Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 апреля 2018 14:48

ММКФ 2018: Обзор документальных программ кинофестиваля

ММКФ 2018: Обзор документальных программ кинофестиваля

19 апреля в Москве открывается 40-й Московский международный кинофестиваль. Так уж случилось, что все последние годы его самые интересные фильмы оказываются в программах неигрового кино – в  документальном конкурсе и во внеконкурсной «Свободной мысли». «ПрофиСинема» представляет полный обзор неигровых программ ММКФ: невидимые велогонщики, жертвы режима Франко, секс-эксперты, исламисты, северокореские морпехи и еще много интересного.

«Свободная мысль»

кадр из фильма Ни судья, ни подсудимая

«Ни судья, ни подсудимая» (So Help Me God), Ив Инан, Жан Либон. Франция/Бельгия 
В 1985 г. в Бельгии появилась телепрограмма Strip-Tease, ее авторы старались создать новую документалистику, показывали своих героев без комментариев. Фактически это было реалити-шоу до реалити-шоу. «Ни судья ни подсудимая» - о закулисной практике мира уголовных расследований, о следователе Анн Грюве, ее беспардонной, политически некорректной, талантливой работе. Полуторачасовой проект снимали три года. Специальное упоминание жюри кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 2017 г.

кадр из фильма Прекрасные лузеры. Другой мир

«Прекрасные лузеры. Другой мир» (Wonderful Losers: A different World), Арунас Мателис. Литва 
Исследование невидимой стороны Giro d'Italia, одной из самых суровых и самых статусных велогонок мира. Иерархическая структура гонки напоминает о монашеских правилах, а сама она проводится на тщательно охраняемой территории. Последний раз снимать ее изнутри разрешали только в 1973 г.  Теперь Арунас Мателис, обладатель награды Гильдии режиссеров Америки, снял фильм о тех велосипедистах, которые приносит в жертву собственные амбиции ради победы старших товарищей. Лучший документальный фильм по версии кинофестиваля в Варшаве, 2017 г.

кадр из фильма Князь и Диббук

«Князь и Диббук» (The Prince and The Dybbuk), Петр Росоловски, Эльвира Невера. Польша 
Сын еврейского кузнеца из Украины, умерший через много лет в Италии, как принц Михаил Важинский, польский аристократ в изгнании. Он был влиятельным продюсером, работал с Орсоном Уэллсом и Софи Лорен, Витторио де Сика и Клаудией Кардинале, но тщательно охранял тайну собственной личности. В судьбе этого человека попытались разобраться победитель кинофестиваля Лейпциг Doc Эльвира Невера и номинант на «Оскар» Петр Росоловски. Лучший документальный фильм по версии Венецианского кинофестиваля, 2017 г.

кадр из фильма Молчание других

«Молчание других» (The Silence of Others), Альмудена Караседо, Роберт Бахар. США/Испания
Первая за долгие годы попытка судебного преследования тех, кого считают виновными в преступлениях во времена режима Франко. Жертвы лагерей, похищений и пыток объединились, чтобы нарушить многолетнее молчание и добиться наказания для преступников. Фильм Караседо и Бахара – исследование теней прошлого целой страны, которые не дают ей двигаться вперед. Приз зрительских симпатий программы «Панорама» Берлинского кинофестиваля, 2018 г.

кадр из фильма Спросите у сэксперта

«Спросите у сэксперта» (Ask the Sexpert), Вайшали Синха. США/Индия 
Остроумный и трогательный фильм о докторе Махиндере Ватса, 93-летнем ведущем популярной колонки о сексе в одной из газет Мумбаи. Он не теряет своего энтузиазма даже тогда, когда в Индии, где тема секса табуирована, более трети штатов запретили в школах уроки полового воспитания. Фильм Вайшали Синха был показан на множестве фестивалей, в том числе на DocFest в Шеффилде, был признан лучшим документальным фильмом фестиваля в Нью-Орлеане и выиграл Power Brands Bollywood Films Journalist Awards.

кадр из фильма Об отцах и сыновьях

«Об отцах и сыновьях» (Of Fathers and Sons), Талал Дерки. Германия/Сирия/Ливан. 
Сириец Талал Дерки, уже пять лет живущий в Берлине, вернулся на родину, чтобы снять фильм о семье радикальных исламистов. Отец – убежденный сторонник халифата. Его дети бросили школу и играют, мастеря примитивные взрывные устройства. Однажды отцу оторвало ступню, но его жизнь в ожидании халифата продолжается. Его подрастающие сыновья начинают проходить подготовку в специальном тренировочном лагере. Of Fathers and Sons - фильм-бомба, потрясающее журналистское исследование того, как растут дети  в Сирии на территориях, контролируемых ан-Нусрой. Гран-при кинофестиваля Sundance, 2018г.

кадр из фильма Вальс Вальдхайма

«Вальс Вальдхайма» (Waldheim Waltz), Рут Бекерман. Австрия 
Курт Вальдхайм, как и многие люди его возраста, служил в Вермахте, но скрывал свое нацистское прошлое. Даже когда о нем стало известно, он был избран президентом Австрии. Австрия сегодня – единственная страна Запада, управляемая крайне правыми. И все же ассоциации, которые фильм вызывает – это не только она, но в целом современный политический истеблишмент, охотно закрывающий глаза на правду и справедливость. Лучший документальный фильм по версии Берлинского кинофестиваля, 2018г.

кадр из фильма Опера о Польше

«Опера о Польше» (Opera About Poland), Петр Стасик. Польша 
Петр Стасик, выпускник киношколы им. Анджея Вайды, снял фильм, пытаясь ответить на вопросы о том, кто такие поляки и что такое Польша. Фильм-коллаж, в котором – архивные материалы и сегодняшние съемки, документальные и игровые кадры, светские новости и религиозные обряды. Это звучит слишком академически, но не стоит забывать о том, что такое современная Польша, страна, в которой принимаются странные законы, но огромная часть населения протестует. Может быть, единственная страна Восточной Европы, в которой гражданское общество существует и громко заявляет о себе.

«Все за одного… один за всех» (All for One... One for All), Джон Алперт. США 
В США живут 57 млн. людей с ограниченными возможностями, в России – 13 млн. «Все за одного…» - истории о таких людях, которые снимают кино, чтобы придать сил самим себе и таким, как они, и чтобы сблизиться со своими заокеанскими коллегами. Джон Алперт – американский документалист, журналист-расследователь, объездивший полмира, номинант на «Оскар» и обладатель 15-ти наград «Эмми». 

«Искусство владения ножом» (Knife Skills), Томас Леннон. США 
Французский ресторан мирового класса открывается в Кливленде (штат Огайо). Невероятное, необычное заведение, в котором весь персонал – это не опытные повара, а люди, только что освободившиеся из тюрьмы. Они никогда не готовили и лишь пару месяцев учились, чтобы справляться с новой работой. Для них эти изысканные блюда и манящая французская лексика – шанс начать новую жизнь. По звук кухонной посуды они пытаются решить свои проблемы и найти свой путь. Номинация на «Оскар» в категории «лучший короткометражный документальный фильм». 

фрагмент ки-арта фильма Человеческий поток

«Человеческий поток» (Human Flow), Ай Вэй Вэй. Германия/Китай/США 
Важнейший художник и акционист современности Ай Вэйвэй снимал этот фильм в течение года в 23 странах мира. Его тема – беженцы, чьи проблемы Ай Вэйвэй в силу собственной биографии понимает очень хорошо. Фильм, впрочем, больше чем просто рассказ о проблемах. Автор - на то и гений, чтобы превратить актуальную общественно-политическую повестку в искусство. В кадре у него действительно человеческий поток, больше говорящий не о проблемах, а о самой сути современности, о том, как меняется человечество. «Человеческий поток» в 2017г. принимал участие в основной программе Венецианского кинофестиваля и получил награду Leoncino d’oro.

кадр из фильма Много детей, обезьяна и замок

«Много детей, обезьяна и замок» (A lot of Kids, a Monkey and a Castle), Густаво Сальмерон. Испания 
Болтливая, эксцентричная, чудаковатая Хулита, очень похожая на старушек из мультфильмов Миядзаки, когда-то давно уговорила мужа купить обезьянку. А еще они внезапно разбогатели, и муж приобрел для Хулиты замок, но когда грянул финансовый кризис, она вынуждена была продать свое жилище. Один из шестерых детей героини – Густаво Сальмерон. В течении 14 лет он снимал фильм о матери, используя все, от камеры Super 8 до айфона, от политических высказываний Хулиты до ее намеков на страдания по поводу несбывшегося. Национальная испанская кинопремия Гойя в категории «лучший документальный фильм», 2018г.

кадр из фильма Одинокая битва Томаса Рида

«Одинокая битва Томаса Рида» (The Lonely Battle of Thomas Reid), Фергал Уорд. Ирландия 
55-летний фермер Томас Рид живет один в своем 300-летнем доме, в окружении коров и кур. Эксцентрик, непримиримый ирландец, он в одиночку сражается с корпорацией Intel, которая хочет выкупить его землю, чтобы расширить свое производство. На стороне корпорации уже и местное чиновничество. Живущий в другом ритме и словно бы в другом времени, Рид упрямо сражается с  Системой и не собирается сдаваться.

«Другая сторона всего» (The Other Side of Everything), Мила Турайлич. Сербия/Франция/Катар 
Мила Турайлич снимала кино о своей матери и своей квартире, за запертыми дверьми которой семья хранила собственную атмосферу и собственные взгляды на жизнь на протяжении семи десятков лет непрекращающихся катастрофических событий в истории Сербии. Этот фильм – взгляд на страну из окон их крепости в центре Белграда, на страну, в которой переписчики могут задавать людям вопросы типа «были ли у вас связи с террористами или с лицами, осуществлявшими геноцид?» Гран-при IDFA в Амстердаме, 2017г.

кадр из фильма Ван Гоги Китая

«Ван Гоги Китая» (China's Van Goghs), Юй Хайбо, Кики Юй Тяньцы. Китай/Нидерланды 
Очень китайская ситуация. История о местечке Дафэнь, которое до конца 80-х было деревушкой, а сегодня тут живут десять тысяч человек, огромное число которых – художники, штампующие копии гениальных полотен. Режиссеры рассказывают об одном из таких художников, чья семья нарисовала в общей сложности 100 тыс. копий картин Ван Гога. Китаец чувствует свое родство с голландским гением и отправляется в Амстердам, чтобы увидеть легендарные подлинники, которые сотни раз воспроизводил. Эта поездка станет для него способом прозреть. Гран-при Академии документального кино Китая, 2018г. 

Конкурсная программа

кадр из фильма Старый морпех

«Старый морпех» (Old Marine Boy), Чин Моёнг. Корея
Как-то бывший северокорейский морпех взял свою семью, посадил их в лодку и ухитрился перебраться в Южную Корею. Но его новая жизнь – это все равно война, в новой стране ему трудно, а новые соседи опасаются человека с Севера.

кадр из фильма Похвальное слово Ничему

«Похвальное слово Ничему» (In Praise of Nothing), Борис Митич. Сербия 
Некто, Никто или Ничто устал от непонимания, сбежал из дома и путешествует по свету, комментируя все, что увидит, стихами. Голос Игги Попа. А снимали  фильм в семи десятках стран мира 62 оператора.

кадр из фильма Чистильщики

«Чистильщики» (The Cleaners), Ханс Блок, Мориц Ризвик. Германия/Бразилия
Видео или фото можно загружать в Интернет, но это не означает, что все загруженное останется в Сети. Роль уборщиков, нанятых такими компаниями, как Facebook или Google, заключается в поиске и удалении неприемлемого контента. Хотя они действуют под прикрытием, режиссеры смогли связаться с некоторыми из них, работающими в столице Филиппин Маниле.

кадр из фильма Хана

«Хана» (Hanaa), Джузеппе Карьери. Италия 
В Индии девочка была обручена, потому что ее гороскоп говорит, что это для нее единственный способ выжить. В Нигерии другую девочку взяли в плен исламисты группировки Боко Харан. В Перу еще одна совсем юная девушка, почти ребенок, стала матерью. В Сирии ее ровесницу продали с аукциона будущему мужу. У них одно имя на всех: Хана.

кадр из фильма Мания

«Мания» (Manic), Калина Бертин. Канада
Режиссер ищет правду о своей семье, пытается разобраться с собственной психологической травмой, намеревается узнать как можно больше о своем отце, человеке, который был известен, как лидер культа, мошенник, пророк и отец пятнадцати детей по всему миру.

кадр из фильма Генезис 2.0

«Генезис 2.0» (Genesis 2.0), Кристиан Фрай, Максим Арбугаев. Швейцария, Китай, Южная Корея
Охотники в Якутии ищут кости мамонтов, а ученые в США размышляют о возможности воскрешения животного. Также в кадре представители китайского Beijing Genomics Institute (Китай – важнейший покупатель бивней мамонтов, которые идут тут на производство дорогих сувениров) и биотехнологической лаборатории в Сеуле, работающей над клонированием животных. Все они имеют дело с такой глубиной времени, что становится страшно.

кадр из фильма Уго

 «Уго» (Hugo),  Войцех Климала. Польша
Здислав Мисяк, больше известный как Дзидек, экс-король луна-парков. Его дочь умерла, и к нему в нелегальный барак на территории когда-то процветающего парка переезжает из Испании его семилетний внук. Их волшебный мир вскоре оказывается под угрозой, когда на них обращает внимание Система: чиновники считают, что ребенок не может расти в таких условиях, свои претензии на мальчика предъявляет и его биологический отец. 


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Марина Латышева
Реклама