Ради всего человечества», «Нет»). Драма без особой оригинальной художественной формы, просто необычайно затягивающая. Которую сначала смотришь как традиционный печальный фильм о совращении девочки взрослым мужчиной (особенно когда он пытается помочь ей проколоть уши — совсем неприличный в своей прозрачности образ). А потом как историю о том, сколь многие могут быть запертыми в религиозной почти сектантской тюрьме, и совсем не всегда это связано с их полом. Любовник героини наверняка был когда-то так же почти насильно связан узами брака с той, кого выбрали родители. И отец, который в прошлом был музыкантом, но благочестивой жене не понравилось, а он так ее любил, что согласился с ее пожеланиями. Юной Старлинг тут надо не столько защитить первое сильное чувство, сколько найти собственный путь. И видимо, лучше бы подальше от дома.
От реальности
Великобритания, две сестрички из приличной пакистанской семьи Хан очень любят друг друга и поддерживают друг друга в их мечтах. Старшая Лена хочет стать художницей, младшая Риа — каскадершей. Лена в творческом кризисе и периодически уничтожает свои картины. Риа тоже переживает не лучшие времена — отношения с одноклассницами не клеятся, а кумир, самая знаменитая каскадерша мира, не отвечает на ее письма. Однажды семью приглашают в еще более приличный дом, по случаю возвращения сына хозяйки, богатого и умного ученого-врача или что-то в этом роде. Лена с сыном хозяйки приглянулись друг другу. И на следующий день девушка начинает меняться, переодевается из привычного комфортного полуспортивного в женственные кофточки, отказывается от мечты и соглашается выйти за избранника. Риа понимает: что-то тут не так. Но она даже не представляет, насколько все не так, какое там волшебство пополам с наукой, что именно задумали зловредный врач со своей ужасной мамашей. Тут помогут только любовь к сестренке, каскадерские трюки и подруги, даже те, которые, казалось, в школе над ней издевались.
«Приличное общество» / «Polite Society», показанное в программе Полночь - первый полный метр Ниды Манзур, создательницы культового ситкома для Channel 4 и Peacock «Мы — Lady Parts», работавшей над «Доктором Кто». В главных ролях - Риту Эрийа («Академия «Амбрелла») и Прийя Кансара («Бриджертоны»). И это такой жанровый мэшап, который не просто не имеет отношения к реальности, но со всех ног бежит от нее. Фильм-праздник, в котором таинственные научные эксперименты, волшебство, восточные танцы с песнями, драки, трюки, girl power, переодевания в усатых мужчин в цепочках, история взросления и спасения мира, любовь и коварный обман, американская мечта и немножко «Матрицы». Все это набито в сто минут так плотно и без пауз, что невозможно хотя бы немного не влюбиться в это однозначное и очень духоподъемное кино о том, что все будет хорошо.
Из утопии
«За пределами утопии» / «Beyond Utopia» (Конкурс американского документального кино) - один из самых сильных фильмов нынешнего Сандэнса. Посвященный слишком фантастической реальности, от которой мир просто отворачивается, потому что не очень понятно, что с ней делать. Уважаемая американская документалистка Мадлен Гэвин сняла фильм о том, как бегут из Северной Кореи, одиночки или целые семьи, растягивая побег на десятилетия. Бегут не куда, а откуда - из мира, который их учили считать раем.
Герои — Ли Хен-сео, писательница и активистка, бежавшая сама, сумевшая помочь бежать своей семье, автор книги «Девушка в семью именами». И семья из пятерых человек, включая двух детишек и бабушку под 80 лет, которые только-только преодолели долгий путь. И женщина, которая перебралась в Южную Корею десять лет назад. Причем, не с первой попытки. После первого раза ее поймали и посадили, а когда она вышла, то ее семью куда-то переселили, и она смогла заняться их поисками только после того, как попыталась прорваться через границу снова, на сей раз удачно. Сейчас она заранее покупает сыну одежду, толком не зная его размера, и ждет, когда он сможет к ней присоединиться.
А также пастор, который приехал в небольшой китайский городок в 80 км от границы с Северной Кореей с миссией, но узнал о проблеме бегущих из соседней страны, был совершенно потрясен и с тех пор почти два десятилетия живет тут, занимается помощью этим людям, посвятил им жизнь. В одной из правозащитных организаций он познакомился с будущей женой, женщина и сама была перебежчицей из КНДР, сегодня она с улыбкой рассказывает на камеру, что почти сразу выделила будущего мужа, ведь он был полноват, а у них в стране таких нет, кроме вождей, которых все обожают. У пастора, кстати, фамилия Ким.
Граница Северной Кореи с Южной заминирована. Еще есть крохотный кусочек границы с Россией, но в основном - с Китаем. Это полторы тысячи км вдоль реки Ялу. Через нее беглецы и стараются переправиться. А затем чаще всего делают гигантский крюк, долго едут по территории Китая, через Вьетнам и Лаос, наконец, по морю переправляются в Южную Корею. Как говорит пастор Ким, самое трудное — не побег из КНДР. Самое трудное - это чтобы после пересечения границы их не вернули назад. Все эти страны — Вьетнам, Лаос, а прежде всего Китай — депортируют бегущих обратно. Туда, где их ждут лагерь, пытки, возможно смерть. Публичные казни, расстрелы, избиения («любительские» съемки из самой КНДР) тоже в фильме есть. Правозащитники стараются помогать бегущим, тайно провозят их через свои страны, иногда приходится идти пешком через джунгли. Как пришлось той самой 80-летней бабушке. Уже после перехода всех границ авторы фильма спрашивают ее про жизнь в Северной Корее, и она начинает хвалить вождей, говорить о любви к ним. «Мама, все в порядке, ты уже не там, можно говорить правду», - говорит ей дочь. Но бабушка не может, еще долго не сможет, и нет уверенности, что сможет вообще. Слишком сильно прошито в ней то, что целому народу внушали десятилетиями.
Рынок без рекордов
Что касается покупок, то пока все без выдающихся достижений. К концу фестиваля лишь немногие из свободных 80 фильмов программ были проданы. Вот самое интересное, о чем известно на сегодняшний день.
Apple приобрела музыкальную мелодраму Джона Карни «Флора и сын» / «Flora and Son», историю о матери и учителе ее сына. В главных ролях Джозеф Гордон-Левитт и Ив Хьюсон, актриса и дочь Боно из U2, которой тут удалось продемонстрировать свои вокальные данные. Apple выиграла битву за фильм у Amazon, заплатив, по некоторым данным, более 20 млн долларов. Это ее крупнейшая сделка со времен «CODA: ребенок глухих родителей» (напомним, тот фильм, победивший на фестивале в 2021 году и купленный компанией за 25 млн, сделал ее первым стримером, получившим оскаровскую статуэтку). Это больше, чем 15 млн, которые она заплатила на прошлом Сандэнсе за меланхолическую драму «В ритме ча-ча-ча».
Также у Apple в копилке документальный фильм Дэвиса Гуггенхайма «До сих пор: Фильм о Майкле Дж. Фоксе» / «Still: A Michael J. Fox Movie» о звезде «Назад в будущее». У Amazon же - медитативный филиппинский мистический триллер «В шкуре моей матери» / «In My Mother`s Skin», единственный неамериканский участник программы «Полночь», купленный за несколько часов до начала фестиваля (кстати, его продюсер — постоянная соратница Лава Диаса Бьянка Бальбуэна). А также красочная драма «Кассандро» с Гаэлем Гарсиа Берналем и документальный фильм об одной из самых влиятельных подростковых писательниц мира «Джуди Блюм навсегда» / «Judy Blume Forever».
Вторая самая крупная сделка фестиваля — покупка финансово-эротического триллера Хлои Домон «Честная игра» / «Fair Play» о женихе с невестой (звезда «Бриджертонов» Фиби Дайневор и Олден Эренрайк, новый Хан Соло), работающих в одной и той же хедж-фирме и конкурирующих за повышение. Один из самых скандальных фильмов нынешнего Сандэнса - в основном из-за сцены орального секса во время менструации - был куплен Netflix за 20 млн долларов. У Netflix также хоррор «Беги, кролик, беги» / «Run Rabbit Run», приобретенный еще на старте фестиваля. И это не считая нескольких сделок, заключенных до открытия — в частности стример купил документальные фильмы о фридайвинге «Самый глубокий вдох» / «The Deepest Breath» и об отказе полицейских в США расследовать дела об изнасилованиях «Жертва под подозрением» / «Victim / Suspect».
Sony Pictures Classics купила (как пишут, за семизначную сумму) семейную мелодраму Эгнуса Маклахлана «Маленькая молитва» / «A Little Prayer». А Searchlight Pictures — очень высоко оцененную фестивальной критикой комедию об актерском мастерстве «Театральный лагерь» / «Theater Camp» за $8 млн.
И конечно же нельзя забывать об A24, которая совсем недавно, впервые за свою недолгую историю, стала самой номинированной на премию Американской киноакадемии компанией сезона, получив 18 номинаций за шесть фильмов (в том числе за фаворита нынешней гонки, артхаусный феномен «Все везде и сразу»). А24 представляла на фестивале собственные проекты — поэтическую «Грязь дороги вкуса соли» / «All Dirt Roads Taste of Salt» Рэйвен Джексон в конкурсе Американской драмы и комедию «Ты задел мои чувства» / «You Hurt My Feelings» Николь Холофсенер в программе Премьеры. А по ходу фестиваля она купила «Поговори со мной» / «Talk to Me» братьев Дэнни и Майкла Филиппоу, классический хоррор о неосторожных молодых людях, слишком увлекшихся спиритизмом (по слухам, за семизначную сумму).
Кинофестиваль независимого кино Сандэнс, проходит в Парк-Сити, штат Юта, с 19 по 29 января. Победители четырех главных конкурсных программ и обладатели наград зрительских симпатий станут известны поздним вечером в субботу.