Русские в Марракеше
7 декабря 2016 года на 16-м Международном кинофестивале в Марракеше состоялось специальное событие – чествование российского кино. По давно сложившейся фестивальной традиции – каждый год уделять особое внимание кинематографии какой-нибудь отдельно взятой страны, российская программа стала центральным событием этого года. Представительная делегация отечественных кинематографистов прибыла в Марракеш и приветствовала гостей фестиваля на красной дорожке.
Далекий Марракеш казался в снежной московской буре, окутавшей ранним декабрьским утром аэропорт и взлетную полосу плотной пеленой, таким же сказочным, как город-призрак Тимбукту где-то рядом с Сахарой. Два часа от аэропорта Касабланки (ласкающее слух киномана название) и гостеприимная гостиница Меридиан, с планировкой в лучших традициях восточных дворцов с внутренним двором, точнее садом с бассейном и фонтаном, приняла российских журналистов.
На поверку город Марракеш, расположенный на юго-западе страны у подножья Атласских гор, оказался не так уж далек от фантазийных представлений о нем. С одной стороны, давно отработанный туристический аттракцион в средневековом стиле с конными бричками, факирами и заклинателями змей на площади Джемаа аль-Фна и бесконечным базаром, где если ты не торгуешься при покупке ненужных тебе вещей, то выглядишь в глазах торговца просто глупцом. С другой стороны, опера, современный вокзал, Дворец конгрессов, где проходит фестиваль, и даже манифестация, со всех сторон окруженная полицией, из полусотни работяг с плакатом, что-то громко периодически выкрикивающая в час пик на перекрестке, создают ощущение, что в этом месте ход времени не линеен.
И вот, в этой африканской экзотике волею случая по имени Жоэль Шапрон, сформировавшего оригинальную российскую ретроспективную программу для специального события фестиваля, оказались российские кинематографисты во главе с Кареном Шахназаровым. Жоэль давно и хорошо знает кино нашей страны, историю, и что самое главное - современный кинопроцесс, что позволяет ему легко ориентироваться. Режиссеры, продюсеры, актеры и ряд кинематографистов, такие как Сергей Бодров, Валерий Тодоровский, Владимир Меньшов, Павел Лунгин, Алексей Мизгирев, Иван Твердовский, Игорь Толстунов, Наталья Мокрицкая, Наталья Негода, Петр Федоров и другие, после прохода по красной дорожке, вышли на сцену принять приветствие фестиваля.
Каждый год несколько самых значительных кинематографистов со всего мира получают награды за вклад в мировой кинематограф, а также чествуются национальные кинематографии в лице их делегаций. На кинофестивале в Марракеше отдание дани как конкретным творцам, так и кинематографиям отдельных стран стало особой фишкой и уже сформировалось в своеобразную церемонию.
Сначала легко, красиво и ненавязчиво представляют героя церемонии. Французская актриса и режиссер Фанни Ардан сказала несколько теплых слов по поводу советского и российского кино, про то, что наши кинематографии объединяет актерская школа и стремление развивать киноязык (сама Ардан недавно завершила съемки фильма «Le divan de Staline» - байопика о Сталине, которого сыграл Жерар Депардье). Она отметила, что достижения советского и российского кино впечатляют, особенно Ардан выделила ленту Михаила Калатозова «Летят журавли», в 1958 году получившую Золотую пальмовую ветвь в Каннах (картина вошла в число фильмов, отобранных для показа в рамках российской программы в Марракеше), и драму Андрея Кончаловского «Рай», которая завоевала «Серебряного Льва» за лучшую режиссуру на Венецианском фестивале в 2016 году.
«За все время существования фестиваля чествование российского кино является, пожалуй, наиболее ярким событием. Каждый российский кинематографист обладает индивидуальностью, своей собственной вселенной и видением человечества и мира, рассказывает об обуреваемых его страстях и пытается найти ответ на наболевшие вопросы. Это возможность увидеть всю Россию в ее многообразии. Каждый режиссерский голос уникален, как деревья в лесу», - сказала Фанни Ардан.
Карен Шахназаров держал ответную речь, отметив, что представленная марракешскому зрителю программа – это одновременно и история российского кино, и его гордость: «Чествование российского кинематографа на кинофестивале в Марракеше – очень важное событие. Для нас это шанс показать наши фильмы, а для местного населения – посмотреть их и понять нас немного больше. Это прекрасная возможность наладить культурную коммуникацию с арабским миром. В некотором смысле нам очень повезло, потому что удалось построить новую индустрию. Технологии, которыми располагает современное российское кино, мощнее, чем были в советское время. Благодаря ним у нас намного больше возможностей воплотить задуманное в жизнь. Но самих по себе технологий недостаточно, чтобы сделать большое кино. Создавать предметы искусства – вот в чем основная сложность. Нужно время, прежде всего потому, что мы находимся в процессе формирования новой идентичности, которую пытаемся найти после краха коммунизма. Есть несколько точек соприкосновения между советским и российским кино, но все же это два разных кинематографа. Кино отражает жизнь, именно поэтому современное российское кино очень сильно отличается от советского, ведь жизнь в России сейчас течет по-другому.».
Полный зал нарядной публики благосклонно отнесся к нарезке ретроспективы, явно заинтересовавшись ею. Сразу после церемонии на сцену опустился экран и начался специальный показ нового фильма Алексея Мизгирева «Дуэлянт». Североафриканская премьера прошла более чем успешно. Продолжительная овация после просмотра дала понять, что фильм аудитории очень понравился. Режиссер остался доволен. Кроме того, Фанни Ардан, поздравляя Алексея Мизгирева, сказала, что она в полном восторге от картины.
Также успешно прошел конкурсный показ нового фильма Ивана Твердовского «Зоология», который уже завоевал сердца зрителей и профессионалов по всему миру, что, к сожалению, не сказалось на домашнем прокате.
Торжества прошли, большая часть показов тоже, остается ждать решения серьезного международного жюри под председательством венгерского режиссера, сценариста и продюсера Бела Тарра, которому предстоит сделать нелегкий выбор между 14 очень разными и оригинальными картинами.