Золотой ворон 2021 в фактах и цитатах
С 11 по 17 октября в городе Анадыре прошел V Арктический международный кинофестиваль Золотой ворон, одно из долгожданных событий для самого восточного региона России. Жители Чукотки уже пятый год подряд оказываются в центре насыщенной фестивальной жизни. От решения обычных зрителей зависит и выбор победителя в главной категории. В этом году Гран-при удостоился канадский фильм «Бинс» режиссера Трейси Дир.
Впервые за пять лет работы фестиваля пришло беспрецедентное количество заявок со всего мира – более пятисот. За главный приз на юбилейном киносмотре боролись 14 игровых и неигровых полнометражных фильмов из России, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции, Канады, США, Исландии и Гренландии. Программа открыла для аудитории фестиваля жизнь простых людей в суровых, но уникальных по красоте и величию уголках планеты.
Филипп Абрютин, художественный руководитель фестиваля:
«Мы ушли от тематической концепции кинофестиваля и пришли к территориальной: фокусируемся не столько на теме, сколько на местах производства фильмов.
В программе есть ленты, например, из Швеции и Норвегии, никак не связанные ни с традициями и культурой коренных народов севера этих стран. Зачастую в картинах рассказана история обычного человека, которая могла бы произойти, где угодно. На первых выпусках киносмотра фильмы представляли собой, скорее, красивые зарисовки с пением, танцами и элементами культуры. На пятом фестивале, я считаю, мы «выросли» в конкурсном отборе и показали картины, которые поднимают сложные и иногда даже болезненные темы, и могут быть восприняты неоднозначно, они касаются межнациональных конфликтов, «зеленых» организаций и др».
Золотой ворон с каждым выпуском становится масштабнее и расширяет горизонты, с этого года фестиваль – в основной программе культурных мероприятий Председательства России в Арктическом Совете.
Каждый год на Чукотку приезжают известные кинематографисты, которые составляют международное жюри конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов. В этом году жюри Золотого ворона возглавил, впервые в своей творческой деятельности, российский режиссер, продюсер, сценарист и актер Юрий Быков. К судейской коллегии также присоединись журналист, писатель и продюсер Сусанна Альперина, режиссер и сценарист Элла Манжеева, кинокритик и киновед Сергей Лаврентьев, норвежский продюсер Анна Лайла Утси, кинорежиссер из Новой Зеландии Либби Хакарайра. Даже несмотря на сложные условия и ограничения фестиваль удалось провести, как признаются организаторы, несмотря ни на что. Но не все члены жюри смогли приехать на Чукотку, часть из них работала удаленно.
Профессиональное жюри присудило Большого золотого ворона польской документальной картине Мацея Куске «Кит из Лорино», который также стал фильмом открытия киносмотра.
Юрий Быков, российский режиссер, продюсер, сценарист, актер, председатель жюри:
«Некоторые члены жюри работали удаленно, но здесь, на Чукотке, у нас сложилась отличная команда. Элла [Манжеева] – мой антипод в творчестве, она воспринимает все картины через тонкую призму художественности, а я - через тенденциозность фильма и его потенциал, мне важно представить, во что данная авторская работа может вырасти, я готов давать поощрение на перспективу. А Сусанна [Альперина] – наш рефери, кинокритик, которая смотрит на фильмы с других, нежели мы, авторы, позиций, оценивает все очень технично. Нам было, о чем и пошутить, и поспорить.
Что касается программы, то отмечу, что в скандинавских фильмах прослеживается тенденция трагического кино. Они отличаются холодностью и зачастую отсутствием жизненной энергии. Но это никак не сказывается на качестве восприятия. А наше «северное» кино достаточно наивное, авторам нужно еще работать. Региональное кино необходимо поддерживать более серьезно – и не только ресурсами, но и кадрами».
Филипп Абрютин, художественный руководитель фестиваля:
«Лауреат фестиваля «Кит из Лорино» вызвал очень бурные обсуждения. В частности, ругали фильм за то, что он может сыграть на руку «зеленым» в деле запрета охоты на китов. Но стоит заметить, что картину снимали при поддержке местных властей Чукотки. И далеко не всем могут дать допуск на охоту на китов.
Наш фестиваль зрительский, мы не боимся рассуждать на спорные темы, поэтому и демонстрируем такие противоречивые фильмы».
Оксана Лахно, продюсер фестиваля
«Уже со следующего кинофестиваля мы планируем объединить и в короткометражной программе документальное и игровое кино, так как границы зачастую между ними стираются. В прошлом году в конкурсе была игровая картина «Год в Гренландии», которая снята в документальном формате и, наоборот, есть много примеров документальных картин с постановочными сценами».
Конкурсная программа Золотого ворона получилась очень многоликой, в том числе и потому что объединяет игровые и документальные картины. Максимально сложная задача стояла как перед жюри фестиваля, так и перед зрителями – выбрать из всего этого многообразия.
Антон Долин, журналист и кинокритик:
«На меня большое впечатление произвел якутский фильм «Джулур» о мировом чемпионате по перетягиванию палки. В нем голливудские сюжетные стандарты очень органично накладываются на якутскую фактуру. Многие из актеров наверняка непрофессиональные, но справляются отлично.
Очень интересный «Кит из Лорино», своеобразный документальный ответ фильму «Китобой», не в прямом смысле, но охота на китов там тоже есть. И я бы обратил особое внимание на картину «Агнец» - исландцы даже выдвинули ее на Оскар.
Фильмы программы объединяет то, что они сняты в близких географических и климатических условиях, это определяет и своеобразное единство пейзажа, много экстерьерных съемок. Красота северной природы определяет и эстетику кино.
Очень логично, что программа фестиваля не делится на игровую и документальную. Ведь если картины отбираются по географическому признаку, то арктического кино для двух программ не наберется. То, что обладателя главного приза выбирают зрители – правильно. Я очень люблю зрительские киносмотры, и если говорить о локальных фестивалях вроде этого, когда фильмы демонстрируются преимущественно для местной публики, то это единственный приз, который по-настоящему важен».
За кинонеделю в Анадыре прошли показы конкурсных фильмов, мастер-классы, творческие встречи и лекции, оживленные дискуссии со зрителями после просмотра картин. Жители Чукотки не только смотрят кино и голосуют, но и снимают фильмы в рамках кинолаборатории.
Организаторы отмечают, что за все годы зритель «вырос» вместе с фестивалем и даже сформировался определенный класс общества, с которым они постоянно находятся в диалоге. Если на самом первом киносмотре зрители не задавали вопросы, а просто слушали, то теперь они – активные участники бесед, которые длятся иногда по несколько часов.
Юрий Быков, российский режиссер, продюсер, сценарист, актер, председатель жюри:
«Культуру необходимо продвигать в самые отдаленные точки Российской Федерации, и хотелось бы, чтобы на фестивале Золотой ворон присутствовало больше представителей киноиндустрии. Это важно не только для местных жителей, но и для налаживания связи между кинематографическим центром страны и Чукоткой. Киноиндустрия не должна бояться «перемещаться» и связывать огромные территории нашей большой страны в единое культурное пространство.
Люди, существующие в таких суровых условиях, крайне автономны. Хоть Анадырь и является столицей округ, все равно есть ощущение обособленности этого региона. Но с другой стороны проблемы, социальные коды схожи с любым другим российским периферийным регионом. Поэтому география не влияет на социальные процессы, которые здесь так же отлажены, как и во всех других регионах».
Антон Долин, журналист и кинокритик:
«Мне понравилась Чукотка не только потрясающе красивыми местами и уникальной природой, но и ее замечательными жителями – добрыми, отзывчивыми и явно испытывающими культурный голод. Фестиваль Золотой ворон хотя бы отчасти этот голод удовлетворяет. Чукотские зрители имеют свои вдумчивые и независимые суждения, причем высказывают их очень вежливо. Это та аудитория, которая готова с энтузиазмом смотреть нестандартное фестивальное кино».
Несколько лет назад, в 2019 году, была организована специальная секция короткометражных фильмов Киновзлёт, включающая дебютные работы чукотских авторов. Для ребят из школ и колледжей разных районов Чукотки круглый год работает кинолаборатория, где они могут снимать свое собственное кино, а потом представлять на киносмотре. Сейчас чукотский кинематограф только-только формируется, и фестиваль Золотой ворон способствует этому процессу.
Филипп Абрютин, художественный руководитель фестиваля:
«Первые два года нам приходилось искать желающих, мы подталкивали местных молодых людей к созданию своих первых киноработ. А в этом году даже искать никого не пришлось, мы сразу получили 12 готовых фильмов. Они любительские и далеки от совершенства. Но это лишь один из этапов. Для нас важно дать ребятам возможность прикоснуться к кино и создавать что-то свое.
Мы показываем творческим людям Чукотки, что такое самобытный кинематограф канадских эскимосов или саамов, которые живут и в Норвегии, и в Мурманской области. Когда они видят примеры звучания в кино национального голоса, то понимают, что на Чукотке пока этого нет, и начинают снимать свои истории. Есть примеры известных чукотских кинематографистов: режиссер Владимир Пуя участвовал в нескольких киносмотрах во Франции и Канаде, а Алексей Вахрушев, который снимал прекрасные документальные картины, сейчас обратился и к игровому кино. Я и сам, как режиссер, хочу вернуться к национальному коду и снимать истории про Чукотку».
Фестиваль Золотой ворон стал связующим звеном между кинематографистами и удаленными территориями. Делегация Киностудии Ленфильм приехала на Чукотку со специальной программой – фильмами, связанными с Севером: «Снежная Королева», «Начальник Чукотки», «След Росомахи» и «Дикая собака Динго». В кинотеатре Полярный – главной площадке киносмотра – впоследствии планируют показать и отреставрированную копию известного фильма Виталия Мельникова «Начальник Чукотки». Представители студии Ленфильм в рамках фестиваля не только обговорили с организаторами и Департаментом культуры, спорта и туризма Чукотского АО план показа в Анадыре «золотой коллекции» студии, но и возможность установки памятника «Начальнику Чукотки».
Ольга Аграфенина, продюсер Ленфильма
«Наш приезд на Чукотку, во многом состоявшийся благодаря интернет-порталу ПрофиСинема, который «свел» нас с организаторами фестиваля Золотой ворон, позволил нам наладить долгосрочное сотрудничество и впоследствии, я надеюсь, реализовать наши грандиозные планы.
В рамках визита мы встретились с начальником Департамента культуры, спорта и туризма Чукотского АО Александром Владимировичем Сысоевым, с которым договорились о трехстороннем сотрудничестве совместно с Госфильмофондом по реставрации знаковой картины «Начальник Чукотки». Копия фильма стерлась, даже герои стали едва различимы, а реставрация – дело дорогое. Поэтому в ближайших планах – сделать цифровую эталонную копию «Начальника Чукотки».
Кроме того, договорились и о возможности установки памятника «Начальнику Чукотки». Идея установки памятника возникла 5 лет назад, в год 50-летия фильма, но заветной цели пока не достигла. Надеюсь, сейчас все сложится».
Деловая программа фестиваля была представлена презентациями лучших практик развития регионального арктического кино: Якутии, Мурманска, Архангельска. Помимо российских кинематографистов в деловой и культурной программе фестиваля приняли участие представители Посольств: Мария Биргитта Линд – советник по культуре при Посольстве Швеции в России, Элисон ЛеКлэр – Посол Канады в России, Кристин Халла Кристинсдоттир – заместитель главы Дипмиссии Посольства Исландии в России.
У организаторов есть главная цель – сделать киносмотр всечукотским, чтобы он одномоментно проходил на территории всего округа.
Филипп Абрютин, художественный руководитель фестиваля:
«Ранее у нас была основная сложность – нехватка финансирования. Все эти пять лет мы проводили фестиваль на собственные средства и на средства Департамента культуры, спорта и туризма Чукотского АО. Сейчас к поддержке кинофестиваля присоединились компания Кинросс, Сбербанк, Министерство культуры РФ, Фонд культурных инициатив. Начинается новый этап фестиваля, и до марта мы покажем конкурсные картины во всех районах Чукотки, эхо фестиваля пройдет и в соседних регионах – Якутии, Магаданской, Мурманской и Архангельской областях. Мы также выходим за пределы страны: фильмы будут показаны в Швеции, Норвегии и Канаде».
Золотой ворон уже сейчас сотрудничает со многими «северными» фестивалями – imagineNATIVE, Skábmagovat, Бьюти, кинофестиваль в Тромсе, кинофестиваль в Новой Зеландии Māoriland – и постоянно находится в поисках возможностей по масштабированию фестиваля. В планах – коллаборации и с российскими компаниями, в разгаре переговоры с Москино, на площадках которого покажут победителей Золотого ворона прошлых лет. В декабре 2021 года на Чукотке пройдет питчинг, проект-победитель которого будет курироваться Золотым вороном от начала и до конца.
Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон» проводится при поддержке: Министерства культуры Российской Федерации, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Чукотского автономного округа. Мероприятия фестиваля проходят в рамках председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021 – 2023 годах.