Канны 2018: «Чёрный клановец» - уже смешно
В основном конкурсе 71 Каннского международного кинофестиваля, который проходит с 8 по 19 мая, показали новую картину завсегдатая крупных смотров Спайка Ли «Чёрный клановец»/BlacKkKlansman, посвященную, как нетрудно догадаться из названия, проблеме расизма в США. Картина основана на реальных событиях, и рассказывает о том, как чернокожему полицейскому вместе с напарником еврейского происхождения удалось внедриться в местную ячейку Ку-клукс-клана.
На первый взгляд Ли снял веселое, зрительское кино с хорошим умным юмором и парадоксальными ситуациями (зал так и покатывался со смеху). Представляя его на премьере он тоже зажигал в пестром парчовом пиджаке, с разного цвета ботинками на ногах и кольцами-кастетами «LOVE» и «HАТЕ» на руках. А вот на пресс-конференцию режиссер пришел с очень серьезным настроем и толкнул занудную двадцатиминутную речь на тему «И вновь продолжается бой». Разыграв тот же сценарий, что и в фильме, он сменил жанр комедии на трагедию, чтобы поговорить на тему, красной нитью проходящую через его творчество.
Спайк Ли – опытный боец, более тридцати лет он представляет свое игровое и документальное кино, так или иначе связанное с расовыми взаимоотношениями в США, на различных мировых фестивалях и периодически получает там призы. Поскольку для всех конкурсных фильмов предусмотрены пресс-конференции, то манифест был подготовлен заранее. Актеры и члены съемочной группы с большим напряжением слушали режиссера. Он говорил о том же, о чем снимает кино: расовой сегрегации, до сих пор имеющей место в Америке, своем несогласии с политикой Трампа, о вновь поднимающем голову Ку-клукс-клане, по сути пересказав финал картины, в котором были показаны хроникальные кадры прошлого года из Шарлотсвилля, штат Виргиния. Фильм Ли посвящен памяти белой девушки, сбитой насмерть машиной, специально наехавшей на людей, вышедших в знак протеста против акции американских националистов на антифашистскую демонстрацию.
А начинается картина с другого манифеста, которому она и оппонирует. Алек Болдуин в роли политика-неонациста произносит речь-пародию на сами знаете кого (для тех, кто не догадался – Трампа), естественно, на тему чернокожие VS белые на фоне презентации с узнаваемыми иллюстрациями и даже кадрами из знаменитого фильма Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации». Это же кино потом будут с большим воодушевлением смотреть и члены ячейки ККК.
В основу сценария легли мемуары Рона Стэйллворта, чернокожего офицера полиции из Колорадо Спрингс, который в 1978 году успешно внедрился в Ку-клукс-клан.
Для начала молодой чернокожий парень устраивается на склад улик полиции, но это не для него, ему нужна оперативная работа. Герой проявляет инициативу, наткнувшись в местной газетенке на телефон отделения Ку-клукс-клана, решает позвонить туда, и получает приглашение на встречу, на которую придется идти детективу еврею Флипу Циммерману, что само по себе уже смешно. Тем не менее Флип осваивается в организации, и они на пару Роном начинают активно разваливать ее изнутри. А подозрение, что на прекрасную Патрицию в исполнении Лоры Хэрриер – активистку университетского движения за права чернокожих, готовится покушение, заставляют героев действовать.
Главную роль в фильме исполнил сын Дензела Вашингтона, Джон Дэвид Вашингтон, проявив, надо сказать, немалый комедийный талант. Его напарника сыграл уже широко известный Адам Драйвер, актер разностороннего дарования.
В продюсерах помимо самого Спайка Ли числится Джордан Пил, получивший Оскар в 2017 году за Лучший оригинальный сценарий комедийного триллера «Прочь» тоже на тему расовых противоречий.
В России картину выпустит дистрибьютор Universal Pictures International (UPI) 08 ноября 2018 года.