Торонто 2017: Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему
17 сентября 2017 завершается 42-й Международный кинофестиваль в Торонто (Toronto International Film Festival / TIFF), на котором, традиционно, особое место занимают фильмы, посвященные взаимоотношениям в семье, условиям формирования или распада личности, причинам и следствиям поступков, месте института брака в современном обществе.
Израильтянка Тали Шалом-Эзер в своих фильмах неоднократно обращалась к подобным темам. Ее дебют «Суррогат» (2008) рассказывает о молодом человеке, испытывающим проблемы в отношениях с женщинами, и его партнерше для сексуальной терапии. Второй фильм «Принцесса» о девочке-подростке, которой мало внимания уделяет мать и домогается отчим, получил сразу несколько наград на Иерусалимском кинофестивале 2014 года и принимал участие в конкурсе Санденса.
Новая работа «My Days of Mercy» – об отношениях в семье приговоренного к смерти отца. Его средняя дочь Люси (Эллен Пейдж) живет в доме со старшей сестрой и младшим братом. Мать совершила суицид, и старшая дочь заменяет младшим родителей.
Люси, активистка движения против смертной казни, на одном из митингов встречает шикарную Мерси (Кейт Мара), связанную с жертвой преступления, в котором обвиняют отца. Люси и Мерси постепенно узнают друг друга и их отношения меняются от враждебности к любопытству и физической страсти. Любовная история разворачивается в депрессивной среде, наполненной обитателями трейлеров, неопрятными байкерами, бедняками, круглосуточно посасывающими пиво и бездельничающими. Мерси, девушка совершенно из другого мира богатых, успешных и образованных людей. У главных героев разные взгляды на семейные ценности.
В драме «My Days of Mercy» Тали Шалом-Эзер, оставаясь внимательной к характерам своих героев и мотивам поступков, демонстрирует принципиальные различия девушек, выросших в разных социальных слоях, давая понять, что если что-то может свести таких людей вместе, то это любовь.
Дебютная режиссерская работа оскароносного сценариста Аарона Соркина «Игра Молли» рассказывает биографическую историю бывшей спортсменки Молли Блум (Джессика Честейн), которая в течение нескольких лет организовывала подпольные покерные турниры для богачей и знаменитостей.
«Что вас успокаивает в поражении? — Победа». Вундеркинд в лыжном спорте, Молли выросла под жестким прессингом отца (Кевин Костнер), не признававшим поражений. В 12 лет она повреждает позвоночник, и возвращается в спорт спустя 18 месяцев после травмы. Однако вторая травма ставит точку в ее горнолыжной карьере.
Желая доказать свою состоятельность в жизни, Молли переезжает в Голливуд и находит новое занятие для себя — покер. Игра Молли, в которой участвовали самые влиятельные голливудские персоны и принимались высочайшие ставки, была самой престижной и эксклюзивной в истории. Но как только она становится объектом расследования ФБР, бывшие клиенты пропадают. Единственным союзник Молли - адвокат Чарли Яффе в исполнении Идриса Эльбы. В обертку захватывающей криминальной истории Аарон Соркин завернул глубокие размышления о мотивах человеческих поступков, о роли родителей в формировании личности детей.
По мнению режиссера фильма «Я, Тоня», Крейга Гиллеспи, именно проблемы в семье родителей и сложные отношения с матерью сформировали тяжелый характер скандально известной чемпионки США по фигурному катанию Тони Хардинг. Подобно героине фильма Аарона Соркина, она пытается доказать всему миру (прежде всего своей матери), что она лучшая. В результате талантливая фигуристка из национальной звезды превращается в изгоя, когда накануне Олимпиады 1994 года ее главная соперница Нэнси Керриган получает травму ноги из-за нападения неизвестного. ФБР расследует это дело и выясняет, что преступление было организовано ближайшим окружением Тони. В результате ее пожизненно дисквалифицируют.
Плеяда лучших актеров Дании, в том числе Трине Дюрхольм («Коммуна») и Николай Ли Кос («Мужчины и куры»), снялось в резкой и местами пугающей драме «Ты исчезнешь» о директоре школы, чей брак начинает распадаться после того, как он узнает, что тяжело болен. Фредерик Холлинг (Николай Ли Кос) счастливо женат и обожает свою работу. Во время отпуска он начинает вести себя очень странно, и после срочной госпитализации выясняется, что причиной его поведения может быть опухоль мозга. Вскоре в школе начинается расследование, которое обнаруживает множество сомнительных инвестиций, сделанных Фредериком от имени школы — похоже, что болезнь влияла на него много дольше, чем возникли первые подозрения. Его жена Мия (Дюрхольм) больше обеспокоена нарушением ее обычного буржуазного образа жизни, чем здоровьем своего мужа. Эмоционально опустошающая история о разрушении личности и семьи под влиянием тяжелой болезни – вторая работа режиссера Петера Шонау Фога, автора фестивального хита «Искусство плача» 2006 года.
Причины и следствия поступков людей, природа личности и тайные мотивы поведения, влияние семьи, родителей, общества на формирование личности, место института брака в современном обществе - эти неисчерпаемые темы продолжающие волновать драматургов и режиссеров, поскольку: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».