39 ММКФ: «Купи меня» - куда приводят мечты о красивой жизни
23 июня 2017 года в рамках 39-го Московского международного кинофестиваля прошел премьерный показ драмы «Купи меня», одной из трех российских картин в основной конкурсной программе смотра. Лента о трех молодых девушках, покоряющих столицу, представляет собой реинкарнацию картины «Москва слезам не верит» – но с более мрачным финалом.
В центре сюжета фильма студентка филологического факультета Катя, из хорошей семьи, которая выигрывает грант на изучение парижских архивов Ходасевича, но вместо этого втайне от матери уезжает в Абу-Даби, чтобы попробовать себя в модельным бизнесе. В итоге она становится одной из девушек, которые живут за счет богатых мужчин. Катя с интересом исследует этот мир и берется исполнить простые мечты своих новоиспеченных подруг – шикарная машина, идеальный и недоступный мужчина и т.д. Но это оборачивается трагедией как для них, так и для самой Кати (хотя для нее все-таки в меньшей степени).
Впервые проект «Купи меня» был представлен киносообществу в 2016 году в рамках 69-го Каннского кинофестиваля в Российском павильоне на презентации новых российских проектов готовых для копродукции. Изначально предполагалось, что режиссерское кресло займут Любовь Львова и Сергей Тарамаев – создатели лент «Зимний путь» и «Метаморфозис». Однако в итоге фильм снял Вадим Перельман, известный по картине «Дом из песка и тумана», главные роли в которой исполнили Дженнифер Коннели и Бен Кингсли.
Для Перельмана это уже второй опыт сотрудничества со сценаристом Дарьей Грацевич (первым был сериал «Измены»). Сама Дарья согласна с тем, что «Купи меня» тематически перекликается с фильмом «Москва слезам не верит», но уверяет, что картина Владимира Меньшова не являлась для нее референсом при написании сценария: «Это вообще универсальная история. Я не ориентировалась ни на что. Писала о том, что казалось мне интересным и актуальным». Она также отметила, что ей хотелось рассказать «не специфически русскую чернуху, а историю о молодости, ожиданиях, неправильном выборе и странном пути, к которому ведут такие, казалось бы, простые желания».
Режиссер Вадим Перельман добавил, что история из фильма «Купи меня» могла произойти в любой стране мира. «Везде есть подобные девушки, с надеждами обрести богатство и счастье минимальными усилиями. Я не считаю историю специфически русской. Мы можем наблюдать такие финалы где угодно, это глобальная проблема», – отметил Перельман.
Главную роль в фильме исполнила Юлия Хлынина, которая, по словам режиссера, лучше всех актрис этого возраста в России, и не только, подходила на эту роль. Также в картине сыграла начинающая актриса Анна Адамович, которую кастинг-директор Перельмана нашла в Киеве. В кино это первая большая роль Адамович, известной в основном по телесериалам. Еще одна из главных ролей досталась Светлане Устиновой, которая осталась в восторге от работы с российско-американским режиссером.
«Когда был объявлен кастинг к Вадиму, вся Москва зашуршала. Для меня было огромное счастье даже просто прийти к нему на пробы. Он очень тонкий, понимающий режиссер. Это очень важно, когда режиссер знает, что он хочет. Вадим именно такой, кино уже сложилось у него в голове, поэтому он четко объяснял задачи. Что меня поразило больше всего – он знает про тебя то, что ты сама, возможно, никогда в себе не замечала, а он это видит и вытаскивает наружу.
Для меня работа с ним – это новый шаг в карьере и этап личностного роста – и как для актрисы, и как для человека. То, что меня утвердили на роль в этом фильме, и мне удалось поработать с Вадимом – огромная радость, счастье и удача», – поделилась Устинова.
Очень важное место в сюжете занимает фигура русского поэта Владислава Ходасевича. После показа некоторые журналисты задавали автору сценария вопрос, почему она выбрала именно Ходасевича, а не, скажем, Пушкина. «Для меня как для филолога это решение кажется более правильным. Каждый из нас знает Пушкина, но многие ли знают Ходасевича?» - сказала Дарья. И после просмотра фильма становится ясно, что выбор оказался очень точным – он подчеркивает разницу в уровне образованности персонажей. Так, для главной героини Кати это значимая персона, а для ее новой подруги имя Ходасевича не говорит ровным счетом ничего. Как и для большинства персонажей картины, отчего возникает путаница – увлеченность Кати этим поэтом заставляет некоторых героев думать, что Ходасевич – это ее собственная фамилия. С Пушкиным этот «фокус» бы не удался.
Многие критики отмечают, что диалоги в картине написаны на очень высоком уровне. Согласен с этим и режиссер Вадим Перельман – он отметил, что диалоги Грацевич прекрасны: «Когда я решал, взяться ли за этот проект, то начал читать текст вслух моим друзьям, и следил за ними. И мне очень понравилась их реакция – слова будто катились с языка, и это было как раз то, что нужно».
Светлана Устинова также восхищена сценарием: «Много сценариев приходится обминать под себя, переписывать. Иногда читаешь и понимаешь, что так люди не разговаривают, если это, конечно, не исторический текст. Когда текст плохо написан, его сложно учить. А Дашины диалоги считываешь с листа, как будто это твой текст, и запоминаешь моментально».
Сама сценарист призналась, что она записывает диалоги, наблюдая за обычными людьми в реальной жизни. «Люди сами не понимают, как они хорошо говорят, шутят. Надо их подслушивать, записывать и воспроизводить. А девочки (актрисы) с помощью Вадима потрясающе воспроизвели интонацию, которую мы имели в виду», – подчеркнула Грацевич.
Один из продюсеров картины Альберт Рябышев отметил, что именно со сценария началась работа над этим проектом: «Название «Купи меня» сразу заинтриговало. Мы как продюсеры были уверены, что получится что-то яркое интересное».
Любопытно, что у картины целых 12 продюсеров, в числе которых представители канала ТНТ, в эфире которого был показан сериал «Измены», и руководители студии Art Pictures Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский. Картина сделана без государственного финансирования. По словам Рябышева, бюджет ленты сложился из частных средств продюсеров.
На пресс-конференции создатели удивлялись, почему им не задают провокационные вопросы – по словам режиссера, «мы шли сюда, готовые отбиваться от нападок журналистов». Но, по сути, после просмотра фильма их и не возникает, ведь Перельман, несмотря на остроту темы, снял кино, в основе которого лежит простая мысль – не надо гнаться за легкой и красивой жизнью, обменивая свою молодость и красоту на деньги, потому что ничем хорошим это не закончится. И с этим не поспоришь.