Берлинале 2020: На фестивале показали фильмы Салли Поттер и Агнешки Холланд
Продолжается 70 Берлинский международный кинофестиваль. Свои фильмы представили две постановщицы-ветераны Берлинале. В конкурсе прошла премьеры драмы-головоломки Салли Поттер «Неизбранные дороги», вне конкурса - «Charlatan» Агнешки Холланд. Оба фильма посвящены мужчинам, чувствительным до болезненности, либо до гениальности.
Игры разума
Салли Поттер участвовала в берлинском конкурсе неоднократно, последний раз три года назад с «Вечеринкой». Ее новый фильм - «Неизбранные дороги» (название — цитата из Роберта Фроста), с заявленным в ролях Хавьером Бардемом, Сальмой Хайек, Лорой Линни и Эль Фаннинг. В последних кадрах одну из этих актрис можно будет увидеть сразу в двух экземплярах.
Лео (Бардем) лежит в кровати в своей квартире в Нью-Йорке, будто не слыша разрывающихся дверного и телефонного звонков. Вскоре прибежит его дочь Молли (Фаннинг) и откроет дверь своим ключом, вместе с сиделкой, которая и трезвонила все это время, ворвется в комнату. Лео смотрит куда-то внутрь себя. Он живет сразу в нескольких реальностях. В одной он все еще со своей первой женой Долорес (Хайек), хотя и там, в Мексике, среди розовых стен, нарядных односельчан и хорошей погоды не рвется на улицу. В другой - писатель, решивший пожить в Греции и размышляющий у моря о своей жизни и о творчестве.
В каждой из этих версий своей жизни он в разной степени болен, сломлен или как минимум меланхолически задумчив (кстати, в писательской реальности Лео одинок, и вид у него самый благополучный). Все реальности связаны. И Долорес была его первой любовью так говорит мать Молли (Линни), с которой Лео в разводе. И сам он действительно писатель, вернее был им до болезни. Весь вопрос в том, какая из реальностей реальна, а какие всего лишь воображаемые.
«Неизбранные дороги» больше всего похожи на головоломку. Переходы из мира в мир техничные, четкие. Если в мире дочери Лео должен идти с ней по врачам, но не хочет (он вообще не склонен вылезать из кровати), то в мире Долорес должен ехать с женой на могилу сына и тоже не может себя заставить это сделать. Если в Нью-Йорке Молли спрашивает его: «Что ты сказал, папа?», то отвечает он уже жене в Мексике. Если резко выходит из машины, поругавшись с Долорес, то в следующем кадре выпадает из такси в Бруклине. В Мексике на пригорке он вдруг видит юных девушек, с которыми познакомился в своей греческой писательской реальности. В каждой версии себя и своего очередного мира он никак не может осесть окончательно, и физическое его воплощение больно и страдает.
Это даже не деконструкция мужской психики - мужчины, боящегося упустить возможности, размышляющего о том, какая жизнь была бы для него наиболее полной и др. и пр. Это именно головоломка, несколько зацикленная на четкости всех этих переходов туда и обратно. Не более чем день из жизни Лео в разных мирах, один день человека, который все свои воображаемые миры старается склеить воедино или хотя бы сократить их число. А зрителю надо выбирать, какая из реальностей более реальна. Что, впрочем, в рамках этого фильма занятие даже увлекательное.
Польская постановщица Агнешка Холланд за минувшие три года дважды показывала свое кино в конкурсе Берлинале. В прошлом году это был вольный байопик британского журналиста Гарета Джонса. В этом ее кино представлено в рамках программы Berlinale Special Gala. И оно посвящено реальному историческому персонажу, целителю Яну Миколашеку, прожившему сложнейшую жизнь.
«Charlatan» начинается в каком-то смысле с конца — со сцены смерти президента Чехословакии Антонина Запотоцкого. Пациента Миколашека. Целитель (Иван Троян) живет своей привычной жизнью: принимает и лечит пациентов. Но ночью к Милкашеку тайно приходит еще один его бывший пациент, ныне довольно крупный чиновник, сообщает, что президент умер, теперь за целителя возьмутся органы госбезопасности и не стоит ли ему собрать вещи и скрыться. Но тот решает остаться, как обычно работает, обедает с домашними за аристократическим столом с супницей. Вскоре за ним действительно приходят. Он ухитряется диагностировать болезнь даже у человека, который его допрашивает.
Повествование нелинейное, состоящее из флешбеков. Вот солдат Миколашек по приказу нацистов убивает своего товарища, иначе убьют его самого. Вот он совсем юный по наитию вылечивает свою сестру, которой планировали ампутировать чернеющую ногу. Вот учится у травницы диагностировать болезни по моче, хотя, кажется, от природы способен видеть мочу в фигуральном смысле насквозь (в ассортименте - виды мочи крупным планом). Вот в ярости убивает котят (зрителю ничего не покажут, и это наверняка постановка, но все равно жутко). Уже потом, в будущем, допрашивающий его следователь органов госбезопасности в сердцах оторвет голову голубю (хочется верить, что это тоже была постановка, но тут уже труднее).
По сути же это довольно прямолинейное кино, классически снятое. Тоже исследование психики мужчины, но решенное в другом ключе. Исследование его манипулятивных способностей, степени гибкости его морали, способности выходить из себя, его магнетизм. И его сознание всех собственных недостатков. Кино о том, как гордыня может губить талант или как минимум портить жизнь его носителю, как талант осознает свою гордыню и старается замолить грехи. Кино о гении, интуитивно научившемся спасать людей, но не способным справиться с собой.
О любви
Фестивальная секция Berlinale Series до старта фестиваля выглядела если не интереснее основного конкурса, то как минимум более зрительской. Так или иначе, на эти показах залы, кажется, всегда полные. Рассказываем о паре особо выдающихся проектов.
Dispatches From Elsewhere («Послания извне»), Джейсон Сигел. AMC
Питер (Сигел) случайно попадает в таинственный институт Jejune, чей харизматичный лидер (Ричард Грант) обещает парню бегство из унылой реальности в мир, полый приключений. Питеру предлагают необычную игру в компании других участников — сторонника теории заговоров Фредвина (Андре Бенджамин), юной Симон (Ив Линдли) и бравой Дженис (Салли Филд). Но действительно ли это игра? Каждый и четверых имеет свою версию происходящего.
«Послания извне» - сериал радостный, эксцентричный и романтичный, квест, путешествие в мир лампового телевизора с то и дело возникающим там таинственным лидером института. В мир, где можно танцевать под дождем с существом, похожим на Чуббаку, а на крышах с определенного ракурса виден 3D -город, которого просто так в Сан-Франциско не заметить. Джейсон Сигел был и режиссером, и исполнителем одной из главных ролей в проекте, но прежде всего в кадре обращаешь внимание на обезоруживающее обаяние Ив Линдли, одной из самых известных сегодня трансгендерных актрис.
Trigonometria («Тригонометрия»), Афина Цангари, Стелла Корради. BBC2, HBO Max
Живущая в Лондоне тридцатилетние шеф-повар собственного ресторанчика Джемма и фельдшер Киран решают сдать комнату в своей квартире. И к ним въезжает Рэй, синхронистка-чемпионка, получившая травму, оставившая спорт и скрывающая свое прошлое. В паре своих хозяев Рей увидит таких же неопределившихся с местом в этой жизни, как и она сама.
«Тригонометрия» стала дебютом в сериальном жанре греческой постановщицы Афины Цангари, история любви троих не очень приспособленных людей. Рэй попала в мир, в котором фактически никогда не жила. Когда Джемма угощает ее каким-то блюдом собственного приготовления, та с восторженными глазами шепчет: «Как же вкусно, я ведь только протеины всегда ела». Она начинает жизнь с нуля, но и для приютившей ее пары с ее приездом все только начинается. По показанным в Берлине эпизодам можно сказать, что это сериал нежный и очень секси. В главных ролях Гарри Карр («Аббатство Даунтон»), Талисса Тейшейра («Форсаж: Хоббс и Шоу») и Ариана Лабед, гречанка, получившая венецианский кубок Вольпи за роль в «Аттенберге» Афины Цангари.
Церемония закрытия 70 Берлинского кинофестиваля состоится в субботу вечером, победителей назовет международное жюри под председательством Джереми Айронса.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса