Финальный аккорд Канн: Пол Верховен снова снял кино о социопатке
Подошел к концу одиннацатидневный марафон главного события в мире кинематографа – Каннский фестиваль. 21 мая 2016 года была показа последняя конкурсная картина «Она» Пола Верховена, снятая на французском языке, с Изабель Юппер в главной роли.
Знаменитый нидерландский и американский 77-летний режиссер возвратился на Лазурный берег, снова прошел по красной дорожке фестиваля в качестве претендента на Золотую пальмовую ветвь и был восторженно принят прессой. Двадцать четыре года назад его картина «Основной инстинкт», с Шэрон Стоун в главной роли, участвовала в конкурсе 45 Каннского международного фестиваля.
Так нередко бывает. Фестиваль заканчивается, почти вся конкурсная программа отсмотрена, но последние фильмы оказываются самыми сильными и интересными. И приходится переписывать всю общую концепцию, которая уже практически готова к итогам фестиваля. Накануне был показан новый фильм иранского режиссера Асгара Фархади «Коммивояжер», о котором портал ПрофиСинема уже писал, наверняка спутавший все карты не только журналистам, но и жюри. И вот теперь, в самом конце, как черт из табакерки выскочила «Она» Пола Верховена.
Картина интересна во всех отношениях. Начиная с истории ее создания. Знаменитый режиссер, специализировавшийся в Голливуде, куда он приехал из Нидерландов, на экшене и фантастике, вернувшись в середине двухтысячных на родину, стал снимать авторское кино. Верховен взял за основу роман французского армянина Филиппа Джяна «О…», удостоенного премии «Интералье». В возможности работать с этим материалом Верховен увидел шанс сделать нечто, чего он до сих пор не делал. Впрочем, в ходе представления проекта на Каннском кинорынке два года назад его, наоборот, назвали «чистым Верховеном, чрезвычайно эротичным и извращенным».
Первоначальный план был – снимать в США. Режиссер долго искал актрису на главную роль, рассматривались Николь Кидман, Дайан Лэйн, Шэрон Стоун. Но ни одна американка не согласилась. Тогда продюсер Саид Бен Саид (Saïd Ben Saïd) предложил снимать во Франции, тем более, что участие Изабель Юппер помогло найти финансирование. К проекту подключилась Arte France Cinéma, спродюсировав совместно с Wild Bunch, SBS Films и Twenty Twenty Vision картину Верховена, которая стала копродукцией Франции, Германии и Бельгии.
Для Голливуда сюжет и повороты судьбы главной героини оказались слишком радикальными. Тогда как во Франции все получилось очень органично. Картина снималась в Париже в начале 2015 года.
«Она» – психологический триллер об успешной женщине Мишель, главе небольшой компании по производству компьютерных игр, которая за неделю до Рождества, очнувшись после изнасилования на полу в своем доме, решает отомстить насильнику.
Фильм «Она» веха в творческой биографии не только режиссера, но и исполнительницы главной роли Изабель Юппер. Она успешная, востребованная актриса, но такие роли попадаются не часто. В данном случае мы имеем счастливое совпадение масштаба роли и актерского диапазона Юппер. Постепенно раскрывая темные стороны своей героини, не снижая накала игры в течении двух часов, актриса переходит из одного состояния в другое прямо в кадре в некоторых сценах. Мишель, которую играет Юппер, сильная, независимая женщина, уверенно идущая по жизни, руководящая компанией, содержащая всех и сама выбирающая мужчин. Конечно, такая женщина должна обладать чувством юмора, чтобы не свихнуться в семейном дурдоме, где мать собирается замуж за молодого альфонса, сын на полном серьезе считает, что чернокожий ребенок от белой подружки его сын, бывший муж бесконечно волочится за аспирантками и т.д.
У Верховена получился триллер с элементами черной комедии. Герои постоянно шутят и выясняют отношения в основном по поводу секса. И это становится ключом к разгадке тайны Мишель, которая только казалась нормальной, спокойной и несколько циничной особой. Откуда берутся социопаты и сексуальные маньяки, задается вопросом режиссер, вновь возвращаясь к этой теме после «Основного инстинкта». И предлагает свою версию ответа на этот вопрос.
В свои почти 80 лет, пусть и не без опасений, режиссер не боится браться за что-то новое. Например, впервые съемки фильма проходили во Франции, на французском языке. Вместе с тем, голливудскую тему он для себя закрыл, решив, что всех денег мира все равно не заработаешь, а снимать кино для души можно и с ограниченным бюджетом.
В России картину в прокат выпускает 22 сентября 2016 года дистрибьюционная компания Cinema Prestige.