«Стоять ровно» и «В тихом омуте» в Каннах 2016: Абсурд и эпатаж, возведенные в абсолют
В рамках основного конкурса 69 Международного Каннского кинофестиваля (11-22 мая 2016 года) прошли показы двух картин, совершенно разных по сюжету и жанру, но которые можно объединить по одному принципу – абсурд и эпатаж на грани фола. Это французские картины: «Стоять ровно» режиссера Алена Гироди, получившего в 2013 году приз за режиссуру в программе «Особый взгляд», и «В тихом омуте» режиссера Брюно Дюмона, двукратного обладателя призов Каннского фестиваля.
В картине «Стоять ровно» много странных персонажей, гениталий, гомоэротики и секса в атмосфере пасторальной сельской местности.
Главный герой фильма Лео (Дэмиен Боннар) — бродячий сценарист и режиссер без определенного места жительства, который во время своего путешествия встречает белокурую пастушку Мари (Индия Хэйр). Буквально через несколько минут экранного времени у них рождается ребенок. Мари сразу после родов уезжает со старшими мальчиками. Лео остается заботиться о малыше в компании мрачного, немногословного и нелюдимого Жан-Луи (Рафаэль Тири), отца Мари. Лео ищет свой сценарий, бросаясь из одной крайности в другую. Секс и смерть — повторяющиеся темы в творчестве Гироди.
Картина Гироди получила смешанные, местами противоположные оценки фестивальной критики. У фильма неясные прокатные перспективы в России.
Еще один французский фильм в конкурсной программе «В тихом омуте» получил восторженные отзывы российской критики, и более чем скромные у западных коллег. Брюно Дюмон переносит действие в 1910 год, на морское побережье, где бок о бок живут семья богатых буржуа и рыбаков-каннибалов. На побережье один за одним пропадают несколько человек, расследовать загадочные похищения приезжает два полицейских, совершенно карикатурных, как и все в этой картине. По ходу действия происходит много событий, свойственных комедии буфф.
В фильме «В тихом омуте» подчеркнуто комедийный звуковой дизайн. Когда туша комиссара полиции перемещается по песку, или скатывается вниз по песчаным дюнам раздается специфический звук, который, возможно, заставит вас улыбнуться пару раз, но к концу фильма раздражает.
Юмор фильма по существу примитивный, фарс проявляется еще и в разрыве между приземленным юмором и красивым видеорядом. Работа оператора Гийома Дефонтена, с видами марины и дюн в широкой палитре ярких оттенков синего и желтого заслуживает приза за операторскую работу.
Впрочем, описывать действие этой картины, пожалуй, тоже достаточно безумное занятие. Поэтому заметим только, что права на российский прокат фильма «В тихом омуте» приобретены компанией Cinema Prestige, и отечественный зритель сможет его увидеть с 7 июля 2016 года.