40 Международный кинофестиваль в Торонто: Городу и миру
20 сентября 2015 года завершился юбилейный 40 Международный кинофестиваль в Торонто, проводящийся с 1976 года. За эти годы организаторам удалось найти очень удачную и интересную модель проведения мероприятия, в котором органично сочетается зрительский фестиваль, крупнейший в северной Америке, и профессиональная площадка, включающая кинорынок и насыщенную деловую программу. Таким образом, за 40 лет TIFF стал одним из главных кинособытий года.
Фестиваль стал органичной частью регионального культурного пространства и имеет значительную постоянную зрительскую аудиторию, во многом из-за того, что не ограничивается формальным десятидневным сроком проведения. Команда TIFF работает круглогодично, организуя выставки, арт-проекты, специальные мероприятия, которые не всегда напрямую связаны с кино, но неизменно находят живой интерес у публики. Например, в октябре этого года будет проходить выставка «Энди Уорхол: звезды на серебряном экране».
Каждый год фестиваль вовлекает в свою орбиту множество культурных учреждений по всему городу. В этом году кинопоказы проходили на 11 площадках, причем из них 5 - это театры (городские и университетские). Все без исключения публичные показы были с аншлагами, обладатели билетов выстраивались в очереди, иногда длинной в несколько кварталов для того, чтобы иметь возможность занять лучшие места. При этом билеты на фестиваль стоят в среднем 25 канадских долларов (около 1300 рублей), что выше средней цены кинобилета в Торонто.
На фестивале работали более 3000 волонтеров, которые помогали организовывать показы для профессиональной и зрительской аудитории, работали на красной дорожке и в пресс-центре.
Поражает, как при огромном количестве показов (в 15 программах за 10 дней фестиваля их прошло более 1100), и длинных очередях практически на каждый из более чем 250 фильмов все сеансы начинались точно по расписанию.
Индустриальная часть TIFF также была проведена на высоком уровне. На 40 фестиваль приехало рекордно высокое количество профессионалов киноиндустрии, включая более чем 2100 байеров, что на 9% больше, чем в прошлом году. И хотя журнал Screen сетовал, на то что рынок в этом году был вялым, вины организаторов здесь нет. Деловая программа была насыщенной. За семь дней, в пятнадцати разных панелях выступило более 200 спикеров. Кинематографисты со всего мира имели возможность обменяться опытом по различным актуальным темам. Прошли конференции по производству короткого метра и документальных фильмов. Состоялся традиционный питчинг канадского телевидения, в рамках которого шесть продюсерских компаний представляли свои проекты (победитель получил 15 000 канадских долларов на девелопмент).
На Asian Film Summit западные продюсеры обсуждали пути выхода на азиатские рынки, а их восточные коллеги – возможности производства копродукций и привлечение инвестиций. Среди спикеров оказались такие известные кинематографисты, как Венди Калун, Нури Бильге Джейлан, Стивен Фрирз, Асиф Кападиа, Цзя Чжанке, Майк Гудридж, Гиги Прицкер и Николас Картье.
За время кинофестиваля было продемонстрировано более 250 фильмов со всего мира. Торонто без преувеличения может считаться площадкой, дающей картине шанс найти международного дистрибьютора, стать хитом проката или попасть в число номинантов на крупную международную премию. Каждому, кто приезжает сюда, от простого зрителя до кинематографиста, фестиваль может предложить то, что соответствует его вкусам и ожиданиям, и потому является эффективной и универсальной площадкой для ознакомления с мировыми трендами в области кино, налаживания деловых связей и расширения бизнеса.