Канны 2017: Фатих Акин не оставил никаких вопросов
Завершились конкурсные показы 70 юбилейного Каннского кинофестиваля (17-28 мая 2017). Одной из последних была показана работа «Из ниоткуда» обладателя «Золотого медведя» Фатиха Акина, вернувшегося в конкурс Канн десять лет спустя после того, как его картина «На краю рая» получила здесь приз за лучший сценарий. Лента, которой некоторые издания дали название «На пределе», является, пожалуй, одним из самых провокационных фильмов фестиваля этого года.
Начинается картина с показа рутинной семейной жизни – Катя (Дайан Крюгер) приводит своего шестилетнего сына с урока скрипки на работу к отцу, немцу турецкого происхождения, бывшему когда-то наркодилером, а теперь отошедшему от дел и зарабатывающему на жизнь переводами. Катя уезжает, чтобы несколько часов провести с беременной подругой, а когда возвращается, видит ужасную картину – около офиса мужа была оставлена бомба, офис разрушен, муж и сын погибли. Дальше будет общение с полицией, судебный процесс, его неожиданные результаты, ставящие Катю перед сложным этическим выбором. Дайан Крюгер, ставшая известной в 2004 году благодаря роли в картине Вольфганга Петерсона «Троя», потрясающе убедительно играет женщину, потерявшую мужа и сына.
Фатих Акин, рассказывая историю, откровенно спекулирует на чувствах и эмоциях, и упрощает картину мира до практически черно-белой. Белая часть – это главная героиня и её мир, а черная – это люди, убившие родственников Кати, и люди, которые им помогают. В фильме всё предельно понятно, логично, и даже трагический конец истории в этой системе координат очевиден и неизбежен. Это проявляется даже в разбивке фильма на главки. Первая «Семья», нам рисует картину счастливой, но не без скелетов в шкафу (криминальное прошлое мужа) семьи немецких турков. Вторая «Юстиция» показывает судебный процесс, где Катя и её адвокат пытаются отстоять справедливость и борются с системой, которая неожиданно начинает защищать преступников. Заключительная «Море» переносит нас в Грецию, где героиня встает на путь мести расставляет все точки над i.
Картина смотрится на одном дыхании, сюжет держит внимание до последней минуты, не дает перевести дух. Мы сопереживаем чувствам главной героини, плачем вместе с ней, ненавидим её врагов. Словом, испытываем все те чувства, которые были запрограммированы режиссером. Все просто, понятно, объяснимо и очень тенденциозно. Вот только, через несколько часов после выхода из зала, когда садишься писать о фильме, понимаешь, что мир не черно-белый, а цветной, и создается ощущение, что тебе прочитали лекцию о том, что хорошее – это хорошо, а плохое – это плохо.
Работа Фатиха Акина не впечатлила каннских критиков. В неформальном рейтинге журнала Screen «Из ниоткуда» в числе аутсайдеров – 1,6 балла из 4 возможных.