Канны 2016: «Ма'Роза» - коррупция, какая коррупция?
В конкурсной программе 69 Каннского международного фестиваля / Festival de Cannes (11-22 мая 2016 года) была показана картина «Ма'Роза» - бытовая драма об обществе победившей коррупции, где взятка не преступление, а способ выживания. Филиппинский режиссёр Брилланте Мендоса не новичок в Каннах, в 2009 получил приз за режиссуру ленты «Бойня», а в 2015 году приз экуменического жюри за фильм «Ловушка».
«Ма'Роза» показывает портрет бедности и коррупции на Филиппинах. Мы видим хаотичные трущобы улиц, кишащих людьми и заваленных мусором. Роза Рейес, мать четверых детей и владелица маленького магазина, живет в одном из бедных районов Манилы. Судя по тому, что продукты для продажи она закупает в крупном супермаркете, и они умещаются в нескольких небольших сумках, магазин не приносит ей большого дохода. Возможно, это одна из причин, по которой она вместе с мужем приторговывает наркотиками.
Однажды к ним в магазин приходит полиция, находит наркотики и пару отправляют в участок. В полиции им дают возможность выбора: сесть в тюрьму, дать взятку в 100000 песо или сдать своего поставщика. Поставщика берут с поличным, но он имеет возможность отдать только 50000. Остаток суммы отправляются собирать дети Рейесов — Эрвин, его старший брат Джексон и сестра Ракель. Девочка просит деньги у родственников, Джексон пытается продать домашний скарб, большую часть собирает Эрвин, занявшись сексом за деньги с другим мужчиной.
Единственное, что двигает сюжет — необходимость откупиться от полиции. История рассказывается очень буднично. Герои не делают тайны из того, на что они собирают деньги. Дать взятку полиции в обществе, пронизанном коррупцией, – совершенно обычное дело. То что, Брилланте Мендоса это показал, безусловно заслуживает уважения.
В «Ма'Роза» нет ни явно положительных, ни явно отрицательных героев. Семья Розы Рейес не вызывает никакой симпатии, но и полицейские, которые берут взятку, совершенно не скрываясь, не вызывают особой антипатии. Коррупция – это способ существования, и в этой системе координат они не делают ничего дурного.
При этом фильму явно не хватает напряженности. Режиссер не объясняет, что случится с родителями, если они не найдут деньги. Очевидно, что они не хотят идти в тюрьму, но нам не говорят даже, какое наказание им грозит. Субъективная камера придает картине некоторую динамику, но явно недостаточную. После просмотра остается ощущение недосказанности.