Самые ожидаемые фильмы московского фестиваля. Выбор ПрофиСинема.
С 26 августа по 2 сентября в столице пройдет 44 Московский международный кинофестиваль. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в программах будут представлены фильмы из 65 стран. За главный приз поборются 13 игровых лент.
В программе смотра, его конкурсных и параллельных секциях, прослеживается попытка наметить будущую траекторию развития российского кино в его взаимодействии с мировой индустрией. На фоне отсутствия в стране американских блокбастеров и падения кинотеатральных сборов ММКФ откроет отечественный исторический экшен «Сердце пармы» — экранизация романа культового писателя Алексея Иванова. Этот фильм, снятый Антоном Мегердичевым, постановщиком суперуспешного «Движения вверх», при удачных раскладах имеет шанс стать стать прутиком, за который кинотеатры смогут ухватиться и хоть какое-то время продержаться на плаву. Среди параллельных программ стоит отметить секцию Блокбастеры народов мира — аудиторию пора постепенно знакомить с красочными экшенами из Нигерии, Индии и Китая, поднимать их цитируемость, давая понять, что «Не Голливудом единым...». Новая конкурсная программа российских премьер, по словам программного директора смотра Ивана Кудрявцева, должна стать витриной российского кино для иностранных байеров на фоне постепенного расширения индустриальной площадки смотра. Фестиваль не обошел вниманием и региональное кино: якутская «Молодость» Дмитрия Давыдова отобрана в основной конкурс, татарстанский «Микулай» с Виктором Сухоруковым — в конкурс Русские премьеры, хакасский «Чекаго» — в секцию Специальных показов.
Среди многочисленных лент, представленных на смотре, не так просто сориентироваться. Портал ПрофиСинема изучил конкурсные и параллельные секции и отобрал наиболее любопытные на наш взгляд работы. Какие-то фильмы попали в список благодаря их необычной концепции, какие-то привлекли внимание громкими именами в титрах, а некоторые картины заслуживают просмотра в том числе из-за предыстории их производства.
«Молодость» / «Youth», Дмитрий Давыдов (Основной конкурс)
Триумфатор Кинотавра 2020 года, якутский режиссер Дмитрий Давыдов, представит на ММКФ свою новую работу. Подобно «Царь-птице» и «Надо мною солнце не садится», вошедшим в конкурс Московского кинофестиваля прошлых лет, «Молодость» обещает быть лентой с одной стороны — основанной на локальных реалиях республики Саха, с другой — понятной абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его этнической принадлежности. По сюжету сорокалетний Василий, прожив в городе два десятилетия, возвращается в родную деревню. Однако, там его уже никто особо не ждет.
«Инстинкт» / «The Instinct», Джуборадж Шамим (Основной конкурс)
Нищий калека по имени Лянгра сбегает в родной город вместе с женой наркоторговца, у которого он закупался. Вскоре женщина узнает о темном прошлом своего нового возлюбленного и решается на побег в обратную сторону. Чтобы снять эту историю, в которой сочетаются бытописание отверженных слоев бангладешского общества и элементы нуарного повествования, режиссер продавал акции будущего фильма. В итоге картина была создана на деньги простых зрителей, без финансовой поддержки государства и бизнеса — подобный кейс может стать актуальным во многих странах на фоне кризиса, дышащего в спину человечества.
«Путешествия Масторны» / «The journey of mastorna», Чань Мин Чжи Ляо (Основной конкурс)
Кино, осмысливающее кино, стабильно входит в программы ведущих мировых фестивалей. Основной конкурс ММКФ не стал исключением. Китайская лента «Путешествия Мастроны» — игровая работа, изобилующая отсылками к мировой классике, в том числе европейской. Само ее название напоминает о нереализованном проекте Федерико Феллини. В центре повествования — влюбленная пара: она работает над дипломным проектом по изобразительному искусству, он собирается снять дебютный фильм.
«Земля больших возможностей» / «The Land of Great Opportunities», Андрей Ананин (Конкурс документального кино)
В 2014 году с подачи одного из телеканалов сибирский фермер Джастас Уолкер, переехавший в Россию из США, внезапно для себя стал персонажем ернических мемов об импортозамещении. Вскоре молодой документалист Андрей Ананин раскрыл его с иной стороны и сделал героем вдумчивых философских картин. Неигровая дилогия Ананина «Американская мечта» и «Дым отечества» (2015-2016 гг.) побуждала зрителя к размышлениям о культуре и самоидентифкации, месте человека на земле, искуплении и надежде. Образ серьезного героя за Уолкером закрепилcя, когда тот появился в картине «Хэнд Мэйд» Евгения Григорьева.
В «Земле больших возможностей», вошедшей в документальный конкурс, Андрей Ананин продолжает рассказывать историю американца в российской глубинке, размышляя об отношении человека к своему дому и к своей земле.
«Природа» / «La Nature», Артавазд Пелешян (Свободная мысль)
В этом году секцию Свободная мысль откроет первая работа легендарного армянского документалиста, снятая им спустя почти трех десятилетий молчания. Окончивший ВГИК на исходе оттепели, Пелешян стремился постичь диалектику глобального и частного: образы отдельного индивида, явления, народа в его картинах непременно отсылали к общечеловеческому и наоборот; а конечная мысль этих работ всегда ускользала от вербализации, поскольку являла собой сложную и целостную картину мироздания. Из мировых авторов наиболее близок по духу к Пелешяну, пожалуй, разве что Годфри Реджио.
В 2021 году «Природа», лента совместного производства Франции, Армении и Германии, успела появиться на фестивалях в Нью-Йорке, Амстердаме, Мельбруне и Чонджу. Теперь ее можно будет увидеть и в Москве.
«История неполучившегося фильма» / «The film that went wrong», Никита Михалков (Специальные показы)
Нельзя постичь природу кино, освоить секреты мастерства и достичь успеха, осмысливая только культовые картины. Порой следует анализировать и неудачные проекты, которые случаются в том числе у мэтров. Особо ценно в таком случае, когда сам мастер раскрывается перед зрителем и вместе с ним пытается разобраться в причинах своего неуспеха. Именно это сделал Никита Михалков в документальной работе «История неполучившегося фильма». В 1993 году он снял игровую картину «Вспоминая Чехова». Отсмотрев финальный монтаж, режиссер понял, что фильм не удался. Теперь, спустя 30 лет, автор пытается понять и проанализировать случившееся.
«Девять холмов, одна долина» / «Nine Hills One Valley», Хаобам Пабан Кумар (Третий возраст)
Тангкхул — одна из многочисленных этнических групп, населяющих относительно небольшой индийский штат Манипур. С середины XX века здесь вспыхивают межнациональные конфликты, порой перерастающие в жестокую резню. Осмыслить эти события на экране можно по-разному.
Режиссер Хаобам Пабан Кумар снял лаконичное документально-игровое роуд-муви о тангхуле по имени Анам Ахум — он отправляется в столицу штата, чтобы повидаться с дочерью, собравшейся переехать в Дели. По дороге мужчина встретит попутчиков разных национальностей; каждого так или иначе коснулись кровавые события минувших лет. Их дорожные рассказы складываются в коллективное воспоминание о непростых перипетиях, несущих смерть и боль простым жителям. Фильм был отмечен специальным упоминанием на индийском кинорынке Film Bazaar и рядом других наград в своей стране.
«Страсти по Андрею» / «Andrei Rublyov», Андрей Тарковский (К юбилею Андрея Кончаловского)
Эту ленту в программе ММКФ можно считать и ретроспективной, и в то же время — громкой новинкой. Культовый фильм Тарковского ранее был доступен большинству зрителей в хронометраже 175 минут: в 60-е его подвергли жёсткой критике за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» — и урезали почти на полчаса. В текущем году на Мосфильме восстановили, отреставрировали и подготовили к выходу на экран режиссерскую версию произведения продолжительностью 206 минут. В нее вернули ряд ранее удаленных сцен, а изображению на пленке придали изначальное качество.
«Удод» / «Hoopoe», Мехди Газанфари (Арт-кор)
Иранское роуд-муви о встречах и наблюдениях звукорежиссера, который путешествует по стране в поисках новых и необычных звуков. Подобная фабула заставляет вспомнить о «Лиссабонской истории» Вима Вендерса. В свою очередь, звук как центральный аспект сюжета, позволяет связать эту ленту и с работой «Память» Апичатпонга Вирасетакула, отмеченной прошлогодним Призом жюри в Каннах. Наконец, эта картина напоминает, что кинематограф — аудиовизуальное искусство, а не только зрелище для глаз, что нередко забывается в условиях конвеерного производства.
«Чарулата» / «Charulata», Сатьяджит Рай (Песнь дорог — ретроспектива Сатьяджита Рая)
Традиционные ретроспективы классиков в рамках ММКФ из года в год позволяют увидеть на большом экране легендарные работы мастеров мирового кино. За минувшие десять лет фестиваль показал программы Бернардо Бертолуччи, Кшиштофа Занусси, Андрея Кончаловского и других авторов. На этот раз организаторы подготовили секцию, посвященную индийскому классику Сатьяджиту Раю. «Чарулата» 1964 года принесла своему создателю приз за Лучшую режиссуру на Берлинале и, как уверяют, кураторы ретроспективы, считается одной из вершин творчества режиссера, застолбившего для Индии место в «высшей лиге» мирового кинематографа.