От «Броненосца Потемкина» до «Левиафана»: Российское кино завоевывает Марракеш
Со 2 по 10 декабря 2016 года в Марракеше состоится 16-й Международный кинофестиваль. Смотр всегда старался представить кинематограф различных стран, чтобы вписать новые фильмы в породивший их контекст. В этом году центральным событием кинофорума станет специальная программа, посвященная российскому кино, - одному из богатейших и плодотворнейших представителей европейской кинематографии.
В секцию войдут дореволюционные, советские и постперестроечные картины. Хотя в последние двадцать пять лет российское кино не окружено той славой и популярностью, которые сопровождали его в прошлом, но, тем не менее, рождались крупные произведения, на смену классикам приходили новые имена, и большие фестивали находятся в постоянном поиске тех, кто завтра примет эстафету от режиссеров, которых сегодня чествует Марракеш.
От Сергея Эйзенштейна и его «Броненосца Потемкина» до «Левиафана» Андрея Звягинцева, - фестиваль охватит восемьдесят лет кинематографии, в которой чередовались все жанры: большая история («Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Русский ковчег» Александра Сокурова), войны с их потрясениями («Летят журавли» Михаила Калатозова, «Сорок первый» Григория Чухрая, «Брат» Алексея Балбанова, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова), комедии («Светлый путь» Григория Александрова, «Стиляги» Валерия Тодоровского), проблемы общества («Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Маленькая Вера» Василия Пичула, «Замри умри воскресни» Виталия Каневского, «Такси Блюз» Павла Лунгина, «Дурак» Юрия Быкова), духовные искания («Тема» Глеба Панфилова, «Жертвоприношение» Андрея Тарковского)… и даже любовь («Про любовь» Анны Меликян)!
Марракешский фестиваль уже дважды присуждал свой Гран-при фильмам из России («Дикое поле» Михаила Калатозишвили, 2008; «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, 2014), он посвятил специальную программу Адрею Кончаловскому, приглашал в жюри Павла Лунгина, не говоря о множестве российских фильмов, которые украшали его программы. Поэтому логично, что теперь этой национальной кинематографии посвящается целый фестиваль: 30 фильмов в сопровождении делегации из 30 гостей (режиссеры, актеры и актрисы, операторы-постановщики, сценаристы, руководство киноотрасли, продюсеры…), которую возглавит режиссер и президент киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Координатором специальной программы, посвященной российскому кино, выступает Жоэль Шапрон, ответственный за страны Центральной и Восточной Европы в Unifrance и референт Каннского фестиваля по странам бывшего СССР.