42 ММКФ: девочка в красном ищет отца
Сегодня, 2 октября в конкурсе 42 Московского Международного кинофестиваля пройдет показ фильма «Дочь рыбака» (Азербайджан – Россия). Это дебютная картина выпускника Московской школы нового кино Исмаила Сафарали. Проект картины победил в питчинге проектов на Кинотавре, один из продюсеров фильма — Александр Роднянский.
Исмаил Сафарали решил поделиться со зрителями историей из детских воспоминаний. Когда он был ребёнком, пропал его отец. Неделя тянулась в страхах и ожидании. К счастью, папа Исмаила благополучно вернулся домой. А спустя годы этот биографический эпизод послужил основой для сценария фильма «Дочь рыбака», который Исмаил Сафарали написал вместе с Марией Землинской и Рустамом Мамедовым.
Действие картины происходит в небольшой рыбацкой деревне на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря. Время действия конкретно не определено. Это могло происходить и 40 лет назад, а могло и сейчас. Впрочем, на принадлежность к нашим дням всё же кое-что указывает. Внимательный зритель может углядеть угрожающую надпись на пачке сигарет, подобного в советские годы не было. А ещё, из фоном звучащего радиоприёмника, слышны современные новости (не политические). Но для режиссёра отсылка ко времени в данном случае абсолютно не важна. «Мы специально ушли от артефактов сегодняшнего дня», — говорит он.
Главней для Исмаила Сафарали «неменяющаяся фактура» из детства. В этой деревушке время как будто остановилось. Всё так же мужчины уходят на лодках в море за рыбой. Всё так же женщины ждут их дома на берегу. Девушкам по-прежнему сватают женихов, ища для них выгодную партию, да и мамы мальчиков-мужчин внимательно присматриваются к молодым соседкам, пытаясь пристроить сыновей повыгодней. И по-прежнему тех, кто осмеливается жить вместе до свадьбы, подвергают жёсткой травле (в основном, достаётся женщинам), да и вообще любая женская свобода сродни позору. Живы здесь также мифы и предрассудки давних времён. Считается, например, что пока не будет похоронен пропавший без вести рыбак, море будет сурово и рыбы жителям деревни не даст, да и вообще неупокоенная душа накличет беду на всех. Поэтому и наседают сельчане на жену рыбака Вагифа, требуют совершить обряд, похоронить хотя бы пустой гроб. И она готова сдаться. А в противоречие со всей деревней вступает дочь рыбака — юная красавица Сара.
Она очень красива, ходит в вызывающе красном платье (это, кстати, режиссёрский домысел, по его словам, подобное невозможно там даже сейчас), дружит с мальчиком-изгоем (парня травят за то, что его родители жили вместе до брака) и очень любит своего отца. И свято верит в то, что он не погиб, а скрывается где-то на Чёрных Песках, загадочном и опасном месте, куда боятся плыть даже опытные рыбаки. Бесстрашная девочка, одна, в шторм отправляется на поиски отца.
Как сказал оператор картины Шандор Беркеши, «две главенствующие фактуры фильма – солнце и море». Действительно, визуально фильм очень красив. И девочка Сара в красном платье на фоне всех этих природных красот смотрится ярко и выразительно. Продюсера Александра Роднянского, по его словам, в этом проекте и в самом режиссёре заинтересовало именно то, что у Исмаила Сафарали «явно за плечами была жизнь».
Действительно, его путь в кинорежиссуру был извилист. Бакалавр Бакинской школы политических наук продолжил образование в США, где в 2003 году получил степень магистра экономики в Университете Дюка. В общем, прежде чем стать режиссером, Исмаил Сафарали сделал успешную международную карьеру финансиста. И только потом поступил в Московскую школу нового кино (лаборатория Дмитрия Мамулии), которую окончил с отличием. «Не верю в режиссуру, построенную на отсутствии опыта» — сказал Александр Роднянский. Подобного мнения, кстати, придерживаются и многие другие маститые кинематографисты. Вадим Абдрашитов, например, уже давно говорит о том, что на режиссёрские факультеты стоит принимать людей, уже имеющих другое образование и даже успевших поработать по профессии.
«Последние годы я настроен на молодых кинематографистов, мне интересно, и очень нравится, когда люди делают свои первые картины от себя и про себя, используя собственный опыт, — рассказал Александр Роднянский. — Мне понравилась идея, построенная на воспоминаниях, на внутренних переживаниях. Мне кажется, что это честный фильм одарённого человека».
Затронув тему прокатных планов, продюсер сказал, что фильм такого формата не претендует на масштабный релиз, но в ограниченный прокат для синефильской аудитории картина выйдет. «Но мы подождём тех времён, когда люди начнут без страха и опаски заходить в кинозалы», — отметил Александр Роднянский.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса