Канны 2022: Мало женщин и новых имен, нет председателя жюри
Вчера президент Каннского международного кинофестиваля Пьер Лескюр и программный директор Тьерри Фремо огласили состав участников кинофорума, который пройдет вживую с 17 по 28 мая. Среди мероприятий, которые еще назовут — что-то специальное с фокусом на Украину. В программе будут дополнения, но уже понятно, что фестиваль сделал ставку на известные имена. Сохраняется неожиданная и даже скандальная интрига с председателем жюри.
О цифрах
На пресс-конференции назвали только 49 фильмов, которые войдут в официальную программу, впрочем, на следующей неделе обещаны дополнения. Фремо сказал, что для отборочной комиссии это был сложный год — она рассмотрела более 2200 претендентов, к тому же многие заявили о себе довольно поздно. Между тем, до пандемии комиссия традиционно выбирала из менее чем 2 тысячи потенциальных участников.
Сохраняется интрига и с председателем жюри основного конкурса, чье имя до сих пор не названо. По слухам, это связано с тем, что в председатели в этом году Канны приглашали неоднократного лауреата фестиваля Асгара Фархади. Но планам помешал скандал с обвинением режиссера в плагиате, на данный момент ведется расследование, потому Канны отложили официальное объявление. Другими претендентами, вернее, претендентками, в кулуарах индустрии называли Марион Котийяр, но в итоге фильм с ней оказался в основном конкурсе («Брат и сестра» Арно Деплешена), а также Пенелопу Крус (фильм с ней, L'immensità Эмануэле Криалезе, может оказаться среди дополнений в программу).
О женщинах
Этот год будет последним для Пьера Лескюра на посту президента фестиваля. С 1 июля его место займет Ирис Кноблох, четверть века проработавшая на руководящих должностях в Warner Media, в том числе она курировала стратегию и маркетинг компании во Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и странах Бенилюкса. Женщина, имеющая деловые связи с Франсуа-Анри Пино, французским миллиардером, владельцем Kering (эта корпорация — важный спонсор фестиваля). Она станет первой женщиной на посту президента Канн. С ее приходом связывают возможные перемены, в том числе вероятное увеличение числа женщин в программах фестиваля.
Пока же ситуация с присутствием в каннских программах фильмов, снятых женщинами, печальная: в основном конкурсе таких из 18 лишь три. Это «Вечно молодые» Валерии Бруни-Тедески, «Звезды в полдень» Клер Дени и «Вернисаж» Келли Райхардт (в прошлом году, напомним, за награды конкурировали четыре снятых женщинами фильма из 24, в том числе и получивший потом «пальму» «Титан» Джулии Дюкорно). В Особом взгляде соотношение — 6 из 15. Это прежде всего «War Pony» Райли Кио и Джины Гаммель. Кио - внучка Элвиса Пресли, номинантка на Золотой глобус, актриса, снимавшаяся, кажется, уже у всех (от Ларса фон Триера и Ника Кассаветиса до Стивена Содерберга и Джорджа Миллера), а теперь дебютирующая в режиссуре. Стоит обратить внимание на «Безмолвных близнецов» Агнешки Смочиньски (англоязычный дебют польской постановщицы с голливудской звездой и важными дистрибьюторами, проект, которому заранее прочат оскаровские перспективы) и на «Корсет» Мари Крютцер с Вики Крипс в роли Елизаветы Баварской. Всего в каннской программе-2022 девять снятых женщинами фильмов из 49, что, конечно, далеко от гендерного баланса.
О США
Американское кино нынешних Канн - это внеконкурсные показы от крупных студий, «Топ Ган: Мэверик» Джозефа Косински от Paramount и «Элвис» База Лурмана от Wartner Bros. Сбылись прогнозы относительно включения в программу «Трех тысяч лет желаний» Джорджа Миллера (вне конкурса) и «Появления» Келли Райхардт (основной конкурс), а также научно-фантастического триллера «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга, который компания Capella Film выпустит в российский прокат в сентябре 2022 года. В программе Спецпоказы анонсирован и документальный фильм Итана Коэна о легенде рок-н-ролла «Джерри Ли Льюис: Умопомрачение».
Зато не будет не только некоего загадочного фильма Дэвида Линча (Линч опроверг эти прогнозы), но и «Базза Лайтера» от Pixar. Мировую премьеру проекта о любимом многими персонаже франшизы «История игрушек» ждали в Каннах вне конкурса, это уже вполне сложившаяся традиция — показывать на Круазетт анимационные блокбастеры Disney/Pixar (например, в 2009 году фестиваль открывал «Вверх», а в 2015 году тут показывали «Головоломку»). Но этого не произошло.
Об актуальном
Даже на первый взгляд в программе много давно известных имен и старых историй. В основном конкурсе авторы, которые не впервые на Лазурном берегу: Дэвид Кроненберг, Клер Дени, Арно Деплешен, Джеймс Грэй, Кристиан Мунджиу, Хирокадзу Корээда, Марио Мартоне, Рубен Эстлунд, Пак Чхан-ук, Ежи Сколимовский и конечно братья Дарденн, которые дважды выигрывали фестиваль, а также получали тут награды за режиссуру, сценарий и гран-при жюри. Вообще же четыре фильма конкурса сняты теми, у кого уже есть «пальма». Кроме Дарденнов, это Корээда, Мунджиу и Эстлунд. Пожалуй, только два имени в конкурсе можно считать сравнительно свежими, хотя уже известными и открытыми недавно именно тут. Это шведский иранец Али Аббаси, который в 2018 году выиграл Особый взгляд с абсурдистской драмой «На границе миров» — на сей раз в конкурсе его «Священный паук», триллер о серийном убийце, охотящемся на проституток. И бельгиец Лукас Дон, автор «Девочки», в том же 2018 году представленной в Особом взгляде и выигравшей сразу четыре награды, в частности приз ФИПРЕССИ и Золотую камеру за дебют. Теперь он участвует в борьбе за «пальму» с «Близко», драмой о подростках, чья дружба подверглась испытанию.
В программе в целом много ремейков и напоминаний о былом. «Иа» Ежи Сколимовского (конкурс) — переосмысление «Наудачу, Бальтазар» Робера Брессона. «Ирма Веп» Оливье Ассайаса (Каннские премьеры) — сериал, основанный на его же полном метре 1996 года. Главные внеконкурсные блокбастеры — часть давней франшизы с всегда профпригодным для любых трюков Томом Крузом и фильмы о великих музыкантах прошлого. Даже открывающий Канны «Убойный монтаж» Мишеля Хазанавичюса — ремейк японского комедийного ужастика пятилетней давности «Зомби одним планом!». Пока все выглядит так, словно Канны в нынешние неспокойные времена хотят спрятаться за старыми историями и былой славой. Ну или найти во всем этом опору.
Но и от актуальных событий фестиваль не уходит. В соответствии со своим релизом о том, что бойкот всего российского Канны поддерживать не будут, официальные делегации из России не ждут, но независимым авторам рады, в конкурс включена «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова. Этот фильм Фремо на пресс-конференции назвал первым, когда речь пошла об основном конкурсе. А поддержка Украины не ограничится показом дебюта Максима Наконечного «Взгляд мотылька» в Особом взгляде (Фремо подчеркнул, что фильм выбрали не за его украинское происхождение, а потому что это очень хорошее кино с поразительной молодой актрисой) и «Естественной истории разрушений» Сергея Лозницы в программе Спецпоказы. Известно, что в рамках программы рынка один день - 21 мая будет целиком связан с украинской киноиндустрией. Но не исключено, что некое мероприятие, посвященное Украине, будет и в программе фестиваля — об этом Фремо сообщил в интервью Deadline. Информации о том, что это будет за мероприятие или какого рода поддержка, пока нет.
Постскриптум
И о трех проектах официальной программы фестиваля, о которых в этом тексте не упоминалось, но на которые стоит обратить внимание. Речь о секции Полуночные показы. Тут запланированы три премьеры. Это «Охота», шпионская история о Северной и Южной Корее — режиссерский дебют Ли Джон-джэ, звезды «Игры в кальмара», который сам и сыграет главную роль южнокорейского агента. Это «Грезы эпохи Луны» Бретта Моргена - после четырех лет работы с архивами покойного Дэвида Боуи режиссер покажет в своем фильме кадры и записи, которых никто никогда не видел. И, наконец, это «Курение вызывает кашель» Квентина Дюпье (он же Mr. Oizo), диджея и кинематографиста, одного из самых интересных французских режиссеров современности, автора «Реальности» и «Оленьей кожи». В его новой работе снимались Адель Экзаркопулос, Жиль Леллуш и Бенуа Пульворд.
Программа Каннского кинофестиваля 2022
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
«Вечно молодые» (Les Amandiers), Валерия Бруни-Тедески
«Священный паук» (Holy Spider), Али Аббаси
«Преступления будущего» (Crimes Of The Future), Дэвид Кроненберг
«Звезды в полдень» (Stars At Noon), Клер Дени
«Брат и сестра» (Frère Et Soeur), Арно Деплешен
«Тори и Локита» (Tori And Lokita), Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
«Время Армагеддона» (Armageddon Time), Джеймс Грэй
«Close», Лукас Дон
«Посредник» (Broker), Хирокадзу Корээда
«Румыния», Кристиан Мунджиу
«Треугольник печали» (Triangle Of Sadness), Рубен Эстлунд
«Вернисаж» (Showing Up), Келли Райхардт
«Решение уйти» (Decision To Leave), Пак Чхан-ук
«Ностальгия» (Nostalgia), Марио Мартоне
«Жена Чайковского», Кирилл Серебренников (Россия)
«Заговор в Каире» (Boy From Heaven), Тарик Салех
«Братья Лейлы» (Leila’s Brothers), Саид Рустаи
«Иа» (Eo), Ежи Сколимовский
«Восемь гор» / «Le Otto Montagne», Шарлотта Вандермерс и Феликс ван Грунинген (Италия/Бельгия)
«Младший брат» / «Un Petit Frère», Леонор Серай (Франция)
«Мучения на островах» / «Tourment Sur Les Îles», Альберт Серра (Испания)
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД
*«Худшие» (Les Pires), Лиз Акока, Роман Гере
«Засушливые дни» (Burning Days), Эмин Элпер
*«Метроном» (Metronom), Александру Белк
«Весь народ, которым мне не быть» (All The People I’ll Never Be), Дэви Чу
«Больна собой» (Sick Of Myself), Кристоффер Боргли
«Доминго и туман» (Domingo And The Mist), Эриэль Эскаланте
*«План 75» (Plan 75), Тиэ Хаякава
*«War Pony», Райли Кио, Джина Гаммель
«Корсет» (Corsage), Мари Крютцер
*«Взгляд мотылька» (Butterfly Vision), Максим Наконечный
«Безмолвные близнецы» (The Silent Twins), Агнешка Смочиньска
«Незнакомец» (The Stranger), Томас М. Райт
*«Земля радости» (Joyland), Саим Садик
*«Родео» (Rodeo), Лола Киворон
«Земля богов» (Godland), Хлинюр Палмасон
«Больше, чем когда-либо» / «Plus que jamais», Эмили Атеф (Германия/Франция)
«Средиземноморская лихорадка» / «Mediterranean Fever», Маха Хадж (Палестина)
«Синий кафтан» / «Le bleu du caftan», Марьям Тузани (Марокко)
«Harka», Лотфи Натан (Тунис)
КАННСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ
«Наши братья» (Nos Frangins), Рашид Бушареб
«Сумерки» (Nightfall), Марко Беллоккьо
«Додо» (Dodo), Панос Котрас
«Ирма Веп» (Irma Vep), Оливье Ассайас
«Дон Хуан» / «Don Juan», Серж Бозон (Франция)
«Ночью 12-го» / «La Nuit Du 12», Доминик Молль (Франция)
«Хроника мимолетного романа» / «Chronique D’une Liaison Passagère», Эммануэль Муре (Франция)
«Как звери» («Хищники») / «As bestas», Родриго Сорогойен (Испания, Франция)
ВНЕ КОНКУРСА
«Убойный монтаж» / «Coupez!», Мишель Хазанавичус
«Топ Ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick), Джозеф Косински
«Элвис» (Elvis), Баз Лурман
«Ноябрь» (Novembre), Седрик Хименес
«Три тысячи лет желаний» (Three Thousand Years Of Longing), Джордж Миллер
«Маскарад» (Mascarade), Николя Бедо
«Невиновный» / «L’innocent», Луи Гаррель (Франция)
ПОЛУНОЧНЫЕ ПОКАЗЫ
«Охота» (Hunt), Ли Джон-джэ
«Грезы эпохи Луны» (Moonage Daydream), Бретт Морген
«Курение вызывает кашель» (Fumer Fait Tousser), Квентин Дюпье
«Повстанец» / «Rebel», Адиль Эль Арби и Билал Фалла (Бельгия)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ
«Все, что дышит» (All That Breathes), Шаунак Сен
«Естественная история разрушения» (The Natural History Of Destruction), Сергей Лозница
«Джерри Ли Льюис: Умопомрачение» (Jerry Lee Lewis: Trouble In Mind) Итан Коэн
«Моя воображаемая страна» / «Mi Pais Imaginario», Патрисио Гусман, документальный (Чили)
«Бродяги» / «The Vagabonds», Доротея Друмева (Германия)
«Феминистка» / «Riposte Féministe», Мари Переннес и Симон Депардон, документальный (Франция)
«Остатки ветра» / «Restos Do Vento», Тьяго Гуэдес (Португалия)
«Маленький Николас, чего мы ждем, чтобы быть счастливыми?» / «Le Petit Nicolas Qu’est-Ce Qu’on Attend Pour Être Heureux?», Амандин Фредон и Бенджамин Массубр, анимационный (Франция)
«Здравствуйте» / «Salam», Мелани « Diam’s »Худа Беньямина, Энн Сиссе, документальный (Франция)
*Дебюты, претендующие на награду Camera d’Or