Два полушария сходятся в Марракеше
Со 2 по 10 декабря 2016 года в Марокко проходит 16-й Международный кинофестиваль в Марракеше, в конкурсной программе которого в этом году 14 фильмов из разных уголков света. Подавляющее большинство претендентов на главный приз в этом году – картины, снятые в копродукции нескольких стран, в том числе в сотрудничестве кинематографистов с разных полушарий Земли. Главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская продолжает рассказывать о конкурсной программе смотра.
Чилийско-французская драма «Слепой Христос» (The Blind Christ) режиссера Кристофера Мюррея претендовала на «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, где состоялась её мировая премьера. Этот фильм рассказывает о людях, живущих в пустынных забытых правительством общинах в Чили, которые находят последнее утешение в религии. Главный герой, Майкл, мнит себя Христом, и босиком отправляется в путешествие через пустыню на севере Чили, думая, что сможет совершить чудо и исцелить искалеченного в аварии на шахте друга Маурисио. В своем путешествии герой рассказывает притчи, которые вплетаются в вымышленное повествование документальными эпизодами: не профессиональные актёры, а местные жители делятся своими реальными историями. Аллегорический смысл многих из них далёк от библейских сюжетов, как и далёк от Христа образ Майкла. «Слепой Христос» поднимает духовные вопросы и оставляет их открытыми – фильм исследует то, как вера приобретает своё уникальное значение для разных людей.
Драма «Пастыри и палачи» (Shepherds and Butchers) режиссера Оливера Шмитца, снятая в сотрудничестве ЮАР, Германии и США, была представлена на Берлинском фестивале в этом году. В основу сюжета положена история молодого сотрудника одной из тюрем Южной Африки в конце восьмидесятых годов, Леона, который в свои 19 лет совершил страшное преступление – массовое убийство. Тюремщик возвращался с работы домой, когда на перекрестке его подрезала машина. Леон, не долго думая, выхватил пистолет и расстрелял на месте водителя и пассажиров, которыми оказались темнокожие подростки. Защищающий его в суде адвокат берётся доказывать, что преступление тюремщика стало следствием «производственной» психологической травмы. Леон работал в особом отделении тюрьмы для смертников и участвовал в их подготовке к казни, что могло оказать влияние на его психическое здоровье. В результате расследования было раскрыто множество нелицеприятных и шокирующих подробностей о казнях узников и действиях их палачей. Фильм основан на реальных событиях, происходивших в 90-ые годы, но он очень актуален и сегодня как для ЮАР, где, несмотря на отмену смертной казни, продолжает процветать незаконное насилие в тюрьмах, так и для других стран, в том числе, для тех, где официально применяется высшая мера наказания.
Единственный участник конкурсной программы Международного фестиваля в Марракеше из США – независимая дебютная картина режиссёра Анны Роуз Холмер «Приступы» (The Fits), рассказывающая об 11-летней девочке по имени Тони, пытающейся пробиться в танцевальную группу, участницы которой внезапно начинают страдать от необъяснимых приступов, похожих на эпилептические. Окружающие ищут причины пандемии – от загрязненной воды до сексуальной истерии и одержимости, но режиссёр так и не даёт логичного объяснения. И нам остается только гадать, что это – мистика, злой умысел или история взросления, проблема переходного возраста, в формате оды целеустремленности и таланту юных девушек.
Фильм, премьера которого прошла на Венецианском фестивале, успел побывать на многих международных фестивалях, полюбиться критикам и получить семь наград. Может быть, коллекция призов независимой американской дебютантки пополнится и «Золотой звездой» Международного кинофестиваля в Марракеше, несмотря на конкуренцию с сильными фильмами, снятыми в сотрудничестве нескольких стран.