Дневники Берлинале 2016: Нетрадиционные семьи фестиваля
В немецкой столице продолжается 66-й Берлинский кинофестиваль. Сразу в нескольких фильмах разных программ авторы проверяли на прочность институт семьи, и мало где семья эту проверку прошла. Томас Винтерберг в «Коммуне» ностальгировал по временам своего детства, когда в Дании практиковались такие коммуны живущих вместе и близких по духу людей. Показали в Берлине и комедию Ребекки Миллер о молодой женщине, которая задумалась о личной жизни и осознала, что ей нужен только ребенок, но никак не муж.
За семейную тему нынешний Берлинале взялся почти с самого старта. В первые дни в конкурсе показали зарисовку о патриархальной семье. «Хеди» режиссера из Туниса Мохаммеда Бен Аттиа - фильм, названный по имени главного героя. Этот затюканный молодой мужчина не желает жениться по маминому приказу, равно как и не хочет быть продавцом «Пежо», а мечтает рисовать комиксы. Встретив аниматоршу отеля, Хеди пускается во все тяжкие и пытается бунтовать.
Конкурсный же «Борис без Беатрис» канадца Дени Коте – о тончайших связях между близкими людьми. Успешный и хамоватый канадец русского происхождения Борис страдает из-за депрессии жены и непростых отношений с двумя любовницами, одна из которых, кстати, сиделка жены. Но потом на горизонте появляется некто вроде бога (в исполнении Дени Лавана) и дает понять, что болеет не жена. Болен сам Борис, а поскольку супруга – часть его личности, его болезнь проявляется в ее депрессии. Одним словом, лечить нужно не эту постоянно лежащую в постели женщину, выправиться и измениться должен сам Борис.
Высокие отношения
Но одним из самых ярких высказываний на семейную тему в конкурсе фестиваля пока была «Коммуна» датчанина Томаса Винтерберга. Интеллигентные супруги средних лет, университетский преподаватель Эрик и телеведущая Анна, унаследовали большую виллу. Эрик склонен ее продать, но Анна уговаривает его поселиться там, пригласить в дом других людей и зажить большой общиной. И вот они втроем (имеется еще 14-летняя дочь) и с горстью вновь прибывших в дом персонажей, обживают это место. Сначала Эрик переживает на предмет того, что теперь в доме слушают не только его, но и других мужчин. Но вскоре он находит себе новую, более молодую и покладистую подругу жизни. И когда он приводит ее в коммуну, проблемы и комплексы начинаются уже у Анны.
Не будем забывать, что датчанин Томас Винтерберг, режиссер «Охоты» и «Субмарино», еще и соавтор Догмы и Ларса фон Триера, создатель «Торжества», отмеченного призом жюри Канн. В «Коммуне» он объединился с актерами «Торжества» Ульрихом Томсеном и Трине Дюрхольм. В Дании фильм уже вышел в прокат и в первый yикенд заработал более полумиллиона долларов. На родине автора критикуют за то, что он слишком много внимания уделил любовной линии и мало – явлению коммун как таковых, форме социальной жизни, когда-то очень популярной в Скандинавии. Винтерберг сам вырос в такой коммуне, он даже называет свое детство «генитальным» - во многих коммунах были приняты открытые сексуальные отношения. Сам он не сторонник подобной открытости, но на пресс-конференции в Берлине заявил, что благодарен поколению своих родителей, так как те пытались выйти за границы нормы и обыденности, искать нечто новое.
Винтерберг не считает «Коммуну» автобиографическим кино. И есть в этом некоторое лукавство, учитывая, что роль новой дамы сердца главного героя сыграла Хелена Рейнгорд Ньюманн. То есть нынешняя супруга режиссера, к ней он ушел от женщины, с которой прожил много лет.
Но так или иначе, это временами забавное или наоборот драматичное, но почти постоянно ностальгирующее кино - о столкновении традиционной семьи с новыми формами сосуществования людей, с экспериментальными «ячейками общества», которые предлагает нам мир. «Думаю, моей героине наскучила традиционная семейная жизнь, - говорила на берлинской пресс-конференции Трине Дюрхольм (которую, кстати, уже называют претенденткой на берлинского «Медведя» за женскую роль). – Она хочет исследовать жизнь и убеждает мужа в необходимости изменить структуру их семьи. Думаю, у нее были идеалы, и она в итоге стала их жертвой. Довольно универсальная история. Все это могло бы случиться и с более молодыми людьми».
Девушка с характером
Еще одно интересное исследование на семейную тему показали в секции Panorama Special. Речь о «Плане Мэгги» американки Ребекки Миллер. Жительница Нью-Йорка, девушка слегка за 30, задумалась о личной жизни. Решив, что ей нужен ребенок, она подписала договор о донорстве спермы с продавцом огурцов. Но тут в ее жизни стремительно появился растерянный из-за проблем с женой коллега по работе. И вот уже повествование перескочило на несколько лет вперед, у Мэгги есть и ребенок, и муж, тот самый коллега по работе. Но героиню эти отношения перестали устраивать, и в голове ее созрел новый план: как вернуть мужа бывшей жене, интеллектуальной, нервной и властной красавице.
Ребекка Миллер – дочь драматурга Артура Миллера, жена актера Дэниэла Дэй-Льюиса, интересная актриса и первоклассный сценарист и режиссер. Из всех ее фильмов отечественному зрителю, наверное, лучше других знакома «Частная жизнь Пиппы Ли» с Робин Райт, Киану Ривзом и Джулианной Мур. Премьера «Плана Мэгги» состоялась на кинофестивале в Торонто, там же права на дистрибуцию фильма в Северной Америке приобрела Sony Pictures Classics. В главных ролях – любимица современного интеллектуального кино Грета Гервиг, очень уместный в роли растерянного мужа Итан Хоук и все та же Джулианна Мур.
«Это фильм о возрасте, когда мы хотим иметь детей, о том, стоит ли жениться и стоит ли разводиться, о сложностях построения семьи, которые есть в наше время, - сказала на берлинской пресс-конференции Ребекка Миллер, добавив, что сценарий «Плана Мэгги» основан на новелле ее друга Карен Ринальди. – Эти сложности очень распространены сегодня в мире, эти темы просто витают в воздухе».
Смысл этого полуторачасового повествования в том, что некоторым людям сегодня хочется иметь семью в усеченном виде, муж в такой семье просто не нужен. Но самое приятное, что подобные тезисы автор аргументирует без навязчивого трагизма. В последних кадрах вроде бы есть намек на хэппи-энд с участием продавца огурцов. Но вряд ли эта романтическая история героини продлится долго, и в этом нет ничего страшного. Совершенно уморительные ситуации, диалоги в духе Вуди Аллена и общий оптимистический настрой превращают «План Мэгги» в самое изящное и рассудительное высказывание на тему семьи в программах нынешнего Берлинале.
Женщины без мужчин, мужчины без женщин
Ряд фильмов Берлинале посвящен проблемам адаптации взрослых людей к самостоятельной жизни после развода. Европейские режиссеры сходятся в одном: если отношения кончились или не устраивают одного из супругов, не имеет смысла их искусственно продлевать. Но как жить, и что делать дальше тем, кого бросили? Героиня «Коммуны» датчанина Томаса Винтерберга, Анна пока с трудом представляет себе будущую жизнь. Остается ей только сочувствовать и надеяться, что все не закончиться суицидом.
А вот героиня пятой режиссерской работы француженки Мии Хансен-Леве «Будущее» (L’avenir), которую блестяще сыграла Изабель Юппер, стоически переносит заявление мужа, что он встретил другую женщину и в ближайшее время уходит к ней. Преподаватель философии Натали, в свои 55 еще довольно привлекательна естественной возрастной красотой. Она живет давно сложившимся укладом, заботясь о муже, детях, больной матери и своих студентах. Но жизнь начинает стремительно меняться. И она вдруг осознает, что взрослые дети, уход мужа, смерть матери – это возможность начать жизнь заново, открыть новые ее грани. Но не через новую любовь (она рассуждает, что, с одной стороны, вызывает отвращение одна мысль о возможности встречаться со старыми мужчинами, с другой стороны, не собирается искать молодого спутника, потому что уже сама бабушка), а через самореализацию, которая была заторможена семейной жизнью. И это открытие делает героиню Изабель Юппер счастливой.
Наверное, для 35-летней Мии Хансен-Леве, входящей в кризис среднего возраста, эта тема своеобразное переосмысление самореализации в своей жизни. Надо отметить, что режиссер уже известна на международных фестивалях. «Эдем», вышедший в прошлом году, претендовал на «Золотую раковину» в Сан-Себастьяне, «Отец моих детей» в 2009 году завоевал специальный приз жюри в категории «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
На ту же тему, только, что называется, со взглядом с другой стороны, бельгийско-французский внеконкурсный фильм «Новости с планеты Марс» Доминика Молла. Это вовсе не научная фантастика, как может показаться из названия. Просто главного героя зовут Филипп Марс, и во сне он видит себя астронавтом. На этом фантастическая составляющая в фильме не заканчивается. Давно погибшие в автокатастрофе родители Филиппа все время приходят к нему наяву и дают советы, как стать счастливым.
Что за жизнь у одинокого разведенного мужчины в 49 лет, которому бывшая жена журналист-международник частенько подбрасывает детей подростков? Не веселая. Он тоже не стремится во что бы то ни стало к обустройству личной жизни. Старается быть со всеми милым и не конфликтовать ни дома, ни на работе. Дети самоутверждаются как могут и считают героя лузером. А на работе, разбушевавшийся психически неуравновешенный, коллега-программист кидает тесак и отрубает ему пол уха, отчего все начинают шутить, отмечая сходство с Ван Гогом. А он все равно продолжает быть милым и пускает сбежавшего из психушки программиста с подружкой пожить у себя дома. Но тихоня Филипп становится героем в первую очередь в глазах своих детей, когда спасает, рискуя жизнью, коробку с лягушками из заминированной машины.
Это пятый фильм Доминика Молла, в обычном для него жанре комедии. Экзистенциальная комедия с вариациями от черного юмора до трагикомедии, дает возможность режиссеру показать нам противостояние человеческого рацио и безумного мира вокруг него. Развивая, на первый взгляд, игривый сюжет, режиссер, тем не менее, поднимает серьезные социальные проблемы современного благополучного общества, такие как отсутствие человеческих отношений на работе и в семье, трудности воспитания детей, СМИ, постоянно создающие атмосферу тревожности и т.д. Проблемы наваливаются на главного героя, нарастая как снежный ком, и в итоге их решение изменяет судьбу.
Предыдущие работы режиссера были не раз отобраны в конкурс Канн и высоко оценены коллегами. Так, его фильм 2000 года «Гарри – друг, который желает Вам добра» выиграл четыре награды Сезар в 2001 году, в том числе за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.
До завершения 66-го Берлинского кинофестиваля осталось совсем немного – уже 20 февраля на церемонии закрытия жюри во главе с Мэрил Стрип объявит, как распределились награды и кому достанется главный приз фестиваля, «Золотой Медведь».