Десять фильмов 38-го Московского кинофестиваля, которые не стоит пропускать
23 июня 2016 года начинает свою работу 38-й Московский международный кинофестиваль. Особый интерес в его расписании обычно вызывают громкие премьеры Канн, Венеции и Берлина, привезенные организаторами ММКФ в параллельные программы. Вот и в этом году в Москве покажут в том числе «Море в огне» Джанфранко Рози, «Тони Эрдманна» Марен Аде, «Светскую жизнь» Вуди Аллена (которая закроет ММКФ), «Неизвестную» Жан-Пьера и Люка Дарденнов, «Колыбельную скорбной тайне» Лава Диаса, «Куда бы еще вторгнуться» Майкла Мура, «Аттестат зрелости» Кристиана Мунджиу, «Сьераневада» Кристи Пую. Но есть в программах фильмы, которые на фоне Вуди Аллена и Майкла Мура не бросаются в глаза, но их также не стоит пропускать. «ПрофиСинема» предлагает свою десятку таких фильмов 38-го ММКФ.
«Ке-Ды», Сергей Соловьев (Фильм открытия)
Сложно считать фильм открытия фестиваля фильмом, который можно пропустить, и тем не менее включаем его в список «ПрофиСинема». Хотя бы просто потому, что это Сергей Соловьев, который не снимал уже шесть лет, со времен «Одноклассников». Идея сделать кино о молодых людях пришла к режиссеру после прочтения рассказа обладателя «Нацбеста» Андрея Геласимова – Paradise found о парне, которого вот-вот заберут в армию, был написан специально для проекта «Сноб» и исполнен в жанре записей в блоге. Первая из них и дала название фильму. Соловьев считает, что «Ке-Ды» будут похожи на «Я иду, шагаю по Москве» для современного молодого поколения. В главных ролях Николай Суслов, Аглая Шиловская, Илья Нагирняк. Одну из ролей сыграл и рэпер Баста, который также написал саундтрек к фильму.
«Монах и бес», Николай Досталь (Конкурс)
Единственный российский режиссер в конкурсе ММКФ. Новый фильм Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова, снятый кинокомпанией «ПРОФИТ» – это фантастическая комедия из жизни России первой половины прошлого века. В мужском монастыре появляется новый монах Иван Семенович, а вместе с ним – и неустанно искушающий его бес. В главных ролях – Тимофей Трибунцев и Георгий Фетисов, а также Борис Каморзин и – что особенно приятное, – Роман Мадянов, один из лучших российских актеров своего поколения. «Монах и бес» снимали в Вологодской области, на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в Крыму, а также в Иордании, в частности, в археологическом парке Петры, города, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, когда-то на территории парка Стивен Спилберг снимал «Индиану Джонса и последний крестовый поход».
«Капитан Фантастик», Мэтт Росс (Специальные показы)
Мэтт Росс – американский актер, в 2012 году дебютировавший в режиссуре довольно невыразительной лентой «28 спален». Зато «Капитан Фантастик» определенно получился – премьера фильма состоялась на Sundance, а в мае Росс получил за него режиссерскую награду «Особого взгляда» Канн. Вигго Мортенсен в главной роли отца шестерых детей, вместе со своими отпрысками живущего вдали от цивилизации в лесах Северо-Запада Соединенных Штатов. Однажды он вынужден вернуться из своего рая в большой мир. «Капитан Фантастик» с легкостью входит в число самых изысканных фильмов, которые предложил нам в этом году Sundance», - написала о ленте Variety.
«Человек-швейцарский нож», Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт (Специальные показы)
Дэниэлу Рэдклиффу уже почти 27 лет, и он все еще активно пытается избавиться от образа Гарри Поттера, порой небезуспешно. И в кино, и в театре он часто выбирает для себя довольно смелые и оригинальные проекты. Но даже в его личном списке «Человек-швейцарский нож» наверняка займет особое место, здесь Рэдклифф сыграл труп, который активно существует в кадре. Главный герой (Пол Дано) оказывается на острове в одиночестве в компании выброшенного на берег тела (Рэдклифф) и делает его своим другом. Премьера фильма состоялась на Sundance, писали, что возмущенная и разочарованная публика массово уходила из зала, и тем не менее, Кван и Шайнерт, соавторы, известные под псевдонимом Дэниэлы, получили режиссерский приз фестиваля.
«Конец», Гийом Никлу (Фильмы, которых здесь не было)
Никлу стал известен после «Братства камня» и «Монахини». А затем добился и любви фестивальной критики, после того как его блистательная комедия «Похищение Мишеля Уэльбека» с заглавным персонажем – знаменитым писателем-мизантропом – стала сенсацией берлинского «Форума» пару лет назад. В «Конце» Никлу по сути работает с тем же приемом – берет и изо всех сил использует обладателя мощнейшей природной способности заполнять собою все экранное пространство. На этот раз он взял Жерара Депардье, с которым, собственно, уже работал в «Долине любви», но теперь посвятил ему фильм целиком. Полтора часа Депардье ходит по дому, потом теряется в лесу, а потом находится, вот, собственно, и все. «Конец» может нравиться или не нравиться, но это определенно мастер-класс от актера, который, несмотря на все свои маленькие, большие и очень большие причуды, все еще в шикарной профессиональной форме.
«Любовь и дружба», Уит Стиллман (Голландия плюс)
35-летняя вдова приезжает в родовое поместье покойного мужа, где не очень рады ее видеть, и начинает плести интриги, дабы снова выйти замуж, а заодно пристроить свою юную дочь. В этом фильме из программы «Голландия плюс» есть все, чтобы приятно и в то же время с толком провести время. Режиссер – Уит Стиллман, выходец из известной американской семьи (его отец был другом президента Кеннеди), журналист и писатель, автор «Золотой молодежи», принесшей ему сценарную номинацию на «Оскар», а также интеллигентных комедий типа «Последние дни диско» и «Девушки в опасности». Литературный первоисточник – ранний роман Джейн Остин «Леди Сьюзан», который, в отличии от других ее романов, редко экранизировали. Фильм получил неплохую кассу и одновременно чрезвычайно понравился критике. В главной роли – голливудская звезда Кейт Бекинсейл, также в фильме снимались Хлоя Севиньи и Стивен Фрай.
«План Мэгги», Ребекка Миллер (Время женщин)
Еще одна представительница знаменитой семьи и дитя многих талантов. Ребекка Миллер – дочь Артура Миллера и известного фотографа Инге Морат, жена актера Дэниэла Дэй-Льюиса, художница, писательница (ее сборник прозы Personal Velocity в 2001г. был назван The Washington Post книгой года). Режиссерский дебют Миллер «Анджела» сразу получил приз Sundance, а «Частная жизнь Пиппы Ли» с Робин Райт и Киану Ривзом, адаптация ее же романа, стала коммерческим успехом и вывела ее на новый уровень. Так вот «План Мэгги» с иконой американского независимого кино Гретой Гервиг, показанный в программах Sundance, Берлина, Торонто и добравшийся до Москвы – пока лучший фильм Миллер. Давно никто не подбирался так близко к Вуди Аллену и при этом оставался собой, давно романтические комедии не были такими умными, а играющая одну из главных ролей Джулианна Мур – такой смешной.
«На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия», Марко Дель Фьоль (Конкурс документального кино)
Самый интересный участник документального конкурса нынешнего ММКФ с точки зрения героя фильма. Марина Абрамович – племянница патриарха Сербского Варнавы, дочь известных героев войны, «бабушка перформанса», отчаянно смелая и вызывающе красивая акционистка, которой в ноябре исполнится 70 лет и которой почти наверняка гарантировано место в вечности. Этот фильм – хроника ее путешествия по Бразилии с 2012 по 2015 гг., тура по территории площадью 6 тыс. км, погружения в местные духовные практики, встреч с целителями, участия в шаманских ритуалах. В этом путешествии она делала все то, что обычно делает в своем искусстве – исследовала отношения между художником и аудиторией, пределы возможностей тела и ума.
«В пустоте», Антуан Вивиани (Свободная мысль. Программа документального кино)
«Свободная мысль», программа лучших документальных фильмов года – едва ли не самая интересная в сетке ММКФ. Именно тут можно посмотреть важные образцы мировой документалистики, которые вы скорее всего больше нигде в России не увидите (если только на канале 24Doc, но и это без гарантии). Антуан Вивиани – молодой режиссер, но за одну из своих работ уже получал награду на IDFA в Амстердаме. «В пустоте» – исследование интернета «глазами» искусственного интеллекта, погрузившегося в гигантскую базу данных, во все те сведения о человечестве, что останутся в сети после нас. В кадре обещаны в том числе легенда индустрии Гордон Белл, занимающийся проблемами искусственного интеллекта и продления человеческой жизни футуролог Рэй Курцвейл, программист и первый «цифровой библиотекарь» мира Брюстер Кейл.
«Джим: История Джеймса Фоули», Брайан Оукс (Свободная мысль. Программа документального кино)
Брайан Оукс работал в командах важнейших документальных проектов, таких как «Фрикономика» или «Бобби Фишер против всего мира». И одновременно он был близким другом человека, ставшего героем страшного видео – фотожурналиста Джеймса Фоули, взятого в плен в Сирии и спустя два года обезглавленного боевиками ISIS под запись (которая затем была выложена в YouTube). Фильм, получивший приз зрительских симпатий Sundance, рассказывает о его детстве в Нью-Гемпшире, о том, как Джим работал в зонах военных конфликтов. Есть интервью с другими бывшими пленными, встречавшими Фоули (за них правительства их стран заплатили выкуп, и они вернулись домой), обсуждается спорный факт, действительно ли фотограф в неволе принял ислам. История о Джеймсе Фоули стала режиссерским дебютом Оукса. Еще один фильм из программы «Свободной мысли», может быть, самый интересный.
38-й Московский международный кинофестиваль пройдет в столице с 23 по 30 июня, он откроется фильмом Сергея Соловьева «Ке-Ды», а закроется «Светской жизнью» Вуди Аллена. О распределении призов на церемонии закрытия объявит международное жюри под председательством болгарского режиссера Ивайло Христова.