Антон Долин – новый главный редактор журнала «Искусство кино»
Сегодня, 10 июня 2017 года на 28-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» прошла пресс-конференция, на которой киновед Нина Зархи объявила имя нового главного редактора журнала «Искусство кино». Им стал Антон Долин – человек, который, по замечанию Нины Александровны, был избран редакцией издания единогласно.
Ровно месяц назад ушел из жизни Даниил Дондурей, и на прошлой неделе редакция выбрала нового главного редактора. Учредители журнала также поддержали кандидатуру Долина.
Как сказала Нина Зархи в своей вступительной речи, Даниил Дондурей был одним из немногих незаменимых в нашем киносообществе людей: «Как не хватает его всем – это чувствуется на дорожке Зимнего театра. Он был открыт, неформален, его будет не хватать всегда. Тем не менее, журнал должен продолжать жить, в том числе для того, чтобы продолжала жить память Дондурея, который отдал ему почти четверть века».
При выборе нового главного редактора «Искусства кино» руководствовались двумя критериями. Первый из них заключается в преемственности традициям журнала. В этом смысле Долин придерживается трех главных принципов Дондурея:
Первый – никогда не разделять жизнь и искусство, культуру и общество, социальную реальность и фильмы, фильмы и спектакли, быть человеком целостным и стремиться сделать цельным и журнал. Взаимосвязь искусства и социума должна стоять во главе угла.
Второй – Дондурей, как и журнал, были далеки от снобизма и высокомерия (что Даниил Борисович называл «заумью»), хотя в той же мере они были далеки и от популизма и боролись за сложное искусство и сложного человека. «Нам важно сохранять баланс доступности, профессионализма и в хорошем смысле этого слова – академизма», подчеркнула Нина Зархи.
Третий – журнал, как и его главный редактор, занимали абсолютно бескомпромиссную позицию – «в любых мучительных и трудных обстоятельствах не прогибались, сохраняли свою независимость. Я уверена, что новый главный редактор будет в этом смысле абсолютно достойным, честным, искренним и органичным преемником этой линии», - сказала Зархи.
Второй критерий – это близость нового главного редактора к журналу. «У нас много замечательных авторов, но этот человек рос и развивался вместе с изданием, не раз признаваясь в том, что лучшие свои тексты, а их у него очень много, он опубликовал на страницах Искусства кино. Он ни разу нас не подвел», - отметила Нина Александровна.
Антон Долин, в свою очередь, прокомментировал новость о своем назначении:
«Эта история для меня только начинается, хотя в каком-то смысле она продолжается много лет – так, моя первая большая профессиональная статья опубликована по инициативе Даниила Дондурея в 2000 году, и была посвящена фильму Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Это стало моментом, когда я решил, что хочу заниматься критикой, а не просто журналистикой и филологией. Возглавить «Искусство кино» - это для меня колоссальная честь и огромная ответственность. Понятно, что Даниил Борисович – во всех смыслах этого слова незаменимый, но кто-то должен выполнять функции главного редактора, чтобы журнал продолжал жить. Разумеется, состав редакции остается прежним. Со временем, я надеюсь, он расширится. На данный момент моими заместителями становятся Нина Зархи и Зара Абдуллаева. У нас очень амбициозные планы, но сейчас говорить о них преждевременно, так как журнал находится в кризисе. Нет смысла скрывать – нам нужна помощь, и мы не можем себе позволить потерять издание. «Искусство кино», хоть и является изданием с малым тиражом и небольшим количеством людей, которые его читают, вырастил новое российское кино – косвенно об этом говорит количество кинематографистов, которые по собственному желанию пришли попрощаться с Даниилом Дондуреем. Нам очень нужна помощь, партнеры, новые авторы, читатели и, конечно, идеи».