Канны 2019: «Портрет девушки в огне» - мир без мужчин
19 мая на Каннском международном кинофестивале прошла премьера нового фильма французского режиссера Селин Скьяммы «Портрет девушки в огне» - романтической истории любви двух молодых девушек на фоне живописных пейзажей Бретани в конце 18 века. Не в последнюю очередь благодаря теме картина получила восторженные отзывы в фестивальной прессе.
Селин Скьямма не новичок в Каннах. В 2007 году ее дебютная работа «Водяные лилии» о любви 15 летней девушки к своей сверстнице – капитану команды по синхронному плаванию, участвовала в программе «Особый взгляд», а фильм «Девичество» о жизни бедных чернокожих девушек в парижских пригородах открывала Двухнедельник режиссеров в 2014. Одну из главных ролей в «Портрете девушки в огне» сыграла муза и партнер режиссера актриса Адель Энель.
Действие костюмной драмы происходит в 1770 году на побережье Бретани. В аристократическую семью приглашают молодую художницу Марианну (Ноэми Мерлан). Хозяйка хочет выдать свою дочь Элоизу (Адель Энель) замуж в Милан, и чтобы представить Элоизу будущим родственникам необходимо написать ее портрет. Только вот незадача: Элоиза замуж не хочет, позировать отказывается, предпочитает прогулки по фантастической красоты берегу Атлантики и уединение. Марианне приходится писать модель по памяти. Постепенно между героинями появляется симпатия, которая перерастает в любовь.
ч
Визуально фильм сделан практически безупречно. Бурные, холодные воды Атлантики, пенящиеся у скалистого берега великолепно иллюстрируют эмоции девушек. Под стать изображению и звук, состоящий из свиста ветра, шумов волн и вздохов влюбленных. Музыка звучит лишь дважды. «Лето. Гроза» Антонио Вивальди, сыгранный на клавесине в начале, и в исполнении оркестра в финале мощно дополняет развязку. А вот сцена, когда деревенские девушки, собравшись вечером, ни с того ни с сего начинают петь хорошо поставленными голосами «а капелла» выглядит несколько искусственной.
Селин Скьямма довольно вольно обходится с изображением эпохи. 18 век показан очень условно и только в костюмах и предметном мире эпохи. Но дух времени отсутствует. Действие перенесено в прошлое для того, чтобы усилить конфликт: девушки любят друг друга, но вместе они быть не могут.
В условном мире «Портрета девушки в огне» практически нет мужчин. Женщины сами готовят, развлекают себя, ведут ученые беседы о древнегреческой мифологии. Мужчины годятся разве что на неквалифицированные работы - перенести там что-нибудь тяжелое, грести в лодке. Параллельная линия с избавлением служанки от беременности (как удалось служанке забеременеть в мире без мужчин – загадка) как бы показывает, что любовь мужчины и женщины приносит нежелательные плоды, а вот любовь женщины к женщине – дает только удовольствие.
Такая вот своеобразная утопия от феминисток эпохи MeeToo и 50/50 к 2020 году.