«Что выбирают дебютанты?»… и что не так с их выбором? Роднянский о коротком метре
14 сентября в рамках 31 Открытого российского кинофестиваля Кинотавр состоялся брифинг «Что выбирают дебютанты?» по итогам конкурса короткого метра. Напомним, что организаторы Кинотавра отсмотрели 354 короткометражных фильма и отобрали 31 работу в программу смотра. Президент фестиваля Александр Роднянский выразил свои впечатления и впечатления своих коллег от увиденного.
Проблемы, которые продюсер обозначил в своем выступлении, сводятся к двум основным тезисам: работы начинающих режиссеров в большинстве своем не связаны с современной реальностью; кроме того, они, как правило, конвенциональны — молодые авторы воздерживаются от экспериментов с формой.
«Подавляющее большинство фильмов сделано хорошо технически. Качественно сняты, смонтированы, во многих играют популярные артисты. Но они очень редко имеют отношение к сегодняшней реальности», — сказал Александр Роднянский.
Продюсер отметил, что в большинстве фильмов отсутствует осмысление контекста, в котором живет современный человек. «В стране сейчас столько напряжения — я не имею в виду политического, хотя и его тоже — столько социальных проблем; дискуссий об изменении этических норм и отношении к ключевым ценностям жизни», при этом очень немногие авторы связывают в своих фильмах личное начало с началом социальным.
Проблемы, которые отражают начинающие режиссеры, не становятся частью более широкого контекста, отчего в их работах отсутствует «нерв времени». Роднянский подчеркнул, что великое кино проговаривает свое время, фиксирует состояние умов и отношение людей к базовым ценностям.
«Я пытаюсь смотреть кино глазами иностранца, который приехал в Россию. Пойму ли я, что происходит в стране? Увижу? Почувствую? Не убежден».
Что касается конвенциональности молодых авторов, продюсер отметил, что основным условием отбора фильма на крупный международный фестиваль является «эстетическая смелость», которая, к сожалению, отсутствует в большинстве работ. «Почему так мало экспериментального в русском кино? Почему так мало поисков нового языка?», — спрашивал Роднянский. Президент Кинотавра привел в пример Кристофера Нолана — одного из наиболее популярных режиссеров XXI века в сегменте мейнстрима. Нолан, напомнил Роднянский, пришел в массовое кино из авторского, сохранив индивидуальный язык и приверженность своим ключевым темам.
В финале своей речи продюсер отметил, что конвенциональность ведет к провинциальности.
Напомним, что вопросы, поднятые в ходе брифинга, обсуждались и в интервью программного директора Кинотавра Ситоры Алиевой порталу ПрофиСинема. Победители конкурса короткого метра были названы вечером 14 сентября.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса