Канны 2018: Асгар Фархади и немножко нервно
8 мая на Лазурном берегу открылся 71-й Каннский международный кинофестиваль. В этом году в его основной программе сразу два фильма, снятых российскими режиссерами – «Лето» Кирилла Серебренникова и «Айка» Сергея Дворцевого. Открылся фестиваль испаноязычным конкурсным фильмом иранца Асгара Фархади «Все знают» с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом в главных ролях. В целом же Канны, заранее анонсировавшие некоторые реформы, начались в обстановке легкой нервозности.
Прибытие гостей и участников совпало с разнообразными забастовками транспортников во Франции. Такое случалось и раньше, это не казалось самой важной проблемой, подготовка шла своим чередом. На фасаде дворца уже висел официальный постер. В этом году для него использовали кадр фотографа Жоржа Пьера, сделанный во время съемок «Безумного Пьеро» Жана-Люка Годара. Дизайнеры вдохновлялись поп-культурой и превратили поцелуй Жан-Поля Бельмондо и Анны Карины в нечто совсем уж радужное и яркое.
Но безмятежности фестивалю все-равно не хватает. Перед самым открытием пришли новости, что из сетки может «слететь» фильм закрытия фестиваля, «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама. Экс-продюсер фильма давно судится за права, теперь он затеял очередной раунд разбирательств и потребовал отменить премьеру в Каннах. А ведь этот фильм даже давно ожидаемым назвать – значит сильно преуменьшить реальное положение дел (его ждут два десятилетия!) На своей пресс-конференции директор фестиваля Тьерри Фремо сказал, что все решится на днях.
Пресс-конференцию Фремо собрал не только для этого и не просто так. Самый знаменитый кинофестиваль мира затеял ряд реформ, и это понравилось не всем. Прежде всего журналистам, которые теперь не первыми будут смотреть фестивальные фильмы. Теперь первой будет публика гала-премьер, а СМИ будут смотреть кино либо одновременно с ней, либо даже позже. Перед началом фестиваля Канны разослали длинное письмо, разъясняющее СМИ, что им будет только лучше, что такой шаг нужен, чтобы сделать премьеру фильма воистину премьерой, к тому же авторские коллективы участников конкурса расстраиваются, читая скоропалительные отзывы на свои фильмы в соцсетях. Пресс-конференция была призвана еще раз все рассказать и еще раз всех успокоить. По ее ходу Фремо несколько раз повторял, как он любит прессу. Но ему, кажется не очень поверили.
Также он снова отвечал на по-прежнему острые вопросы по поводу гендерного равенства в фестивальных программах и вообще в фестивальной политике. Например, подчеркнул, что в жюри на сей раз больше женщин, за счет того, что его председатель – женщина, австралийская кинозвезда Кейт Бланшетт. Канны действительно постарались хотя бы внешне соответствовать феминистскому тренду. К примеру, по ходу фестиваля будет работать горячая линия, на которую можно будет звонить и сообщать о случаях харассмента. А на субботу запланирована женская акция на красной ковровой дорожке, к этой акции намерены присоединиться и члены жюри. Совсем уж комичной выглядит борьба фестиваля с селфи. В этом году селфи на дорожке запретили. «Чтобы никто не падал», - пояснил Тьерри Фремо. Но одна из гостей церемонии все же драматически упала с каннской лестницы во время церемонии.
Отдувался директор фестиваля и по вопросам отношений Канн и Netflix – стриминговый сервис, чьи фильмы в прошлом году были в конкурсе, в этом отказался от участия в программах фестиваля. Так как не пожелал идти на поводу у национальной системы кинодистрибуции и обеспечивать своим лентам кинотеатральный прокат и только потом запускать их для своих подписчиков. Тьерри Фремо договорился до того, что сказал, что все конкурсные фильмы должны иметь французских прокатчиков.
Педалировать тему французскости кинофестиваль, у которого в названии фигурирует слово «международный», традиционно продолжил и во время церемонии открытия. Актер, сценарист и режиссер Эдуар Бер вел церемонию исключительно на французском, перевода на английский не предусмотрели. СМИ наблюдали все происходящее в зале «Дебюсси», и половина зала на протяжении часа вынуждена была расслабляться, ковырять в носу и смотреть в свои телефоны.
Потому таким парадоксальным контрастом к этим попыткам фестиваля напомнить миру о своей национальной принадлежности выглядел сам фильм открытия. «Все знают», испаноязычная лента с испаноязычными актерами, снятая иранским режиссером Асгаром Фархади. Героиня (Пенелопа Крус) с двумя детьми приезжает из Буэнос-Айреса в родную испанскую деревню на свадьбу сестры. Муж ее прилететь не смог, зато в родных местах она встретила своего бывшего (Хавьер Бардем), который теперь вроде бы счастливо женат и владеет местными виноградниками. В ночь после свадьбы дочь героини пропадает, а вскоре родне начинают приходить смс-ки с требованием выкупа. Все это вскрыло старые тайны, которые на самом деле ни для кого в этих местах не тайны, и спровоцировала старые конфликты.
Фархади в своих интервью рассказывал, что идея проекта родилась у него давно. Когда-то он с маленькой дочкой путешествовал по стране, они наткнулись на портрет похищенного ребенка на столбе, и дочь режиссера была под страшным впечатлением, всю дорогу боялась, что ее тоже могут украсть. Тогда он, на тот момент совсем не такой статусный автор, как сегодня, и решил снять что-нибудь, где непременно будет фигурировать похищение ребенка.
Международная критика фильм приняла сложно. Кому-то он не понравился (отрицательная рецензия вышла, например, в Variety), рецензент The Guardian Питер Брэдшоу напротив дал фильму четыре звезды из пяти и называл его драмой, с безжалостной эффективностью и явным талантом исследующей незаживающую рану в сердце испанской семьи, а актерские работы – умными и зрелыми. Сложности с восприятием фильма наверняка связаны с тем, что он делает больший крен в жанровое кино, чем другие работы Фархади. И в то же время соответствовать техническим законам жанра автор упрямо не желает, оставляет какие-то загадки неразгаданными, какие-то характеры недописанными, какие-то узлы неразвязанными.
Зато привлекает сама попытка иранца делать авторское (все же именно авторское) кино на иностранной почве. Такого рода эксперимент Фархади уже предпринимал во франкоязычных «Секретах прошлого», там речь шла об иранских мигрантах, живущих во Франции. Его тоже показали в конкурсе Канн, сыгравшая иранку Беренис Бежо получила награду за женскую роль, но отрицательной критики (и прежде всего французской) хватало. «Все знают» Фархади снова снимал в окружении переводчиков, либо по мере возможности общался с актерами на английском. Он традиционно размышляет о секретах прошлого и их влиянии на настоящее, о семейных и социальных противоречиях. Но на сей раз он приземлился совсем уж на чужой для себя территории, снимал даже не выходцах из Ирана. На фоне бесконечного расчесывания своего национального самосознания, и не только в организации Канн, но в целом в современном мире, этот эксперимент очень хочется похвалить.
71-й Каннский международный кинофестиваль продлится на Лазурном берегу до 19 мая. Победителей назовет международное же жюри под руководством австралийской актрисы Кейт Бланшетт.