Свобода и цензура на фестивале «Движение»
27 апреля 2016 года в Омске в рамках 4-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение» состоялся круглый стол под названием «Нужна ли цензура в российском кино?». Несколько молодых режиссеров и омских журналистов высказались «за» цензуру, но их робкое мнение было задавлено авторитетными выступлениями опытных кинематографистов.
Ведущий круглого стола – Первый заместитель Председателя Союза кинематографистов России, киноэксперт Олег Иванов – признался, что у него нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Он предложил для начала всем собравшимся высказать свое мнение. Некоторые омские журналисты и присутствующие участники конкурса «Движение. Начало» признали, что цензура нужна. Все-таки кино имеет сильный «гипнотический» эффект, производит на зрителей мощное впечатление, особенно – на молодых. Иногда цензура должна воплощаться в виде работы редактора: молодые авторы порой нуждаются в экспертной поддержке и добром совете профессионалов. Вместе с тем, ограничения зачастую вдохновляют, заставляют режиссера использовать эзопов язык и ставить себе неожиданные творческие задачи.
Программный директор фестиваля «Движение» Стас Тыркин вступил в жесткое противоречие с молодежью, объявив, что цензура категорически не нужна. Его поддержала редактор, креативный продюсер Анна Гудкова, заявив, что дебютант не должен думать о правилах, о необходимости расширить аудиторию своего фильма и для этого отказаться от каких-то сцен, реплик, деталей; о том, какое впечатление его работа может произвести на детей и тому подобном. Ограничения делают невозможным творческий рост. Взгляд дебютанта прекрасен свободой и независимым подходом.
Неизбежно в разговоре о цензуре возникла тема прокатных удостоверений. Наталия Мещанинова напомнила, что ее фильму «Комбинат "Надежда"» не дали прокатное удостоверение из-за звучащего на экрана мата: это показалось ей проявлением цензуры. Отсутствие прокатного удостоверения по-прежнему является препятствием для любого публичного показа ленты: надо либо вообще отменить прокатные удостоверения, либо хотя бы не требовать ПУ для показа в рамках кинофестивалей и киноклубов. К слову, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев уже объявил об отклике на многочисленные просьбы кинематографистов и
плане освобождения российских фильмов от необходимости получать прокатное удостоверение для показа на фестивалях в России.
Наталия Мещанинова заметила, что мат приходит не из кино, а существует как часть речевой культуры. Анна Гудкова в связи с этим обратила внимание на то, что, например, в фильме «Экипаж», показанном накануне в качестве фильма-открытия фестиваля, нет мата, хотя очевидно, что в реальной экстремальной ситуации и пилот самолета, и пассажиры кричали бы нечто нецензурное, но в фильме, построенном по законам сказки, этот реализм неуместен. Гудкова напомнила, что острое кино выносит на экран проблемы, существующие в обществе, и часто для этого нужна яркая экспрессия, стрессовые сцены, ненормативная лексика... Такие фильмы необходимы для построения здорового общества. Она напомнила, что свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. На это Олег Иванов ответил, что речь о цензуре не заходила бы вообще, если бы не было ее потенциально негативных последствий. Ключевыми вопросами становятся: «кого, от чего и зачем мы хотим оградить и защитить?» и «кто определяет рамки или создает запреты, можно ли им доверять?». Второй вопрос остро ставили на дискуссии Стас Тыркин и президент фестиваля Артем Михалков.
Журналист Сергей Сычев внес предложение вместо цензуры использовать систему рекомендаций и ставить соответствующие маркировки, например: «одобрено РПЦ». Анна Гудкова возразила, что люди не нуждаются в руководстве и способны делать самостоятельный выбор. Правда, для детских сеансов важно указывать, допускается ли ребенок в сопровождении родителя или может посещать сеанс один, ведь взрослый может своим комментарием пояснить увиденное, скорректировать впечатление.
Олег Иванов отметил, что некоторые люди уверены: кино должно воспитывать. Действительно, кино считается и, кто бы что ни говорил, порой становится инструментом воспитания. Против такого восприятия произведений киноискусства резко вместе с Ивановым выступило еще несколько участников встречи.
В течение обсуждения Олег Иванов цитировал фрагменты выступлений на круглом столе, посвященном цензуре, состоявшемся 15 лет назад в рамках кинофестиваля «Белые столбы». Тогда Геннадий Полока отметил, что необходима церковная цензура: нельзя глумиться над верой, Алексей Герман признался, что запретил бы трансляцию любых киноматериалов, пропагандирующих агрессию, а Александр Сокуров говорил о необходимости разумных ограничений в музыке.
В итоге короткой, но емкой встречи на «Движении» удалось лишь затронуть тему, наметить ключевые вопросы и болевые точки и, главное, обменяться мнениями, которые оказались диаметрально противоположными. Но все же большинство участников согласились с необходимостью некоторых незначительных ограничений авторской свободы, дабы избегать крайностей и никому не нужной пошлости. В то же время, строго говоря, цензура у нас запрещена Конституцией, но она существует в форме цензуры рынка, что, как отметил Стас Тыркин, является самым страшным видом ограничения.