Industry@Tallinn 2015: Звуки музыки
С 16 по 20 ноября 2015 года в рамках 19-го Таллинского кинофестиваля «Темные ночи» (PÖFF) проходят мероприятия деловой площадки Industry@Tallinn, которая является местом встречи профессионалов киноиндустрии быстроразвивающегося региона Северной и Восточной Европы. Стоит отметить, что международная конкурсная программа смотра с 2014 году была сертифицирована Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров FIAPF (Federation Internationale des Associations de Producteurs de Films) и, таким образом, «Темные ночи» вошли в число важнейших 15 кинофестивалей мира. Организаторы смотра прилагают все усилия, чтобы поддерживать высокую планку не только конкурса, но и деловой программы, ориентированной на профессионалов киноиндустрии, и свидетельство тому – разнообразие b2b мероприятий, предлагаемых участникам Industry@Tallinn.
16 ноября, первый день работы Industry@Tallinn можно смело назвать Днем музыки, поскольку, несмотря на обилие встреч, переговоров и презентаций, тема музыки была раскрыта с особой полнотой.
Каждый участник Industry@Tallinn получил материалы о проекте компании Appolo Music – Findthetune.com, благодаря которому можно найти музыкальную композицию, когда-либо использованную в фильме или другом аудиовизуальном произведении, потратив при этом минимум времени. Сайт очень удобен для пользователя и предоставляет различные опции, в том числе прослушивание музыки, создание плей-листов, объединение композиций по темам и т.д.
На утренней презентации Лоуренс Кей / Laurence Kaye, адвокат и партнер британской компании Shoosmiths, рассказал о том, что юридические аспекты использования музыки в кинофильмах, которые так отпугивают продюсеров, на практике не так страшны, как кажется на первый взгляд.
Необходимость музыки стала очевидна еще в немом кино, не теряет своей актуальности она и сегодня, когда технологии ушли далеко вперед. Тем не менее, в настоящее время создателям фильмов, желающим получить качественный саундтрек, способный улучшить фильм и получить больше позитивных откликов от зрителей, приходится иметь дело с правами на музыку, композиторами, агентами, музыкальными издателями и звукозаписывающими компаниями, что может стать причиной настоящей головной боли. Однако Лоуренс Кей на примерах показал, что все эти вопросы при правильном подходе решаемы, и призвал сосредоточиться на тех возможностях маркетинга и продвижения картины к зрителю, которые дает музыка. Любой участник семинара мог задать вопрос, касающийся юридического или творческого использования музыки в своей собственном проекте, и получить квалифицированный совет.
Главной целью мероприятия было то, чтобы продюсеры могли проникнуть в суть использования музыки в кино и получить навыки знания предмета переговоров по получению прав на музыкальный произведения, которыми они не обладали ранее.
Известный датский композитор Халфдан И / Halfdan E, написавший музыку ко многим высоко оцененным критиками картинам, среди которых фильм «Довольно добрый человек» и сериал «Правительство», рассказал о создании музыки с другой стороны баррикад. Музыкальное произведение не так важно, как изображение, однако оно способно обогатить смысл изображения, а также сгладить некоторые огрехи драматургии и монтажа.
Более того, за 25 лет работы в индустрии Халфдан постиг важность взаимодействия с режиссером и продюсером, от эффективности которого в огромной степени зависит конечный результат.
Семинар прошел в неформальной атмосфере и строился в формате диалога. Когда ведущий мероприятия узнал, что среди собравшихся – 4 композитора и 6 режиссеров, он поочередно апеллировал то к первым, то ко вторым, пытаясь наладить диалог между двумя сторонами. Так, один из режиссеров пожаловался, что на недавнем проекте ему было сложно взаимодействовать с композитором, потому что тому нужно было слишком много инструкций и он задавал очень много вопросов. В частности, его волновало следующее: «Я человек с четким видением того, что мне нужно на выходе. Когда я нанимаю композитора, то жду от него того же. Я хочу, чтобы это был человек со своей ярко выраженной точкой зрения, но когда он все время спрашивает от меня, что я хочу, я теряю веру в него». На это Халфдан ответил, что композитор не всегда понимает, каковы изначальные ожидания режиссера, и пока тот их не озвучит, контакта не возникнет: «Независимо от того, насколько высок мой авторитет и сколько наград я получил, я остаюсь наемным работником, начальником которого является режиссер. И я боюсь, что если сделаю что-то не так, меня просто уволят. Конечно, я должен узнать у режиссера, что конкретно он хочет, потому что в противном случае, если его не устроит результат моей работы, мне придется тратить очень много времени и сил, чтобы все переделать. Так что считайте такие вопросы экономией сил и времени». Таким образом, резюмировал Халфдан, главной проблемой во взаимодействии режиссера и композитора является отсутствие диалога. Композитор подчеркнул, что все создатели картины находятся в одной лодке, и если фильм окажется успешным, то от этого выиграют все, поэтому «нужно грести в одном направлении».
В целом семинар действительно стал тем мостиком, который необходим для налаживания взаимопонимания между продюсерами и режиссерами – с одной стороны, и композиторами – с другой, а всем остальным представителям индустрии позволил побывать на музыкальной «кухне» и лучше понять специфику этого нелегкого дела.
Однако юридическим советами, обменом мнениями и опытом дело не ограничилось, и завершающим музыкальным блоком дня стала Soundscapes – презентация эстонских композиторов, прошедших тщательный предварительный отбор, по итогам которого были выбраны пять кандидатов: Sten Sheipov, Liisa Hirsch, Tiit Kikas, Liina Kullerkupp и Marianna Liik. Они представили продюсерам и другим представителям киноиндустрии фрагменты из своих работ, сопроводив их комментариями. Целью мероприятия было стимулирование копродукции посредством привлечения эстонских композиторов в проекты зарубежных кинематографистов. Некоторые из присутствовавших на презентации продюсеров отметили высокий уровень выступающих и выразили интерес к дальнейшему сотрудничеству. Те же, кто по той или иной причине не смог посетить мероприятие, могут найти контакты композиторов в разделе «Спикеры» на официальном сайте Industry@Tallinn.