Канны 2019: «Отверженные» Ладжа Ли против полицейского произвола
15 мая в рамках основного конкурса 72 Каннского кинофестиваля прошла мировая премьера фильма Ладжа Ли «Отверженные». Дебютант в игровом полнометражном кино представил реалистичную драму о жизни в парижском пригороде Монфермей.
Бывший документалист, Ладж Ли впервые принимает участие в Каннском фестивале. Картина «Отверженные» - развернутая версия его одноименной игровой короткометражной работы, созданной в 2017 году и удостоенной премии Сезар. Фильм не является экранизацией романа Виктора Гюго, однако связь со знаменитым произведением французского писателя очевидна: действие ленты Ладжа Ли также разворачивается в коммуне Монфермей - рабочей провинции, в которой вырос режиссер. В картине автор сосредоточивается на проблемах своего времени. «Спустя столетие, в этом районе все еще страдают люди. Причиной этому остается полицейское насилие», - говорит Ли.
В центре сюжета - трое местных полицейских - Стефан, недавно присоединившийся к патрулю, чернокожий Гвада, выросший в Монфермее, и командир отряда Крис, привыкший общаться с жителями, особенно юными, максимально жестко. Полицейский произвол – это норма как для Гвады и Криса, так и для местных жителей. Во время празднования победы Франции на чемпионате мира по футболу, маленький Исса, воспользовавшись случаем, крадет львенка в цыганском цирке. Цыгане заметили, что укравший львенка был чернокожим и объявили ультиматум неофициальному главе диаспоры, которого все зовут «мэр». В эмоциональный диалог, грозивший вот-вот перерасти в стычку вмешиваются полицейские и, чтобы не допустить насилия, Крис обещает найти львенка.
В своем фильме Ладж Ли говорит об остро-социальных проблемах. Режиссер считает, что сейчас, в связи с нестабильной экономической ситуацией и протестами во Франции, тема картины будет особенно актуальна для французского зрителя. «После избрания Макрона социальных проблем стало больше. Мы протестовали против беспорядков в течение 20 лет, но ничего не менялось. Раньше большинству людей было все равно, что происходило лишь в пригородах, однако теперь это касается каждого во Франции», - отмечает он. Современное французское общество в картине – пороховая бочка, готовая взорваться в любой момент.
В «Отверженных» нет ни идеальных положительных героев, ни абсолютных злодеев. При этом все находятся в конфликте со всеми. Радикальные мусульмане, которых так боится современное западное общество, с одной стороны распространяют ислам, с другой стороны очищает улицы от торговцев наркотиками и проституции. «До появления исламистов наркоту можно было купить на каждом углу, а прайс чернокожих проституток начинался от 3 евро» - объясняет новичку Стефану командир Крис.
Неформальный глава выходцев из Африки, конечно, помогает людям, но при этом больше заботится о своей власти и деньгах. Он сотрудничает с полицейскими и одновременно ненавидит их. Мелкие бандиты оказываются в странном союзе с полицией.
Все так или иначе являются жертвами существующего уродливого миропорядка, но главными – дети. Операция по поимке воришки завершается непредвиденным насилием: отбиваясь от друзей Иссы, Гвидо случайно сильно травмирует мальчика шумовой гранатой (предназначенной для разгона демонстраций). Насилие над ребенком становится моментом истины для всех. Изуродованное лицо мальчика в фильме - образ искалеченного детства: действия взрослых провоцируют бунт подростков.
Стремясь реалистично отразить на экране жизнь эмигрантских пригородов, о которых знает не понаслышке, режиссер, вместе с тем, пытается понять своих героев. Показывая их, как обычных семейных людей, он размышляет о мотивах их поступков.
В завершении картины Ладж Ли дает зрителю надежду на благоприятный исход событий, оставляя финал открытым. Главным антигероем, по мнению режиссера, является власть, действия которой вместо помощи в ассимиляции эмигрантов усиливают их изоляцию. «Друзья мои, не забывайте одного: нет ни дурных трав, ни дурных людей. Есть только плохие агрономы и плохие воспитатели!» - такую цитату Виктора Гюго приводит Ладж Ли в качестве финального титра.