«Окно в Европу» 2018: между прошлым и будущим
16 августа были объявлены итоги XXVI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Профессиональное жюри конкурса «Игровое кино. Осенние премьеры» под председательством режиссера Сергея Снежкина присудило главный приз картине Кирилла Соколова «Папа, сдохни».
По результатам зрительского голосования «Выборгский счет» первое место занял фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги», на втором месте - анимационная картина Инны Евланниковой и Мартина Котика «Гурвинек. Волшебная игра», на третьем – «Облепиховое лето» Виктора Алферова.
Отличительная черта выборгского кинофестиваля - бережное сохранение традиций и выявление нарождаюшихся тенденций, открытие новых имен. Девиз фестиваля – «Российское кино - прогноз на завтра», а символами киносмотра каждый год становятся люди, составляюшие славу и гордость отечественного кинематографа. Можно сказать, что «Окно в Европу» постоянно находится на перекрестке между прошлым и будущим. Но, пожалуй, именно в нынешнем году эта модель проявилась наиболее четко.
Символом фестиваля в этом году стал Геннадий Шпаликов, а все сеансы предварял короткий трейлер с фрагментами из фильма «Я шагаю по Москве». То самое, светлое и яркое кино 60-х, которое на долгие годы определило вектор развития нашего кинематографа. Оно и сейчас смотрится свежо, потому что было сделано талантливо и по-настоящему. Но все же это продукт именно своего времени, которое, как известно, вспять не повернуть. И попытки снова «войти в ту же самую воду» выглядят неуклюже и плачевно. В игровом конкурсе как раз наглядно можно было увидеть, как молодые режиссеры сейчас условно делятся на две группы - архаическую и современную. Первые пытаются реконструировать прошлое, используя старые инструменты и приемы, вторые - ищут новый киноязык, способ передачи идей, мыслей и информации, дерзают, экспериментируют. Сразу хочется оговориться, ни в том, ни в другом нет ничего плохого, все имеет право на существование, главное, чтобы это было сделано интересно и талантливо. Но так бывает далеко не всегда.
Виктор Алферов в своей картине «Облепиховое лето» обратился к началу 70-х, а главным героем своего киноповествования сделал драматурга Александра Вампилова, фигуру интересную, трагическую, сложную. Впрочем, по фильму этого не понять, масштаба личности Вампилова не видно абсолютно, все достаточно плоско и прямолинейно. И, что скрывать, откровенно скучно. Что не скажешь, к примеру, о фильме Оксаны Карас «У ангела ангина», снятому по повести Вадима Шефнера «Сестра печали». Действие картины происходит в начале 40-х годов, захватывает и первый год Великой Отечественной войны. Но реконструируя прошлое, режиссер придает фильму свежую, современную интонацию, это взгляд в прошлое из сегодняшнего дня, взгляд ясный и точный. Картина о первой любви бывшего детдомовца получилась светлой и сентиментальной, но, к счастью, не слащаво-приторной. Жюри оценило эту ленту, присудив ей специальный приз. Зато «Облепиховое лето» пришлось по вкусу зрителям, которые отдали фильму третье место в конкурсе «Выборгский счет». Автору этих строк довелось лично услышать восторженное мнение одной зрительницы возраста 50+, которая оценила картину очень высоко.
Традиционно в последний день фестиваля за несколько часов до объявления итогов прошло открытое заседание жюри, где кинематографисты могли публично высказать все, что они думают по поводу увиденного. И тут, что называется, каждый говорил о наболевшем. Актриса Клавдия Коршунова посетовала на то, что у режиссеров пропало чувство ответственности перед зрителями, и они легко могут позволить себе небрежность в работе, которая, порой, видна невооруженным глазом. Сценарист Алексей Бородачев говорил об уровне замысла, недоумевая, почему молодые авторы берутся за мелкие темы. Оператор Сергей Астахов обратил внимание на качество изображения, выразив надежду, что в конце концов «поток среднего изображения перейдет в качество». А председатель жюри Сергей Снежкин категорично заявил, что «растет число клинических идиотов в профессии», и его лично это очень расстраивает.
После этого особенно интересно было ожидать итогового решения жюри. И оно не разочаровало. Весьма мудро было отдать главный приз дерзкой, хулиганской, мастерски и суперпрофессионально сделанной картине «Папа, сдохни». Она как раз сочетает в себе как уважение к традициям (причем, не только российским, в фильме есть большой привет Тарантино, которого уже, по идее, можно считать киноклассиком), так и свежую, новую волну, свободную от догматической замшелости.
Так же разумно были распределены и спецпризы, один из которых достался не до конца завершенной картине Александра Велединского«В Кейптаунском порту». Случай, кстати, неординарный. - взять в конкурс фильм, еще нуждающийся во многих доделках. На пресс-конференции Александр Велединский рассказывал, какие еще работы предстоит сделать, чтобы довести фильм до ума (цветокоррекция, звук, титры и т. д.). Тем не менее, и по увиденному уже понятно, что это большая, серьезная и сильная работа.