32 Кинотавр огласил программу и состав жюри
17 августа в ТАСС прошла онлайн пресс-конференция, посвященная 32 Открытому российскому кинофестивалю Кинотавр. Президент смотра Александр Роднянский и программный директор Ситора Алиева объявили программу, назвали имена членов жюри и рассказали о формате и особенностях предстоящего мероприятия.
Второй год подряд из-за пандемии Кинотавр пройдет в формате делового форума. «К сожалению, времена сложные и мы все понимаем существующие ограничения, — отметил Александр Роднянский. — Как и в прошлом году, когда нам удалось найти разумный компромисс между фестивальными мероприятиями, конкурсными показами, деловой программой и требованиями Роспотребнадзора, так и в этом году, согласно соответствующим инструкциям, регламентам и мерам, принятым в Краснодарском крае, будет организован деловой форум Кинотавр».
Впервые в истории фестиваля Почетный приз на церемонии открытия будет вручен продюсеру. Лауреатом награды За уникальное продюсерское чутье и поддержку российских талантов станет Сергей Сельянов. По словам президента смотра, подобным выбором организаторы хотят подчеркнуть изменения, случившиеся в модели российского кинематографа и особую роль, которую играют в ней продюсеры.
Картина, над которой работал Сергей Сельянов, откроет предстоящий фестиваль. Документальный проект «Нас других не будет» журналиста, документалиста и киноведа Петра Шепотинника основан на материалах — интервью и записях — которые автор собирал на протяжение последних тридцати лет. Лента посвящена главным фигурам новой истории отечественного кино, в первую очередь — Сергею Бодрову-младшему и Алексею Балабанову.
Фильмом закрытия станет драма «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, получившая главный приз программы Особый взгляд на минувшем Каннском фестивале.
В основной конкурс вошло 15 картин, шесть из которых — дебютные. Среди новоявленных режиссеров оказались сценарист Любовь Мульменко («Дунай»), театральный постановщик Виктор Рыжаков («День Мертвых») и оператор Роман Васьянов («Общага»).
Как отметил Александр Роднянский, в этом году российское кино имеет феноменальный успех в мире — крупнейшие международные фестивали проявляют особый интерес к отечественным проектам. В этом году программа Кинотавра изобилует лентами, отобранными в Венецию, Сан-Себастьян, Локарно и Карловы Вары: «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова (Венеция, основной конкурс), «Ничья» Лены Ланских (Сан-Себастьян, секция Новые режиссеры), «Нуучча» Владимира Мункуева (Карловы Вары, конкурсная секция East of the West Competition), «Герда» Натальи Кудряшовой и «Медея» Александра Зельдовича (оба фильма - Локарно, основной конкурс).
Программный директор Кинотавра Ситора Алиева рассказала, что в этом году из 104 фильмов, претендовавших на попадание в основной конкурс, было 60 дебютов, то есть почти 58%; а картин, снятых женщинами — 35 (33,6%), феминизация в этом году несколько сбавила свои темпы. Среди подавших заявки возрастная амплитуда составляет 44 года: самый старший автор 1957 года рождения, самая младшая — 2001 года. Наиболее активно сейчас поколение, рожденное в 1980 годы.
В своей речи Алиева перечислила ряд отмеченных отборщиками тенденций современного кино. Организаторы получили немало работ, которые несут в себе характеристики и эстетику сериальности.
«Задача выработки нового языка долгое время решалась только яркими индивидуальностями, — прокомментировала Ситора Алиева. — Это были их личные открытия, отмеченные узнаваемым клеймом автора. Новая сериальная продукция оказалась условно «безавторской», ввиду работы над проектами больших команд, новацией — с революционным подходом к сюжетосложению, принципам монтажа и работы с камерой, темпоритму, волеченности актеров в действие».
Заметно возрос интерес авторов к историческому материалу. Тематически фильмы основного конкурса охватывают наше время, 1980, 1970 и 1930-е годы, а также XIX век, раньше организаторы смотра подобной увлеченности историей среди режиссеров не наблюдали.
Также на отбор было подано немало экранизаций, из которых в основной конкурс прошло четыре работы: «Медея» Александра Зельдовича — современная трактовка трагедии Еврипида; «Нуучча» Владимира Мункуева, снятая по работам писателя и этнографа Вацлава Серошевского; «Общага» Романа Васьянова — экранизация романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови»; а также «День мертвых» Виктора Рыжакова по мотивам пьесы Алексея Еньшина «Родительский день».
По-прежнему расширяется география кинопроизводства, что не может не радовать. Среди фильмов программы основного конкурса есть снятые во Владивостоке («Владивосток»), в российской глубинке («Герда», «День мертвых»), на Урале («Подельники») и на Юге («Море волнуется раз»), в Италии и Германии («Портрет незнакомца»), Приднестровье («Молоко птицы»), Израиле («Медея») и Сербии («Дунай»).
Ситора Алиева также отметила, что на волне успеха российского кино за рубежом Кинотавр начинает конкурировать с крупными зарубежными смотрами за право премьерных показов.
«Всем тем, кто доснял свои картины в июне, мы советуем прежде всего пройти международную экспертизу, найти дистрибьюторов, фестиваль, сейлз-агента. Мы вынуждены отдавать мировые премьеры нашим международным коллегам. Поэтому, например, у нас нет победителя прошлого года — Дмитрия Давыдова. Он доделал два фильма сейчас, мы видели его новую работу, она могла быть у нас, но так случилось, что его отобрал главный конкурс европейского фестиваля классификации А — согласно требованию FIAPF, у ленты на таком мероприятии должна быть мировая премьера», — рассказала программный директор смотра.
На участие в конкурсе короткого метра было подано 503 заявки. Но только 440 было принято к рассмотрению, как соответствующие требованиям регламента, в частности — премьерности.
В рамках деловой программы на фестивале пройдет питчинг сериальных проектов, ориентированный прежде всего на онлайн-платформы. Судить представленные проекты, как и в прошлом году, вновь будут представители стриминговых сервисов, которые могли бы стать потенциальными заказчиками. К участию в питчинге приглашены Яндекс.Студия, видеоплатформа PREMIER, more.tv, IVI Originals, мультимедийный сервис Okko, видеосервис START и онлайн-кинотеатр KION. Также с представителями видеосервисов состоится Publik Talk.
Для российских актеров Кинотавр совместно с Роскино организует мастер-класс от ирландского кастинг-агента Ричарда Кука и британского кастинг-директора Мануэля Пуро. Они расскажут о возможностях, открывающихся для российских талантов за рубежом, и о том, как наиболее эффективно презентовать свой потенциал на кинорынках.
В рамках внеконкурсной программы Кинотавр покажет драму «Купе номер шесть» — картину финского режиссера Юхо Куосманена, снятую в копродукции с Россией на русском языке и получившую Гран-при в Каннах — а также ленту Владимира Битокова «Мама, я дома», отобранную в секцию Горизонты Extra предстоящего Венецианского фестиваля.
32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр пройдет в Сочи с 18 по 25 сентября 2021 года.
Основной конкурс 32 ОРКФ Кинотавр
Фильмы основного конкурса
«День Мертвых», режиссер Виктор Рыжаков (дебют);
«Ничья», режиссер Лена Ланских (дебют);
«На близком расстоянии», режиссер Григорий Добрыгин;
«Владивосток», режиссер Антон Борматов;
«Герда», режиссер Наталья Кудряшова;
«Дунай», режиссер Любовь Мульменко (дебют);
«Капитан Волконогов бежал», режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов;
«Медея», режиссер Александр Зельдович;
«Молоко птицы», режиссер Евгений Марьян (дебют);
«Море волнуется раз», режиссер Николай Хомерики;
«Нуучча», режиссер Владимир Мункуев;
«Общага», режиссер Роман Васьянов (дебют);
«Оторви и выбрось», режиссер Кирилл Соколов;
«Портрет незнакомца», режиссер Сергей Осипьян;
«Подельники», режиссер Евгений Григорьев (дебют)
Жюри основного конкурса
Чулпан Хаматова (председатель, актриса);
Петр Ануров (продюсер);
Пётр Буслов (режиссер);
Олег Маловичко (сценарист);
Лилия Немченко (киновед);
Юрий Никогосов (оператор);
Петр Федоров (актер)
Конкурс «Кинотавр. Короткий метр»
Фильмы конкурса
«V», режиссеры Арина Овчинникова, Николай Коваленко, Алина Сорокина;
«Ангел», режиссер Саша Петров;
«Вафля», режиссер Алексей Шабаров;
«Все смотрят на тебя», режиссер Кузя Васильева;
«Герой», режиссер Соня Райзман;
«Как в Венеции», режиссер Василий Зоркий;
«Марш», режиссер Владилен Верный;
«Мятежный», режиссер Евгений Цыганов;
«Накипь», режиссер Сергей Малкин;
«По грибы», режиссер Роман Артемьев;
«По разные стороны», режиссер Дарья Лебедева;
«Почти весна», режиссер Настя Коркия;
«Рубер», режиссер Олег Алмазов;
«Сказка», режиссер Максим Кульков;
«Скрытый космос», режиссеры Денис Виленкин и Антон Фомочкин;
«Собирайся, поедем на праздник», режиссер Ламара Согомонян;
«Стёпка», режиссер Виталий Уйманов;
«Транзит Венеры», режиссер Александр Москаленко;
«Увлечение», режиссер Денис Куклин;
«Уличное освещение», режиссер Владислав Иконников;
«У тебя в голове», режиссер Георгий Сурков;
«Хейт», режиссер Светлана Самошина;
«Холодно», режиссер Данил Иванов;
«Хорошая девочка Лида», режиссер Антон Елисеев;
«Части», режиссеры Ольга Темникова-Журавлева;
«Элементы», режиссер Александр Винокуров
Жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр»
Ингеборга Дапкунайте (председатель, актриса);
Юра Борисов (актер);
Наталья Дрозд (продюсер);
Андрей Золотарев (сценарист);
Егор Москвитин (кинокритик)
Внеконкурсная программа
Специальные показы
«Купе номер шесть» / «Compartment No.6» / «Hytti Nro 6» (Финляндия, Россия), режиссер Юхо Куосманен;
«Мама, я дома» (Россия), режиссер Владимир Битоков
Кинотавр. Сериалы
«Везёт» (IVI Originals), режиссер Владимир Щегольков;
«Идентификация» (Premier), режиссер Владлена Санду;
«Манюня» (Okko), режиссер Арман Марутян;
«Последний министр 2» (КиноПоиск HD), режиссер Роман Волобуев;
«Самка богомола» (Start), режиссер Нурбек Эген;
«Товарищ майор» (Kion), режиссер Борис Хлебников
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса