Канны 2016: «Каменная болезнь» и «Лавинг» - такие разные семьи
Продолжается 69-й Каннский международный фестиваль / Festival de Cannes (11-22 мая 2016 года). В рамках основного конкурса было показано две социальных драмы, посвящённые взаимоотношениям семьи и общества: «Лавинг» американского режиссёра Джеффа Николса и «Каменная болезнь» француженки Николь Гарсии. Картины также объединяет время действия – конец 50-х - начало 60-х годов.
1950-е годы были не лучшими для западных женщин. Женщина, бросавшая вызов общественным нормам, сексуально раскрепощенная, подвергалась остракизму и выдавалась замуж за первого встречного. Историю такой семьи рассказывает фильм «Каменная болезнь», вольная экранизация одноименного романа Милены Агус.
Габриэль (Марион Котийяр) и ее муж Хосе (Алекс Брендемюль) приезжают в Лион, где их сын-подросток участвует в конкурсе пианистов. Когда они останавливаются на одной из улиц города, Габриель садится в такси и отправляется к дому бывшего возлюбленного Андре (Луи Гаррель). Затем Николь Гарсия отправляет зрителя в прошлое, в путешествие по жизни Габриэль от первой любви до возвращения в Лион к мужу и сыну.
Николь Гарсия показывает нам мучения чувственной женщины, которая заперта в определенных рамках, не учитывающих ее желаний и страсти. Режиссер противопоставляет отношения Габриэль с мужем и любовником в двух сексуальных сценах. Первая, с Хосе, напоминает деловую встречу, краткую и безрадостную. С Андре — медленная и чувственная, ведущая ее к вершинам экстаза.
Возникший внутренний конфликт ставит героиню Марион Котийяр на грань безумия и только трепетная любовь и забота Хосе возвращает ее к жизни. Фильм показывает, как поиск героиней сильных чувств и эмоций мешает ей видеть большую любовь, которая у нее уже есть.
По нашему мнению, «Каменная болезнь» не более чем хорошо сделанная мелодрама. К сожалению, в ней нет ничего такого, чтобы выделяло эту картину на фоне множества ей подобных, выпускаемых (особенно во Франции) в большом количестве ежегодно. Как результат – низкие оценки в фестивальной прессе.
«Лавинг» - вся жизнь борьба?
Сценарист и режиссер Джефф Николс представил на Каннском фестивале картину «Лавинг», основанную на реальных событиях. До конца 60-х годов в разных штатах США продолжали действовать законы, ущемлявшие людей по расовому признаку. В частности, в Вирджинии действовал Закон штата о расовой целостности, принятый в 1924 году. В 1958 году Ричард и Милдред Лавинг были приговорены к тюремному заключению за вступление в межрасовый брак. Судебный процесс по этому делу длился почти 10 лет, прежде чем Верховный суд США признал законность таких браков.
Режиссер старается рассказать историю максимально деликатно, не нагнетая страстей, не принимая чью-либо сторону. Он максимально сглаживает проявления расизма, тем не менее, делая его главной темой и показывая его присутствие в повседневной жизни. Ричард Лавинг, простой строитель, полюбил Милдред, темнокожую женщину. У них рождается ребёнок, и пара решает вступить в брак. Однако, через некоторое время, их арестовывают и держат несколько дней за решёткой. Чтобы избежать пятилетнего заключения, супруги признают себя виновными и освобождаются условно, но их наказанием становится изгнание из Вирджинии на 25 лет, а значит разлука с семьями.
Фильм достаточно скуп на нюансы в описании Лавингов, их взаимоотношений внутри семьи и с окружающими. Это может быть проблемой как на фестивале, так и в мировом прокате. В то время как для США проблематика картины очевидна, а вот зрители из других стран, в которых вопросы межрасовых взаимоотношений не столь актуальны, могут деликатность Николса не оценить. После того, как Милдред написала письмо Кеннеди, и за их дело взялись юристы Американского союза гражданских свобод, все как-то проходит само собой, легко и просто. Режиссер не дает возможности проникнуться чувствами к героям фильма. Лавинги даже о решении суда узнают по телефону, готовясь к семейному обеду.
Работая со своей сложившийся по предыдущим работам команде: оператором Адамом Стоуном, художником-постановщиком Чадом Китом, художником по костюмам Эрин Бенах, монтажером Джули Монро и композитором Дэвид Винго, Николс сделал драму, в которой, в отличие от большинства фильмов такого рода, нет драматизма. Вот только оценит ли эту скромность жюри?