Канны 2018: Пятнадцать премьер, которые нельзя пропустить
8 мая 2018 года открывается 71-й Каннский кинофестиваль. В его программах нет имен Майка Ли, Терренса Малика, Пола Верховена, Паоло Соррентино, Клер Дени, которых ждали на Лазурном берегу, а еще нет продукции Netflix. Зато есть Ларс фон Триер - его возвращение в Канны предсказывали, но оно не стало от этого менее вожделенным. Закрыть фестиваль вообще планируется «Человеком, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама, который ждали почти два десятилетия. Оба фильма конечно же вошли в список ПрофиСинема самых многообещающих премьер нынешних Канн.
За скобками остались отечественные фильмы. Наше участие в этом году представительное: «Лето» Кирилла Серебренникова и «Айка» Сергея Дворцевого в основном конкурсе, короткометражки Михаила Бородина и Игоря Поплаухина в «Неделе критики» и программе Синефондасьон. Солидности добавляет присутствие Андрея Звягинцева в жюри и первой части «Войны и мира» Сергея Бондарчука в «Каннской классике». Обо всем этом будем говорить отдельно.
Также вне списка - три превосходных американских фильма из параллельных программ. Режиссерский дебют Пола Дано «Дикая жизнь» откроет спецпоказы «Недели критики». А в «Двухнедельнике режиссеров» покажут «Не оставляй следов» Дебры Граник и «Мэнди» Паноса Косматоса. Это не мировые премьеры, и рынок уже обратил на них внимание. Два из трех куплены и в Россию: российский релиз «Мэнди» запланирован на сентябрь (дистрибьютор – Cinema Prestige), а «Дикой жизни» - на октябрь (дистрибьютор - Capella Film).
Наконец, «Хан Соло: Звездные Войны. Истории» Рона Ховарда также в список не вошел. Третий за всю историю фильм франшизы, премьера которого состоится на Лазурном берегу (после «Атаки клонов» и «Мести Ситхов») – это в любом случае самый огромный фильм нынешних Канн, совершенно отдельная история. Наверняка грандиозной будет и премьера, запланированная на 15 мая.
Ну а пока вот выбранные ПрофиСинема пятнадцать самых интригующих премьер фестиваля.
«Лабиринты прошлого» (Todos lo saben), Асгар Фархади (Фильм открытия)
Новая лента двукратного обладателя «Оскара» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» Асгара Фархади сосредоточена на истории семьи виноделов. Героиня (Пенелопа Крус) вместе с мужем и детьми возвращается из Буэнос-Айреса в родной городок в Испании. Там она встречает своего бывшего (Хавьер Бардем), который теперь влюблен в другую. События ближайших дней изменят их жизни. Это второй раз, когда Каннский кинофестиваль открывается испаноязычным фильмом (после «Дурного воспитания» Педро Альмодовара в 2004 году). Фархади дважды участвовал в каннском конкурсе. В 2013 году его «Секреты прошлого» получили тут приз экуменического жюри и награду за женскую роль. «Коммивояжер» в 2016-ом – приз за сценарий и за мужскую роль. «Все знают» выйдет во французский прокат на следующий день после каннской премьеры. Крус назвала свою героиню самым сложным характером за всю ее актерскую карьеру.
«Три лица» (Three Faces), Джафар Панахи (Основной конкурс)
Опальный иранец появляется в своих фильмах как актер, режиссер, сценарист, монтажер и даже персонаж. Последнее, судя по всему, ждет зрителя и в «Трех лицах»: популярная иранская актриса получает письмо от юной мечтательницы с мольбой о помощи и просит своего друга Панахи помочь ей найти девушку. Режиссер впервые оказался в основном каннском конкурсе, хотя в Каннах его фильмы бывали - в 2003 году его «Багровое золото» получило приз жюри программы «Особый взгляд». Не говоря уж про «Это не фильм» показанный с большим шумом в рамках спецпоказов в 2011-ом. Победив в Венеции с «Кругом» и в Берлине с «Такси», теперь Панахи будет претендовать и на главную награду Канн. Мировые права на ленту принадлежат Celluloid Dreams.
«Счастливый Лазарь» (Lazzaro felice), Аличе Рорвахер (Основной конкурс)
Аличе Рорвахер – безусловное дитя Канн: ее дебют с «Небесным телом» состоялся именно тут, а «Чудеса» в 2014-ом выиграли на Лазурном берегу Гран-при жюри. «Счастлив, как Лазарь» рассказывает о дружбе простодушного крестьянина и дворянина. У проекта серьезный европейский каст – сестра режиссера Альба Рорвахер («Голодные сердца»), Серхио Лопес («Лабиринт Фавна»), Николетта Браски («Жизнь прекрасна»). Рабочим названием проекта была «Моя горькая земля», его делали в копродукции Италии, Франции, Швейцарии и Германии. Права на международные продажи уже приобрела The Match Factory.
«Догмэн» (Dogman), Маттео Гарроне (Основной конкурс)
Обладатель двух Гран-при Канн (за «Гоморру» и «Реальность»), Гарроне был в каннском конкурсе и в 2015 году со «Страшными сказками», но призов не получил. Он возвращается на Круазетт с фильмом, вдохновленным реальной историей мести, одной из самых зверских в Италии 80-х. Тогда некто Пьетро ди Негри, специализирующийся на уходе за собаками, завлек в свой магазин боксера-любителя и зверски пытал и калечил его, прежде чем убить, не остановился даже после смерти жертвы (к примеру, по данным обвинения, он вскрыл мертвецу череп, чтобы вылить на его мозги шампунь для собак). Собачника осудили на 16 лет, он освободился в 2005 году за хорошее поведение. Гарроне заявлял, что вдохновлялся самим фактом убийства, но ни в коем случае не намерен был реконструировать события. К фильму уже проявили интерес международные дистрибьюторы. Он куплен и в Россию: A-One Films планирует прокат в конце 2018-начале 2019 года.
«Пепельный – самый чистый белый» (Ash is Purest White/ Jiang hu er nv, Цзя Чжанкэ (Основной конкурс)
Танцовщица и модель влюбляется в начинающего гангстера, во время разборки с конкурирующей бандой пытается защитить его и убивает одного из бандитов. Отсидев пять лет в тюрьме, девушка отправляется на поиски любимого, надеясь начать все с начала. «Самая большая буря моей жизни – это любовь к тебе», - гласит слоган фильма, единственного китайского участника конкурса нынешних Канн. Цзя Чжанкэ в пятый раз появится в официальной каннской программе. В 2013 году он получил тут награду за лучший сценарий за «Прикосновение греха». Рабочее название нового фильма – «Любовь и деньги». В главных ролях снимались жена режиссера актриса Чжао Тао, а также Ляо Фань, обладатель актерского «Медведя» Берлинского фестиваля за «Черный уголь, тонкий лед». Права на международные продажи фильма принадлежат французской Mk2.
«Дикая груша» (Ahlat Agaci), Нури Бильге Джейлан (Основной конкурс)
Турецкий любимец Каннского кинофестиваля, Нури Бильге Джейлан в разные годы получал на Лазурном берегу режиссерскую награду, Гран-при жюри и Золотую пальмовую ветвь. «Дикая груша» анонсируется как история о начинающем писателе, который приезжает в родную деревню, узнает нечто новое об отце и пытается справиться со свалившейся на него информацией. «Дикая груша» снималась в копродукции с Францией и конкретно с Arte France. Что еще интереснее, на сегодняшний день этот фильм с финансовой точки зрения является самым поддерживаемым турецким правительством проектом – по линии Министерства по культуре и туризму ему было выделено 2 млн. лир. До этого самым поддерживаемым был другой фильм Джейлана, «Зимняя спячка».
«Нож в сердце» (Un couteau dans le coeur), Ян Гонсалес (Основной конкурс)
Гонсалес со своим провокационным кино проник в Канны через «Двухнедельник режиссеров» и «Неделю критики». Его полнометражный дебют «Встречи после полуночи» в 2013 году был назван Premier «великолепной артистической оргией», и оргия, организованная парой и их служанкой-трансвеститом, там действительно имелась. Хотя любителям клубнички она наверняка показалась бы слишком изысканной. В 2017-ом короткометражка Гонсалеса «Острова» выиграла Квир-Пальму за освещение темы ЛГБТ в кино. «Нож в сердце» был включен IONCINEMA в список самых ожидаемых фильмов года. Уважаемый ресурс прогнозировал ему попадание во все тот же «Двухнедельник режиссеров», но в итоге Гонсалес сенсационно оказался в основном конкурсе. Впечатляют и сюжет, и актриса в главной роли. Героиня по имени Анна, продюсер гей-порно, переживает разрыв с подругой и планирует амбициозный проект, но оказывается втянута в расследование убийства. В роли Анны – светловолосая и переживающая свой актерский ренессанс в арт-хаусном кино Ванесса Паради.
«Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built), Ларс фон Триер (Вне конкурса)
Ларс фон Триер был изгнан из Канн после скандала во время премьеры «Меланхолии» в 2011-ом, и все это время все ждали, когда период изгнания завершится. И вот Триер вернулся в Канны, пускай и вне конкурса. О фильме известно, что это история становления серийного убийцы через пять совершенных им убийств. Жертвы и методы их уничтожения должны найти некое художественное воплощение в доме, который Джек строит. Мэтт Диллон в роли Джека, Бруно Ганц в роли его таинственного наперсника, а также снова появляющаяся в кадре у Триера после «Нимфоманки» Ума Турман. Режиссер заявлял, что этот фильм будет самым жестким в его творчестве. IFC Films еще не объявила о дате выхода «Дома, который построил Джек» в мировой прокат, но он ожидается в конце года. В России фильм выпустит A-One Films совместно с RWV Films.
«Человек, который убил Дон Кихота (The Man Who Killed Don Quixote), Терри Гиллиам (Вне конкурса, фильм закрытия)
Фильм Терри Гиллиама, попавший в производственный ад и восемь раз заставлявший автора начинать все с начала – один из самых ожидаемых проектов почти двух десятилетий. И история о специалисте по рекламе который случайно познакомился с сапожником, считающим себя Дон Кихотом, все еще рискует не добраться до Канн. Экс-продюсер фильма Паоло Бранко и его компания Alfama Films утверждают свои права на все материалы и весной подали очередной иск в суд. А на днях Alfama Films официально заявила, что подтвержденные французскими судами разных инстанций полномочия Бранко на временный запрет демонстрации фильма дают компании право наложить вето и на каннскую премьеру. Реакция Канн пока неизвестна. Остается надеяться на чудо и на благосклонность французской юрисдикции.
«Донбасс», Сергей Лозница (Особый взгляд, фильм открытия)
«Особый взгляд» откроется фильмом украинского режиссера, трижды участвовавшего в основном конкурсе фестиваля. «Донбасс» посвящен событиям на востоке Украины, людям, которые вынуждены приспосабливаться к жизни внутри хаоса, к действительности, в которой распадаются привычные социальные институты. И по словам Лозницы, речь не только о Донбассе, речь о цивилизации и человечестве в целом. Фильм был снят в копродукции Украины, Франции, Германии, Нидерландов и Румынии, съемки шли в Кривом Роге. «Донбасс» также получил поддержку фонда Eurimages.
«В моей комнате» (In My Room), Ульрих Кёлер (Особый взгляд)
В свои сорок с небольшим Армин чувствует себя слишком старым, у него нет постоянной работы и особо нет денег. Нельзя сказать, что он очень счастлив, но другой жизни себе не представляет. Однажды утром Армин просыпается, и кажется, что все выглядит обычным. Но вокруг смертельно тихо. Человечество исчезло. «В моей комнате» - новый фильм Ульриха Кёлера, обладателя режиссерского «Медведя» Берлинале, важного немецкого режиссера, представителя «Берлинской школы», соратника и партнера Марен Аде, автора мощной программной статьи «Почему я не снимаю политическое кино» и фразы «Звездный десант» - это антивоенный фильм, а «Спасти рядового Райана» - реакционный мусор». Немцы редко попадают в Канны, потому это кино ждали на Берлинском кинофестивале, но оно все же приедет на Лазурный берег, пусть и в «Особый взгляд».
«Уитни» (Whitney), Кевин Макдональд (Полуночные показы)
Оскаровский лауреат Кевин Макдональд, с одинаковым успехом снимающий игровое и документальное кино, сделал фильм о певице, которую мы всегда будем любить. Уитни Хьюстон побила больше рекордов, чем любая другая в истории поп-музыки, вдохновила целое поколение исполнительниц, великолепно продавалась даже в тех регионах, где чернокожие артисты традиционно продавались плохо. Макдональд обещал ранее неизданные материалы из архива семьи певицы и ее собственные записи живых концертов. В фильме будет и интервью с Клайвом Дэвисом, сегодня большим чиновником в Sony Music Entertainment, а когда-то тем, кто и привлек внимание мира к Хьюстон. «Уитни» - первый фильм, официально поддержанный семьей певицы. Altitude Film займется его продажами на каннском кинорынке.
«451 градус по Фаренгейту» (Fahrenheit 451), Рамин Бахрани (Полуночные показы)
Фильмы американца иранского происхождения Рамина Бахрани The New York Times называла шедеврами, их показывали Венеция, Берлин, Канны, Торонто и «Сандэнс». В этом году Бахрани привезет в Канны адаптацию знаменитой повести Рэя Брэдбери с Майклом Шенноном и Майклом Б. Джорданом в главных ролях. Фильм, сделанный для HBO, будет отличаться от первоисточника. «Я, как и многие люди, люблю Брэдбери, - говорил Бахрани в своих интервью. – Но когда вы делаете адаптацию, что-то вы неизбежно меняете. Знаю, что кого-то расстрою. Но я старался оставаться верным темам писателя, даже если изменил персонажей и сюжетные линии».
«Папа Франциск. Человек слова» (Pope Francis – A Man of His Word), Вим Вендерс (Специальные показы)
Тут интерес вызывает даже не имя трехкратного номинанта на «Оскар» и обладателя многочисленных фестивальных наград Вима Вендерса, а сам герой его фильма, папа римский Франциск, облеченный властью человек с высочайшим моральным авторитетом. Это не биография, а фильм-путешествие, зрителю обещают возможность посмотреть на каждодневную работу папы. Идея принадлежала не Вендерсу. С предложением сделать фильм ему позвонил монсеньор Дарио Вигано, префект секретариата Святого Престола, руководитель всех ватиканских медиа. По словам Вендерса, ему предоставили карт-бланш: авторская концепция, доступ в архивы и никакого вмешательства Святого Престола. Чтобы фильм появился на свет, потребовалось два года. За это время случилось многое. Например, совсем недавно Вигано, инициатор важнейших реформ информационной системы Ватикана, вынужден был уйти в отставку. Фактически этот фильм – его прощальный поклон.
«Климакс» (Climax), Гаспар Ноэ (Двухнедельник режиссеров)
Премьеры всех четырех полнометражных лент Гаспара Ноэ, мастера шокировать даже насмотренную публику, состоялись на Каннском кинофестивале, неудивительно, что и пятый фильм снова оказался тут. Из четырех два вызвали откровенный скандал, так что и пятый внушает определенные надежды. О «Климаксе» известно, что действие происходит в середине 90-х, а его герои – уличные танцоры. Однажды они отправляются в трехдневную прогулку в лес, где танцуют и веселятся, но к наступлению их последней ночи впадают в безумие. Глава секции Эдуард Вайнтроп сказал, что это кино – «нечто очень и очень чувственное». Продажами снова, как в случае с «Входом в пустоту», будет заниматься Wild Bunch.
71-й Каннский кинофестиваль состоится в этом году с 8 по 19 мая, жюри основного конкурса возглавляет австралийская актриса и продюсер Кейт Бланшетт.