Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 сентября 2020 12:05

Венеция 2020: Истории о женщинах стали трендом Мостры

Венеция 2020: Истории о женщинах стали трендом Мостры

77-й Венецианский международный кинофестиваль близится к завершению. Еще в июле, когда только огласили венецианскую программу, руководство фестиваля обращало внимание на гендерную статистику, на большое число отобранных фильмов, снятых женщинами, на улучшение ситуации с инклюзивностью. Теперь выяснилось, что в конкурсе и сами истории в основном про женщин.

О переменах

В конце июля, когда стала известна программа фестиваля, выяснилось, что Мостра, наконец, прислушалась к своим критикам. Фестиваль давно упрекали в том, что в его программах мало фильмов, снятых женщинами, а его руководство долго не подписывало пакт о соблюдении гендерного баланса при отборе. Но в этом году все изменилось, в программах постановщиц оказалось много, а в конкурсе 8 из 18 фильмов были сняты женщинами. То есть в конкурс взяли примерно столько «женского» кино, сколько в нем появлялось в сумме за последние шесть лет.

кадр из фильма Мир грядущий

Судя по рейтингам итальянской и международной критики, публикуемой фестивальным журналом Ciak, отличные шансы на награды, например, у «Грядущего мира» норвежки Моны Фастволд Лерче — тут снималась британка Ванесса Кирби, которая может претендовать и на актерскую награду (тем более, что ее на этом фестивале много, она также снялась еще в одном конкурсном фильме, в «Частях женщины» венгра Корнела Мундруцо). Перспективы есть и у польской постановщицы Малгожаты Шумовски и ее фильма «Снега больше не будет».

Но интересно еще и то, что сами истории в основном конкурсе — они про женщин. То есть выбрать тех, кто может претендовать на актерские награды, трудновато, но по разным причинам. Запоминающихся мужских ролей крайне мало, женских актерских работ наоборот с избытком.

кадр из фильма Дорогие товарищи

И в итальянских, и в международных рейтингах высоко оценили «Дорогих товарищей!» Андрея Кончаловского с Юлией Высоцкой в главной роли. Фильм о расстреле демонстраци рабочих в Новочеркасске в 1962 году, в центре повествования — партаппаратчица, у которой во время беспорядков пропадает дочь. Героиня Высоцкой — женщина даже не с двойной моралью, а уже с раздвоением, расщеплением сознания, всего ее мировосприятия. Моралистка, но спит с чужим мужем, ругается на экономические трудности и лицемерие власти, но сама без зазрения совести по спецспискам получает дефицитные товары с заднего входа в магазин, сталинистка, которая поначалу, в первых кадрах, выглядит диссиденткой (до тех пор, пока не прозвучит сакраментальное «при Сталине такого не было»). Жизнь дает ей возможность трансформироваться, поиски дочери должны привести ее к выбору, но двойственность настолько глубоко вшита в ней, что трансформации не происходит. The Hollywood Reporter назвал актерскую работу Юлии Высоцкой «необыкновенно захватывающей».

кадр из фильма Мисс Маркс

В рейтинге итальянской критики в числе лидеров — байопик о дочери Карла Маркса «Мисс Маркс» от Сузанны Никкьярелли. Фильм о женщине интересной судьбы, женщины нестандартной, которая вынуждена была жить в тени великого отца. Кино довольно простое, скорее всего любовь к нему итальянской критики объясняется патриотическими соображениями. Но если что-то впечатляющее в проекте и есть, то это как раз актерская работа номинантки на «Золотой глобус» британки Ромолы Гарай.

Из других интересных женских историй — «Жена шпиона» японца Киеси Куросавы, история времен второй мировой войны о бизнесмене и актрисе, о супругах, которые вроде счастливы и любят друг друга. Но когда он едет в Манчжурию по работе, то возвращается, по слухам, с женщиной, которую прячет в отеле (ее, правда, быстро убивают). В то же время сам он недоволен, что в его отсутствие жену навещал друг ее детства, ныне преуспевающий военный. История развивается в атмосфере растущего национализма, подозрений в шпионаже, за что на заднем плане постоянно арестовывают иностранных бизнесменов. Пара решает бежать в Америку, но честны ли они друг с другом, в итоге кто кого обманет в этом хичкоковском триллере о витающей в воздухе лжи, об иллюзии всего в этом мире, не ясно до последней части фильма. Они оба — герои, но все же кино называется «Жена шпиона», прежде всего это история о ней.

Но если говорить о Золотом льве, то лучше всех подошел бы к этой награде «Новый порядок» мексиканца Мишеля Франко, фильм, в котором свадьба в богатом доме соседствует с восстанием и установлением жестокой, дикой и коррупционной диктатуры, от нее пострадают все. Фильм без выдающихся актерских работ, потому что его основная ценность не в них, а в масштабности и безжалостности авторского взгляда на нашу реальность. Честный, холодный и большой со всех точек зрения. Лучший для ковидного фестиваля: выводящая зрителя из зоны комфорта история о том, что в мире пора что-то кардинально менять, иначе будет хуже.

О безопасности

Очевидно, что в этом году на Венецианском кинофестивале интерес представляет не только кино. Нынешняя Мостра проходит во время пандемии, по сути тут отрабатываются механизмы проведения кинофестивалей в чрезвычайных ситуациях. Никто не знает, как долго человечеству жить с этим вирусом, или с другими вирусами, которые, как предсказывает Билл Гейтс, нас еще ожидают. Венеция предлагает не переносить фестивали онлайн, не отменять их, но в более или менее благоприятные промежутки времени проводить их с соблюдением необходимых мер безопасности.

Европа сейчас существует в ситуации полузакрытых границ даже для стран-участниц шенгенского соглашения, что уж говорить о странах за пределами зоны. Но оказалось, что и оттуда гости и пресса могли приехать на Лидо. Например, от прибывавших из «нешенгенских» стран журналистов требовали захватить с собой с родины свежий отрицательный тест на вирус (если они, конечно, не находились за две недели до фестиваля внутри шенгенской зоны или в безопасных с точки зрения Италии странах — список безопасных стран власти регулярно обновляют). Прилетевшим «нешенгенским» тут же, в здании почти пустого аэропорта, еще раз делали тест. Через пять дней их ждал еще один тест (точки приема мазков были на Лидо и в Венеции), все за счет фестиваля.

Венеция 2020

Внутри кинозалов люди послушно сидели в масках, если кто-то маску приспускал на подбородок, сидящие по соседству тут же просили восстановить статус-кво. Дело, пожалуй, даже не в том, что мировая пресса так панически боится вируса. Но в знак признательности фестивалю, чье руководство рискнуло его организовать и провести, в закрытых помещениях маски носят.

Онлайн-система бронирования билетов работает хорошо, причем, в залах, сотрудники фестиваля систематически проверяют у уже сидящих соответствие занятого и забронированного мест. Не из вредности, но для того, чтобы если кто-то заболеет, можно было бы обнаружить сидевших неподалеку от пострадавшего и лишний раз проверить заодно и их. Такая же ситуация в пресс-центре фестиваля. При входе посетителям выдают клочок бумаги с номером, в специальном журнале фиксируют время прибытия и часть зала, где прибывший расположится. Перед уходом бумажку надо отдать, и время снова зафиксируют. В случае чьей-то болезни потревожат всех, кто находился поблизости примерно в то же время. Правда на мой вопрос о том, что если кто-то заболеет по соседству со мной, сообщат ли в Россию, что я могу быть в эпидемиологическом смысле опасна, или достаточно будет того, что после приезда я просто сделаю текст на родине, мне ответить не смогли.

77-й Венецианский международный кинофестиваль завершится в субботу 12 сентября. О том, как распределятся награды и кто получит главный приз, Золотого Льва, на торжественной церемонии объявит международной жюри под председательством Кейт Бланшетт.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Марина Латышева
Реклама