Таллинский кинофестиваль «Темные ночи»: Как недостатки сделать преимуществами
С 13 по 29 ноября 2015 года в Таллине прошел 19-й фестиваль «Темные ночи». Шестнадцать дней праздника кино для профессионалов и зрителей. В этом году впервые в полном объеме фестиваль реализовал в программах и организационной структуре свой статус категории А. Организаторам удается поддерживать очень точный баланс между индустриальной и зрительской частью смотра, проводя фестиваль на очень высоком уровне.
Вся девятнадцатилетняя история развития фестиваля показывает, что благодаря упорной работе можно даже недостатки сделать преимуществами.
Например, сроки проведения – конец ноября. Фестивальный цикл завершился, все смотры прошли, уже не за горами Новый год. Кроме того, на Балтике, в том числе в Таллине, в это время наступает европейская зима: низкое серое небо, идет снег с дождем, дует холодный ветер. Кто же приедет на фестиваль в это время года? Но оказалось, что это самое благоприятное время для европейской киноиндустрии в сезоне осень-зима: в середине ноября закончился AFM, а Берлинале только через 2-2,5 месяца. Где еще централизовано предложить свои последние американские покупки локальным рынкам, как не в Таллине? И закипела деловая площадка Industry@Tallinn (в 2015 году с 16 по 20 ноября), о которой мы уже неоднократно писали.
Недостаток средств — вечная проблема всех фестивалей. Что можно сделать примерно на 1,7 млн. евро? Американцы шутят, что у них такой бюджет — только на шампанское. Оказывается, многое. Показать за 16 дней на 15 экранах в шести главных кинотеатрах Таллина 227 игровых полнометражных фильмов из 79 стран в основных программах, 38 из которых мировые или международные премьеры. Создать новую конкурсную программу Tridens First Features, куда вошли 14 дебютов с мировыми или международными премьерами. Организовать недельную, более чем насыщенную деловую программу. Завесить весь город плакатами фестиваля. Но самое главное: создать ту самую неповторимую атмосферу праздника, которая удается не многим. Недаром на закрытии практически каждый первый выходивший на сцену вручать или получать призы благодарил прекрасную Тийну Локк, директора фестиваля. Кстати, единственную женщину среди директоров пятнадцати самых престижных смотров мира.
Треть от общего бюджета фестивалю дает государство, треть спонсоры, среди которых около 20 представителей местного бизнеса, и самый щедрый — «Nordea bank». Самое интересное — откуда приходит еще треть денег. Это доходы от продажи билетов. Именно поэтому фестиваль идет две недели: продолжительность обусловлена стремлением захватить больше выходных. В этом году статистика показывает рекорд посещаемости – больше 80 тысяч проданных билетов. Город действительно вовлечен в фестиваль, и получается, что зрители – реальные спонсоры фестиваля.
В 2014 году Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров FIAPF сертифицировала международную конкурсную программу Таллинского кинофестиваля. Это дало PÖFF возможность организовывать вместо прежней специализированной конкурсной программы EurAsia — международную, в которую входят фильмы со всего мира. Интересно, что фестиваль эволюционировал естественным путем. Но проблема получения соответствующего сертификата FIAPF была не самой главной. Где взять столько узких специалистов в области кино в стране, где все население составляет меньше 1,5 млн. человек? И вновь недостатки становятся преимуществами. «У нас фантастическая команда», — говорит Тийна Локк. Команда, собранная из представителей буквально со всего мира. Более интернационального состава не найти ни на одном фестивале.
Только в этом году впервые в полном объеме фестивалю удалось реализовать в программах и организационной структуре свой статус категории А. Еще в мае были опасения, удастся ли собрать премьерные конкурсные программы. Но уже в конце июня поступило огромное количество заявок – 2500, против обычных 800-900, не считая короткометражек. Стало очевидно, что фестиваль получил кредит доверия кинематографистов, а это значит можно начинать играть по своим правилам, отбирать только работы, безусловно подходящие смотру и не идти на компромиссы. В основную конкурсную программу 2015 года вошли картины разных жанров. В конкурсе участвовало 18 лент из 21 страны, 7 были мировыми премьерами в Таллине, 3 - международными, а 8 впервые показаны в Европе. Россию в основном конкурсе представляли фильмы «Инсайт» Александра Котта и «В лучах Солнца» Виталия Манского.
«В лучах Солнца» — фильм режиссера-документалиста Виталия Манского, многократного участника и призера международных фестивалей, в котором он пробует разобраться в причудливых изворотах коммунистической системы, документальное кино о трудностях съемки того же документального кино в Северной Корее. Впервые иностранная компания не только получила разрешение на проведение съемок в самой закрытой стране мира, но и заключила партнерское соглашение с Министерством культуры КНДР о копродукции. В итоге картина стала копродукцией России, Германии, Чехии и Северной Кореи.
На фестивале «Темные ночи» состоялась международная премьера фильма. Впервые же лента была показана в Амстердаме на International Documental Film Festival Amsterdam (IDFA), который называют «Канны документалистики» несколькими днями раннее.
В 2013 году «В лучах Солнца» получил поддержку Министерства культуры РФ. Представляя будущий фильм на питчинге, Виталий Манский отметил: «Последние 10 лет мне этот фильм снился, я пытался в эти сны проникнуть, нащупать там почву и все-таки сделать картину, которая стала как никогда близка». Изначально предполагалось, что «В лучах солнца» станет историей ребенка, живущего в Северной Корее. Заявлялось, что герой картины – 10-летний мальчик из Пхеньяна, и в фильме будет показана его обыденная жизнь, отношение с родителями, учеба, и все это на фоне подготовки страны к празднованию «Дня Солнца». Мальчик будет проходить конкурс на участие в главном государственном празднике. Праздник «День Солнца» станет апофеозом картины. Реализация оказалась, конечно же, несколько иной, и уже сейчас картина вызывает жаркие дискуссии среди смотревших. И не удивительно. Жюри «Темных ночей» тоже не осталось равнодушным и вручило режиссеру сразу две награды. Приз за лучшую режиссуру с денежной премией 5000 евро с формулировкой: «В лучах Солнца» – это с одной стороны глубоко личностное исследование воздействия пропаганды, а с другой взгляд на то, как легко манипулировать действительностью, просто изменяя угол зрения на мир.
Также лента была удостоена Специального приза. Члены жюри подчеркнули, что «фильм демонстрирует, как художник может простыми средствами превратить картину о пропаганде в произведение искусства о чудовищных механизмах идеологической обработки. Так убедительно это может получиться только в кино, и в данном случае удалось добиться эффекта». Получая награду за режиссуру, Виталий Манский сказал, что российское Министерство культуры попросило убрать из титров страну производства – Россия.
Еще одна российская картина в конкурсной программе — «Инсайт» производства кинокомпании Atlantic Film, в которой кинорежиссёр Александр Котт (участник и лауреат МКФ в Токио, Абу Даби, Берлине и т.д.) балансирует между драмой и мелодрамой, фокусируясь на неожиданном повороте судьбы своего персонажа, который только что потерял зрение, но зато, возможно, обрел женщину своей мечты. Мировая премьера ленты состоялась на Кинотавре. Подробнее о картине можно прочитать в интервью Александра Котта.
В программе смотра еще несколько картин из стран постсоветского пространства. И, так или иначе, связанных с Россией.
Грузинский режиссер Вано Бурдули (получил Серебряного Святого Георгия за фильм «Зона конфликта» на Московском МКФ) представил эстонскому зрителю подборку городских новелл о поисках любви и утрате контакта между людьми, а также провел их по живописным улицам, дворикам и паркам Тбилиси в совместном грузино-российском фильме «Лето замерзших фонтанов». Фильм снят в Грузии, на грузинском языке, в своеобразной авторской манере, тяготеющей к традициям рефлексирующего европейского кино. В своем втором полнометражном фильме «Лето замерзших фонтанов» Вано Бурдули исследует отношения разных пар: зарождающаяся первая любовь, зрелая привязанность, тяжелое расставание после длительной совместной жизни… Фильм о надеждах, разочарованиях, предательстве, прощении и, конечно, любви, по жанру тяготеет к лирической драме и трагикомедии.
В Таллине состоялась мировая премьера картины. Создатели ищут международных дистрибьюторов, и не исключено, что участие в конкурсной программе «Темных ночей» предоставит им возможность найти их (права в России принадлежат компании Сергея Сельянова, который выступил одним из продюсеров проекта).
Стоит отметить, что незадолго до Таллинского фестиваля, в октябре 2015 года Вано Бурдули представил свой проект в рамках кинорынка CentEast Moscow 2015. Тогда же Вано Бурдули поделился своими размышлениями о возможной прокатной судьбе ленты с корреспондентом ПрофиСинема:
«Мало кто прокатывает такого рода фильмы. Он все-таки существует на грани зрительского и артхаусного кино, и скорее является авторским. Если бы этот фильм с такими же героями и сюжетом был снят в Европе, США или России, прокатывать его было бы легче, а наша лента снята на иностранном языке – грузинском. Кроме того, в ней много разговоров… Думаю, прокат состоится после участия в фестивалях».
Совместная латвийско-эстонская работа «Заря» (Dawn) режиссера Лайлы Пакалнины (участница МКФ в Каннах, Берлине, Локарно, Карловых Варах и в Варшаве, призер фестиваля в Таллинне и Риме) — попытка переосмысления советского пропагандистского мифа о пионере-герое Павлике Морозове, который донес на своего отца-кулака, за что был отвергнут своей семьей. Картина сосредоточена на подсознательных страданиях людей, живущих в мире выдуманных героев. На «Темных ночах» состоялась мировая премьера ленты.
Картина была удостоена приза за лучшую работу оператора (Войцех Старон). Члены жюри отметили: «Искусство кино – это, в первую и главную очередь, движущиеся изображения, которые отражают жизнь такой, как она есть, но временами истолковывают ее сообразно прихоти оператора и постановщика. Лауреату премии за лучшую операторскую работу Войцеху Старону удалось сквозь объектив своей кинокамеры запечатлеть наглядное отображение безумия советской действительности, наложенной на крестьянский быт в незадолго до этого оккупированной Латвии. Безумный мир, который создала режиссер фильма «Заря» Лайла Пакалниня, благодаря черно-белому изображению камеры Войцеха Старона предстает перед нами извращенно прекрасным».
Режиссер и сценарист армянского происхождения Давид Сафарян после двадцатилетнего перерыва, возвращается в кинематограф с фильмом, снятым в сотрудничестве с армянскими, голландскими и немецкими коллегами. «28:95 по местному времени» — рассказ о семье театрального деятеля на фоне экономических проблем и перебоев с электричеством в Ереване в 1992 году. Режиссеру, которому ранее довелось поработать с Андреем Тарковским и Анатолием Эфросом, удаётся найти свой неповторимый язык повествования, в котором тонко переплетаются реальное и выдуманное, прошлое и настоящее. В Таллине состоялась мировая премьера картины. Помимо режиссера эстонскому зрителю фильм представила соавтор сценария, исполнительница главной роли, актриса Яна Друзь, разделившая вместе с супругом все сложности производственного процесса, растянувшегося на долгие годы.
«Я был в Таллине в 2002 году. В короткую, как я тогда думал, паузу между съемками этого фильма. У меня тогда спросили: «А когда вы закончите фильм, привезете его в Таллин»? Я ответил: «Конечно, да». Сколько лет прошло? 12! Кто бы мог подумать! И вот, первый показ моего фильма здесь. Я выполнил свое обещание. Таллин по всем параметрам — верное место для меня. Я благодарен, что Таллиннский фестиваль отобрал мой фильм в основной конкурс», — рассказал Давид Сафарян.
Производство фильма началось в 2002 году. «28:95 по местному времени» тогда был единственным запущенным в производство полнометражным игровым фильмом в Армении. Если бы не поддержка голландского Hubert Bals Fund, вряд ли можно было производство продолжить на деньги, выделенные государством. Потом, когда около половины материала было отснято, начали появляться инвесторы. «Здесь впервые я могу проговориться, сколько лет моей жизни и жизни моей жены, моей музы, автора идеи фильма, соавтора сценария, исполнительницы главной роли, связано с этим фильмом. 22 года. Я начинал его молодым еще человеком. Я прожил с ним жизнь. Да, первая заявка в Hubert Bals Fund была написана в далеком-далеком 1993-м. Таком близком для меня через фильм», — добавляет режиссер. Называть бюджет Давид Сафарян отказывается, отмечая лишь, что «мой фильм оказался самым дорогим проектом в истории армянского кино. Но он мне дорог не этим».
Выдвинутый Казахстаном на «Оскар» фильм «Бродяга» (Жат) Ермека Турсунова – это историческое повествование об экзистенциальном конфликте между личностью и ее окружением. В картине охотник-одиночка идет наперекор советской власти и отказывается идти на фронт воевать с немцами, сталкиваясь при этом с неожиданной реакцией соплеменников. Кроме того, картина была номинирована на «Азиатский Оскар» в категории «Достижения в области режиссуры» (Ермек Турсунов), но награда ушла к Алексею Герману-младшему за постановку ленты «Под электрическими облаками». Тем не менее «Бродяга» не остался без приза «Темных ночей» — его наградили Премией NETPAC.
Полный список призёров опубликован нами ранее.
Остается пожелать фестивалю, который в следующем году будет юбилейным, двадцатым, продолжать развиваться и следующие двадцать лет.