Сандэнс 2020: Рай и ад семейных ценностей
На проходящем с 23 января по 2 февраля в Парк-Сити, Юта, кинофестивале Сандэнс вне конкурса запомнились два важных дебюта — душераздирающая драма Вигго Мортенсена Falling с ним самим в одной из главных ролей и первый игровой фильм бывшей пиксаровки Брэнды Чапмен Come Away, страшная сказка о том, кто такие на самом деле были кэрролловская Алиса и Питер Пэн.
Святое семейство
Режиссерский дебют Вигго Мортенсена «Падение», почти двухчасовое кино, для автора, похоже, не просто фантазия, а очень личная история — в финальном титре будет посвящение его родне. Впечатляющая семейная драма о том, как повзрослевший сын привозит престарелого отца с его фермы на Среднем Западе к себе в Калифорнию, где живет с мужем. Туда же однажды приезжает дочь старика и ее дети-подростки, и за обеденным столом у них состоится трудный и в общем-то бесполезный разговор. Отец не просто стремительно лишается рассудка, он еще и человек старой закалки, ему не понять и сына-гея, и внуков с пирсингом и синими волосами. И его детям сосуществовать рядом с состарившимся и нуждающемся в них папой, чей эгоцентризм при одновременном погружении в безумие лишь прогрессирует, все труднее, но вариантов нет.
В силу некоторой театральности происходящего в кадре актерские работы впечатляют особенно сильно. Отца в молодости играет Сверрир Гуднасон («Борг/Макинрой»), в возрасте — Лэнс Хенриксен, на которого и легла основная нагрузка. Его сына-гея — сам Мортенсен, а дочь — Лора Линни, всегда очень органичная в образах жертв обстоятельств (вспомнить хотя бы «Реальную любовь»), также, внезапно, врача-проктолога — Дэвид Кроненберг. Но хорош весь ансамбль в целом — актеры ухитряются удерживать зрительское внимание, например, на протяжении довольно длинного и в целом не очень содержательного разговора о том, что маленькие дети какают в постель, и это нормально.
«Семейная» драма в этом случае не синоним «скучная» для тех, кто не принимает токсичных отношений внутри семьи, вернее, неспособности их как минимум дозировать. Это кино элементарно интересно разглядывать и разгадывать. История рассказана так, что не сразу ясно, кто тут главный герой, пройдет половина фильма, пока дойдет — все-таки это впадающий в безумие папа. Его глазами зритель смотрит и сначала не очень понимает, почему с его женами у него не складывалось, почему вдруг первая тихо плакала в комнате. Папа всю жизнь вел себя так, словно мир вертелся вокруг него, ему этого и правда не понять.
Прекрасно исполненные флэшбеки, придуманные в них ситуации рисуют уже его детей и их мир: маленький сын на охоте учится стрелять, убивает утку, приносит ее домой, моет в ванной, спит с ней, — он еще в том возрасте, когда не понимает, что такое смерть, хотя по выражению его папы, сам пришел в этот мир, чтобы умереть. Портрет Обамы на холодильнике в калифорнийском доме выросшего героя. Эпизодически, но очень конкретно появляющиеся в кадре внуки старика, особенно девочка-гот с пирсингом в носу, самый психологически устойчивый персонаж этой истории — токсичность отношений через поколение не передалась, девочка спокойно заявляет издерганной маме: «Не волнуйся, я дедушку не боюсь». Папа не негодяй, он просто такой получился, для него его семья — всегда любимая, но лишь аранжировка его собственной жизни, а не такие же люди с их собственными желаниями. Просто так уж вышло, что он с молодых лет портил жизнь всем своим близким, и продолжает портить по ходу своего падения в безумие. Его дети при таком раскладе козлами не выросли, а наоборот выросли хорошими, и некоторые — даже счастливыми людьми. Так бывает.
Страшная сказка
«Прочь» Бренды Чапмен тоже, в общем и целом, семейная драма, но совсем иного свойства, тут взаимопонимания и взаимной любви хватит на десяток семейств. Чапмен когда-то была аниматором на «Принце Египта», была сценаристкой «Короля Льва» 1994 года, за который получила «Энни» за достижения в анимации. Наконец, она - первая женщина-режиссер Pixar, работала над «Храброй сердцем» и была отстранена от проекта, после чего оставила компанию. «Прочь» - ее дебют в полнометражном игровом кино, фильм по сценарию Мариссы Гудхилл с интригующим анонсом. Алиса (которая из Страны Чудес) и Питер (который потом станет Пэном) были братом и сестрой, пережили гибель старшего брата и эскапизм родителей, прежде чем стать теми, кем они в итоге и стали.
Тут есть все, чтобы особо чувствительная часть публики разнесла этот фильм в клочья. Кажущиеся недостатки, которые на самом деле - важнейшие достоинства «Прочь» (помимо волшебной кинематографии Джулса О`Лафлина и изумительной музыки оскаровского номинанта Джона Дебни). То есть непривычные истории устоявшихся персонажей Алисы Льюиса Кэрролла и Питера Пэна Джеймса Мэттью Барри, а также цвет их кожи.
История взросления и «невзросления» Алисы и Питера - это история о смешанной расово и классово семье (мама Анджелина Джоли и папа Дэвид Ойелоуо), которая потому и поселилась почти что в лесу, что не пришлась кстати никому из родственников. Изредка их навещает тетка детей по маминой линии (Анна Чэнселлор, каноническая британка, до седьмого колена, потомок Джейн Остин, очень кстати в роли женщины, которая должна отыгрывать снобизм в отношении свояка и неумолимое желание вернуть детей, пусть и смугловатых, но все ж родню, в привычный для нее самой мир). Счастливая семья, живущая отдельно от сурового современного ей общества, существующая в раю. Так себя и ощущают все трое детей, обожающих друг друга и родителей. Когда старший сын погибает, отец возвращается к азартным играм, которыми увлекался до свадьбы, мать запьет, дети попытаются приспособиться, в общем, все уйдут в собственные выдуманные реальности. Им понадобится потрудиться, чтобы найти обратную дорогу друг к другу, но при этом остаться в своих воображаемых мирах.
Зритель узнает, откуда взялись Белый Кролик и карманные часы, кто такие на самом деле Тинкер Белл и капитан Крюк, Белая и Красная королевы и Безумный Шляпник, узнает тайну пузырька с надписью «Выпей меня», будет даже маленький ключик, который не столько от крохотного замка, сколько от чьего-то разбитого сердца. Все это довольно элегантно разбросано по фильму, ставшему в итоге приквелом всем известных историй Алисы и Питера. Чапмен слила их в единую реальность, вывернула наизнанку привычные нам сюжеты, в этом смысле «Прочь» в какой-то момент покажется скорее интеллектуальной игрой, чем волшебной сказкой. А в какой-то момент — мифом. В том числе и по причине цвета кожи маленьких героев. Они теперь больше чем персонажи, они - идеи, модели, архетипы, их цвет не имеет значения, и на самом деле нет большего комплимента писателям, когда-то этих героев создавшим.
«Прочь» при всем своем волшебном антураже конечно же кино не детское. И в целом и частностях. Уж больно страшное. Маленькая Алиса видит, как ее мама принимает наркотики, в другой сцене сама выпивает, и именно эта «пьяная» сцена отправляет нас прямиком в кэрролловскую Страну Чудес. Да и вообще, фильм о побеге в выдуманные прекрасные миры, прочь из печальной реальности, трудно вписать в категорию кино для детей. «Прочь» располагается где-то на перепутье, и в итоге какой аудитории его продавать, не очень понятно. Впрочем, если отвлечься от проблем маркетинга, не есть ли это еще одно достоинство сказки, которую интересно и непросто смотреть и взрослым, и детям.
Победители кинофестиваля Sundance станут известны 1 февраля. Награды будут распределены по итогам четырех конкурсных программ – американское игровое, американское документальное, мировое игровое и мировое документальное кино, предусмотрена и награды в программе NEXT, программе короткого метра, а также призы зрительских симпатий.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса