Сандэнс 2018: Побег от президентов
В эти дни в Парк-Сити проходит кинофестиваль Sundance (18-28 января 2018) - крупнейший смотр независимого кино в США. С самыми любопытными картинами из программы кинофорума нас продолжает знакомить специальный корреспондент портала ПрофиСинема Марина Латышева. В конкурсе документального кино показали сразу два документальных фильма, связанных с Россией. Это Our New President Максима Поздоровкина о российских медиа и симпатии россиян к президенту Трампу, а также Genesis 2.0 Максима Арбугаева и Кристиана Фрая об искателях останков мамонтов в Сибири. Самый мощный фильм из всех программ, на наш вкус, – Leave No Trace Дебры Граник с Беном Фостером и Томасин Маккензи. Уже показали и фильм-секрет – традиционно фестиваль готовит какой-то интересный сюрприз, и какая картина будет этим сюрпризом, становится известно за лишь пару дней до премьеры. В нынешнем году в Парк-Сити показали Tully Джейсона Райтмана с Шарлиз Терон и Маккензи Дэвис, историю о трудностях материнства.
Мамонты и Дональд Трамп
«Генезис 2.0» - почти двухчасовое повествование о якутах, которые ищут на островах в российской Восточной Сибири кости мамонтов, и об ученых в Соединенных Штатах, которые размышляют о возможности воскрешения мамонта с помощью достижений новейших биотехнологий. В кадре появляются также представители китайского Beijing Genomics Institute (Китай – важнейший покупатель бивней мамонтов, которые идут тут на производство дорогих сувениров) и биотехнологическая лаборатория в Сеуле, работающая над клонированием животных.
Жизнь ученых и охотников контрастна, но всех их отличает огромное почтение к предмету их исследования. Ученые видят в возможности воскрешения мамонта шанс буквально достичь уровня бога – создать не то чтобы новое, но то, чего уже давно не существует. Охотники вспоминают о национальных табу, связанных с останками древнего животного, о том, что найти кости мамонта считалось страшной приметой, это означало, что кто-то из близких или сам нашедший мамонта скоро умрет. Охотники в кадре чаще, и это понятно. При всей визуальной футуристичности научных офисов, при всей фантастичности излагаемых ими планов, якутские охотники, которые вроде бы обычные люди и вообще возятся в грязи, интереснее. Они имеют дело с глубиной времени, в которую страшно заглядывать, но невозможно не заглянуть, если представляется шанс. Очевидно, это осознают и они сами. Может быть, еще и поэтому идут на нарушение табу, и им трудно остановиться. Хотя они и дают себе зарок завязать, если удастся найти большой бивень и выгодно его продать. Фильм довольно страшный этим своим погружением в вечность, и музыка Эдуарда Артемьева добавляет ему жути.
Надо признать, что особого ажиотажа показы фильма в Парк-Сити не вызвали. Хотя критика оценила его высоко, назвав увлекательным, пугающим и незабываемым. Уже известно, что права на дистрибьюцию фильма приобрела Rise and Shine.
«Наш новый президент» Максима Поздоровкина, первые показы которого прошли еще в самом начале фестиваля, наоборот, вызвал тут колоссальный интерес. Еще бы – согласно анонсам, речь в нем шла о внезапной любви россиян к американскому президенту и о корнях этой любви.
Фильм начинается неожиданно с археологических раскопок и появления в кадре Хилари Клинтон, которая в 1997 г. прибыла в Новосибирск и больше всего интересовалась знаменитой алтайской мумией. Эта мумия, согласно цитируемым в фильме российским медиа, оказала роковое влияние на политическую судьбу Клинтон в ее борьбе за президентский пост. В кадре действительно будет много интернет-роликов с потешными признаниями наших сограждан в любви к Дональду Трампу. Подача этой любви в новом народном творчестве очень веселила зрителей фестиваля. Смеялись на показах много и охотно – и над роликами, и над самими Трампом и Клинтон, и над тем, например, как трактуют политическую судьбу президента астрологи, над дикостями типа «сейчас русские хакеры сломают астральную защиту Хилари Клинтон».
Правда, смеялись в основном в первой половине фильма, во второй смех как-то поутих. «Наш новый президент» лишь привлекает видеоанекдотами, но по сути является рассказом о современной российской индустрии фейковых новостей. В этом смысле он – экспортный вариант, позволяющий иностранному зрителю узнать новейшую историю, например, телеканалов Россия, НТВ и RT, увидеть, какие новости создают эти телеканалы. Тут уже смешного мало, и это отмечала критика. «В основном это страшно. Он показывает, что культура фейковых новостей является сегодня глобальным феноменом, приливной волной неправды, чья сила растет и растет: в Европе, в США, в странах с авторитарными режимами» (Variety). «Кинорежиссер снял фильм о русской пропагандистской машине, и это страшно» (The Washington Post). «Фильм Максима Поздоровкина о любви россиян к Дональду Трампу полностью состоит из отрывков новостей государственных телеканалов и причудливых видеороликов, созданных пользователями. Многих будет раздражать такое отсутствие позиции по поводу всего этого абсурда, но отсутствие банального возмущения и делает его по-настоящему оригинальным. Это важный для нашего времени документальный фильм» (The Guardian).
Вне общества
От пугающего их мира убежали герои нового фильма Дебры Граник «Не оставляй следов» с Беном Фостером и юной новозеландкой Томасин Маккензи. Восемь лет назад Граник и малоизвестная тогда Дженнифер Лоуренс взяли Sundance штурмом, выиграв тут главный приз с «Зимней костью». Карьера Лоуренс с тех пор пошла в гору. Потому и сейчас, когда Граник привезла в Юту очередной фильм с участием новой юной актрисы (пусть и не в конкурс, а в программу «Премьеры»), именно к этому фильму и к этой девочке было приковано внимание. Повторит ли она успех Лоуренс – думать об этом странно, слишком от многих факторов зависит ее потенциальный успех. Важнее другое – «Зимняя кость» была отличным, умным, мрачным фильмом. «Не оставляй следов» в чем-то близок к той истории (речь снова об отце и дочери) и временами похож стилистически. Но это уже не просто отличное кино, а истинный шедевр.
«Не оставляй следов» основан на романе Питера Рока My Abandonment, вышедшем в 2009 г. Его герои – отец и дочь, живущие отшельниками в лесу в районе Портленда (Орегон). Их жизнь – это палатки, костер, сбор грибов, собственный крохотный огородик и система оповещения в случае опасности и приближения чужих. Изредка они ходят в город и закупают там продукты и всякие нужные в лесу вещи на деньги, вырученные от проданных лекарств от ПТСР. Лекарства положены отцу, ветерану одной из американских войн на Ближнем Востоке. Он учит дочь выживать и старается этой жизнью вдали от цивилизации уберечь ее от мира, от которого сбежал сам. Она, которая умеет существовать в дикой природе, много читает, любознательна и обожает отца, тем не менее уже почти повзрослела для того, чтобы осознать собственные желания. Однажды ее случайно замечает совершающий пробежку спортсмен. Этот неравнодушный гражданин, видимо, и вызвал полицию и социальные службы.
Зритель почти ничего не знает о том, как началась эта история: таблетки от «афганского синдрома», равно как и старые газетные вырезки о ветеране войны, пытавшемся покончить с собой, мелькают в кадре эпизодически, и это те редкие штрихи, которые дают представление об их прошлой жизни. Где мать девочки, тоже неясно, но ее больше нет: «Какой у мамы БЫЛ любимый цвет», - спрашивает как-то дочь отца. Тут нет и надрывного конфликта с внешним миром, вообще нет отрицательных героев. Когда эту пару находит полиция, кажется, будто сейчас их будут прессовать. Но нет, их окружают хорошие и добрые люди: соцработники, полиция, водитель попутки, волнующийся за девочку и с пристрастием допрашивающий ее, точно ли ей комфортно, точно ли этот мужчина ее отец, не нужна ли ей помощь. Не говоря уж про любителей жизни вдали от большого города, но все ж социализированных – эти вообще готовы принять героев в свои поселения, в свои дома и в свои семьи.
«Не оставляй следов» - не маленькое кино и даже не собирается таким прикидываться. Тут и современное общество в разрезе, которое при ближайшем рассмотрении словно демонстрирует разные стадии развития человечества: вот кочевники, вот более или менее оседлые, приручившие животных (собак, лощадей, кроликов), вот уже высший пилотаж – люди, разводящие пчел. Образы вроде бы самые простые – те же пчелы, или работа по подрезанию, то есть по стандартизации елок, которую поручили отцу. Но все это расставлено по фильму хирургически точно.
Одновременно это и история о том, как вырастает и дистанцируется от семьи ребенок – тут уж не важно, существует ли он в такой вот необычной семье или в обычной среднестатистической ячейке общества с квартирой, стабильно работающими родителями и многочисленными социальными связями. В постановке этого конфликта между отцом и дочерью Граник хороша необыкновенно – невозможно принять сторону одного из них, сочувствуешь им обоим. Он – хороший отец. Поэтому когда ее спрашивают «где твой дом», она, не раздумывая, ответит «там, где папа». Но его любви и преданности для нее со временем будет недостаточно. Естественным образом наступит взросление и стремление к автономии, и Томасин Макензи исполняет этот переход очень тонко.
«Не оставляй следов» наверняка будут сравнивать с фильмами на похожие темы побега от общества, от классиков до современников. Из последнего наверняка припомнят «Капитан Фантастик» Мэтта Росса. Во многих фильмах остро чувствовалась авторская нежность к персонажам, но нигде автор не стоял к ним так близко. Это тот фильм, в котором позиция режиссера – в исследовании, а сомнение – часть процесса. Дебра Граник не смотрит на своих героев сверху, не смотрит даже отстраненно, не считает их жизнь хуже жизни в традиционном обществе, но не считает ее и лучшей. Она не знает, что лучше.
До конца фестиваля планируется еще несколько громких внеконкурсных премьер. Фильмом-сюрпризом стал Tully Джейсона Райтмана с Шарлиз Терон и Маккензи Дэвис в главных ролях, история материнства, самая страшная сказка о сцеживании, срыгивании и недосыпаниях, которую можно себе представить, история отношений идеальной няни Мэри Поппинс со своей уставшей хозяйкой. А в пятницу (то есть уже в субботу по Москве) тут покажут новый фильм Спайка Ли Pass Over о двух афроамериканцах, убивающих время на неспокойны городских улицах, драму по одноименной пьесе чикагского театра Steppenwolf, которая в свою очередь является вольной адаптацией «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета.
Кинофестиваль Sundance завершится 28 января, а 27 января вечером жюри определит победителей в программах «Американское игровое кино», «Мировое игровое кино», «Американская документалистика» и «Мировая документалистика», будут вручаться награды и в программе NEXT, а также призы зрительских симпатий.
Об итогах смотра и наиболее заметных фильмах программы читайте в следующем репортаже.