Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 июня 2016 13:42

Поминки по авторскому кино на фестивале «Зеркало»

Поминки по авторскому кино на фестивале «Зеркало»

16 июня 2016 года в Плесе Ивановской области в рамках X Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» состоялся круглый стол, посвященный современному российскому авторскому кино. Президент смотра Павел Лунгин, программный директор Андрей Плахов, кинокритики Лариса Малюкова и Константин Шавловский, продюсер Игорь Мишин, режиссер Виталий Манский поделились своими наблюдениями и соображениями, констатировав смерть авторского кино в России.

X Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского Зеркало, круглый стол

Задал тон встрече программный директор фестиваля «Зеркало» Андрей Плахов: если судить о кинопроцессе по фестивалям, и обратиться к опыту Каннского смотра, то в 1990 году вокруг русского кино творился ажиотаж. В Каннах получили награды «Такси-блюз» дебютанта Павла Лунгина, «Мать/Запрещенные люди» Глеба Панфилова и «Замри – умри –воскресни» Виталия Каневского. С российским кино были связаны невероятные ожидания, предчувствовалось появление «Новой волны». И вот прошло 25 лет: были успехи и провалы, но сейчас у мировой аудитории все меньше интереса к России. Мы радуемся, когда в Канны попадает короткометражка. В этом году событием стало участие «Ученика» в программе «Особый взгляд», но, например, от Румынии было две картины в основном конкурсе и одна в «Особом взгляде»: страна, которой недавно не существовало на кинематографической карте, сейчас гремит по всему миру, а у нас, при богатых традициях, огромных потенциях, большой государственной поддержке результат чрезвычайно скромный. Ощущение «Новой волны» в свое время сформировали Кирилл Серебренников, Борис Хлебников, Бакур Бакурадзе… Куда они все исчезли? 

На этот вопрос ответил продюсер Игорь Мишин: режиссеры «Новой волны» повзрослели: им всем за 40 лет, у них дети и семьи, так что они пошли снимать сериалы. И нельзя их винить: гонорары в авторском кино и на телевидении несоизмеримы. Тут есть другой плюс: повысилось качество сериалов. 

Андрей Плахов констатировал еще одну тенденцию: почти все режиссеры «Новой волны» решили порвать кассу. В результате никто из них этого не добился, получилось у других. Наше кино стало вульгарно коммерческим, а авторский кинематограф – короткометражным.

X Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского Зеркало, круглый стол

Павел Лунгин, вспоминая свой дебют в Каннах, отметил особую атмосферу 1990-х, которая сменилась коммерциализацией. Кино в сознании людей перестало быть элементом искусства и даже культуры, и стало бизнесом. Мерой удачи является денежный успех, а к авторскому кино он может прийти только в случае скандала вокруг фильма. Как откровенно отметил продюсер Игорь Мишин, по финансовой составляющей авторское кино – это «стопроцентное попадалово на деньги», а Павел Лунгин честно признал, что зачастую фильм должен быть коммерчески интересным продюсеру в процессе съемок, а не в результате.

Критик Лариса Малюкова напомнила, что во Франции создана система продвижения в прокате хорошего независимого авторского кино (в том числе и отечественного), а у нас устоялась система подавления артхауса в принципе – от запуска до продвижения это дело непрестижное, неинтересное и невыгодное. Министерство культуры, которое, по мнению Ларисы, должно этим озаботиться, беспокоится другими проблемами. Несмотря на отсутствие поддержки, появляется очень много молодых независимых авторов, которые снимают недорогие короткометражные картины минимальными средствами (ограничения возможностей возбуждает фантазию), и все они мечтают снять полнометражный фильм. 

«Мостика нет», - вмешался в дискуссию продюсер Игорь Мишин: у нас отсутствует организационные и финансовые возможности перехода авторов от короткометражек в большое кино. Да, в профессию приходит много молодых, на них никто не давит, нет политической цензуры, но есть высочайший уровень самоцензуры продюсеров, которые отвечают за деньги. Понятно, что финансово авторское кино убыточно, но и возможностей толком показать свою работу нет. Арткино не прокатывается: 20-50 тыс. купленных билетов – это непреодолимый максимум. На фестивалях картину видит мизерная аудитория. При отсутствии телевизионного показа, публика фильма остается ничтожной. Спрашивается: для кого работали продюсер и режиссер, если аудитории у фильма нет?

X Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского Зеркало, круглый стол

Режиссер Виталий Манский признал, что сейчас молодому человеку нет смысла идти в кино. У талантливого художника нет шансов высказаться в киноискусстве, поэтому он выберет другие формы творчества, и мы, возможно, потеряем выдающего кинематографиста. На протяжении последних 15 лет практически сводится на нет появление новых ярких имен, происходит уход от актуальности, вполне осознанное встраивание в форматы. Авторское кино постепенно отмирает. Российские авторские картины не могут получить прокатное удостоверение, их не ждут ни в прокате, ни на ТВ. Происходит выхолащивание авторского кинематографа. 

Константин Шавловский поделился своими тягостными впечатлениями от экспертной оценки сценариев, подаваемых на рассмотрение в Фонд кино: в основном они находятся за гранью удовлетворительного качества. Понятно, что в ФК поступают заявки на коммерческие фильмы. Почему же молодые режиссеры, выступающие с идеей зрительского кино, не подают свои сценарии? Потому что им надо найти поддержку продюсера, который в них поверит? 

Застрагивая тему взаимодействия режиссера и продюсера, Игорь Мишин отметил, что каждый раз – это личная, индивидуальная история, какой стала работа Натальи Мокрицкой и Ивана И. Твердовского. Опытный продюсер рискнул, сделал ставку на дебютанта и вытащил две работы. И данный тендем – единственный пример в нашем авторском кино за пять лет (в коммерческом кино, разумеется, проблем нет, и таких историй много).

X Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского Зеркало, круглый стол

Павел Лунгин взбодрил аудиторию напоминанием, что на поминках у нас все-таки принято веселиться, а Игорь Мишин постарался завершить встречу на позитивной ноте: он отметил новую тенденцию, проявившуюся на прошедшем «Кинотавре». В конкурсе не было чистого артхауса, большинство фильмов оказались представителями арт-мейнстрима. Степень их художественности, может, невысока, но эти картины потенциально интересны публике больше, чем стопроцентное авторское кино. Неожиданно происходили сделки, и продюсеры хвастались, что достигли договоренностей с сильными прокатчиками. Чисто авторское кино, в духе «Волчка» Василия Сигарева, никого не интересует, но дистрибьюторы взялись за прокат арт-мейнстрима, хоть чуть-чуть раздвинули рамки своей работы. Чем это закончится – сейчас непонятно, ведь для проката такого кино требуется специальная работа, ручная настройка – привычные лекала тут не работают. Ответ получим через год: может, прокатчики провалятся и, наигравших с этим кино, больше не будут с ним связываться, а может арт-мейнстрим прочно войдет в прокат и займет свою нишу. Так что нам остается, несмотря на пессимистические настроения, смотреть в будущее с надеждой. 

Автор:
Алёна Сычёва
Реклама