Канны 2017: Cкандинавское кино в квадрате
20 мая 2017 года во Дворце фестивалей в Каннах прошла премьера нового фильма шведского режиссера Рубена Эстлунда «Квадрат», тонкая сатира на современный мир искусства, пиар-технологии, конформистское общество потребления и, в то же время, серьезный разговор о пугающе меняющемся мире в нынешних геополитических реалиях и человеческих взаимоотношениях. Картина сразу стала одним из фаворитов критики.
Вот как бывает частенько в кино, иной режиссер делает полный метр, а после просмотра понимаешь, что мыслей у него максимум на хорошую 20-ти минутную короткометражку, а остальное – вода. Иное дело – новая работа Рубена Эстлунда. Такое чувство, что режиссер попытался в фильм хронометражем 2:22 «запихнуть» как минимум три полноценных игровых картины, по количеству тем, сюжетных линий и плотности повествования. Щедрость на грани с расточительностью, даже для молодого талантливого режиссера, делающего не только кино, но и арт-проекты. Эстлунда еще со времен «Игры» чрезвычайно интересуют социальные эксперименты. Хотя их результаты и не открывают новых шокирующих истин о людях, но любопытны с точки зрения динамики общественных процессов.
Главный герой картины, объединяющий все сюжетные линии и рефлексирующий по всем заданным режиссером поводам, Кристиан, которого играет датский актер Клас Банг, знакомый фанатам скандинавского сериала «Мост» – арт-куратор в одном из модных шведских музеев современного искусства, уверенный в себе (а в этом бизнесе, к слову, надо быть чрезвычайно уверенным себе, чтобы суметь убедить окружающих, увидеть в кучках мусора или брошенной женской сумке – арт-объект), довольный жизнью, свободный мужчина. Этакий типичный представитель современной Европы. Но вот однажды с ним происходит событие, выбивающее его из привычной колеи. Это реальный случай из жизни режиссера, произошедший в родном Гетеборге. Эпизод на многолюдной площади по дороге на работу приносит не только стресс, но и неприятное понимание, что он стал жертвой своей же доверчивости. И то что сразу воспринималось как героический поступок – защита девушки от разъяренного парня, готового ее убить, обернулось разочарованием. В результате разыгранной мошенниками сцены, он лишается телефона, бумажника и, самое главное, одной из доставшихся по наследству папиных запонок (запонка, правда, потом нашлась). Герой оказывается в пространстве своего арт-объекта и вынужден делать выбор.
А вслед за ним и зрители, также как и посетители выставки, на которой в апреле 2015 года в маленьком южном шведском городе Варнамо, Эстлунд представил арт-проект «Квадрат», ставший впоследствии частью сюжета фильма, должны выбирать, на какую кнопку нажать: «Я доверяю людям» или «Я не доверяю людям».
Концепция инсталляции и фильма сводится к определению границ цивилизованного общества. Политкорректность, толерантность, художественная свобода, свобода слова, гуманитарные ценности и т.д. – насколько люди готовы следовать правилам, навязанным государством и обществом, что считать нормой, а что уже за гранью. Эта идея сквозит практически в каждом эпизоде фильма. Взять хотя бы шикарный пример с рекламным роликом, сделанным пиарщиками для продвижения проекта «Квадрат», который декларируюет полную свободу действий в этом пространстве. На пресс-конференции, созванной, чтобы погасить скандал после размещения ролика на YouTube, журналисты задают, с одинаковой убежденностью в своей правоте, Кристиану вопросы, предполагающие противоположные ответы морально-этического характера.
Понятная и очевидная идея безопасного пространства вдруг становится не такой очевидной, потому что предполагает толкования множества людей с совершенно разным уровнем «цивилизованности».
Еще одна тема, связанная с грабежом, которая параллельно развивается в фильме – взаимоотношения с «иными» (бомжи, беженцы, просто люди иного сословия, достатка, образования). Пребывая в своем уютном мирке: хорошая квартира, дорогой костюм, модная машина Tesla, герой не думает о другом, параллельном, мире с совершенно другими проблемами. И только вытолкнутый в него в силу обстоятельств, вынужденный добывать свое украденное имущество, начинает не без опаски и брезгливости (куда девается толерантность?) контактировать с его представителями и понимает, что в этом мире свои законы и правила, несколько отличные от его картины мира, но которые тоже нельзя нарушать.
Кроме того, каждая сцена насыщена мини-сюжетами, деталями, забавными диалогами, работающими на общую концепцию фильма, заставляющими взглянуть на себя со стороны и задать вопрос: «Так ли уж мы цивилизованы, как думаем о себе?».