Документальные ленты на XI Казанском кинофестивале: в центре внимания - человек
С 5 по 11 сентября 2015 года в Казани пройдет XI международный фестиваль мусульманского кино. В конкурсную программу XI КМФМК вошли 10 полнометражных документальных фильмов. География представленных работ довольно широка: Азербайджан, Алжир, Германия, Египет, Иран, Канада, Кыргызстан, Норвегия, Польша, Эстония, Франция, Россия... Много фильмов созданы в копродукции, усилиями кинематографистов нескольких стран. В центре внимания документалистов всего мира — человек и его место в социуме.
70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящен фильм Дениса Красильникова «Война непрощённых» (Россия-Татарстан) - масштабное исследование непростой судьбы участников волжско-татарского легиона вермахта «Идель-Урал», состоявшего из военнопленных татар, башкир, марийцев, чувашей, мордвы и удмуртов. Этот фильм – одна из немногих попыток документалистов в нашей стране рассказать правду о малоизвестных судьбах легионеров, большинство из которых при первой возможности перешли в партизанские отряды на оккупированных территориях Европы и СССР, но были «награждены» за героические подвиги годами в застенках ГУЛАГа. Режиссер проекта Денис Красильников, оператор Рафик Галеев и ведущий Фарид Бикчантаев (главный режиссер Татарского академического театра им.Г.Камала) побывали в местах, связанных с историей легиона «Идель-Урал» в Белоруссии, Германии и Польше, где записали интервью с историками, краеведами, архивистами и очевидцами тех трагических событий.
Поводом для создания фильма «10949 женщин» (Франция, Алжир) стала случайная встреча режиссера Нассимы Гёссум с Нассимой Хаблал, участницей Алжирской революции. Жизнерадостная и ироничная героиня фильма рассказывает о себе и о тех, кто был рядом с ней во время борьбы за независимость Алжира. Повествуя о судьбе женщины на войне, автор задаётся вопросом: что такое свобода и какова её цена? Нассима Гёссум уверена, что зная прошлое, можно лучше понять настоящее страны. ...Архитектура как отражение прошлого и настоящего стала темой фильма «Баку от рассвета до заката», созданного группой режиссеров из Азербайджана и Польши во главе с Фаризом Ахмедовым.
Ученик и приверженец метода документального кино Марины Разбежкиной Алексей Суховей в своём фильме «Гости» (Россия, Франция, Германия) рассказывает о жизни нелегалов-таджиков в русской деревне — рассказывает спокойно, не вмешиваясь, не пытаясь ничего исправить в жизни героев или дать оценку происходящему... Совсем иная позиция у иранского режиссера Вахида Фараджи в его фильме «Оранжевая память». Поистине обличительным приговором смотрится с экрана повествование о последствиях использования химических веществ серии «Агент Оранж» для уничтожения растительности армией США во время войны во Вьетнаме. На протяжении сорока лет отравляющие вещества вызывают врожденные дефекты как у детей во Вьетнаме, так и у потомков тех солдат американской армии, которые занимались распылением оранжевого яда.
Неоднозначна история шестилетнего мальчишки Сайфуллы и его младшей сестрёнки, артистов бродячего цирка Камиловых, рассказанная дебютанткой Татьяной Мюльбайер в фильме «Последняя гастроль» совместного производства Эстонии, Кыргызстана и России. «У малыша были все шансы попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самому юному канатоходцу в мире, но обстоятельства распорядились иначе», - значится в аннотации к фильму. Но что перед нами: возрождение живого искусства бродячих комедиантов или безответственное использование детского труда, - ставят вопрос авторы фильма и оставляют его без ответа.
Режиссер Киоко Йокома из Канады в своём фильме «Аллах и я (и все остальные)» сделала попытку разобраться в процессе формирования образа с помощью хиджаба на примере практикующих мусульманок в Торонто. Женщины, носящие эту одежду (а среди них есть наша соотечественница-эмигрантка из Татарстана), стремятся найти баланс между верой и социумом, делятся опытом, как это непросто – следовать зову сердца.
Фильм «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани» выпускника факультета кино и телевидения Казанского университета культуры и искусств Степана Белова посвящен выдающейся женщине-композитору современности. В картине рассказывается о деревне, в которой родилась Софья Асгатовна, о годах становления композитора, которой татарская земля может по праву гордиться. ...Настоящим гимном женщине можно назвать и картину Аскарбия Нагаплева и Хусейна Даурова «Черкешенка» (Россия), где роль женщины в судьбе адыгского народа возведена в самую высокую степень. …Своему отцу — поэту Мохамеду Хамза - посвятила фильм «Прошлое вернётся» режиссер Дина Хамза (Египет). Город, где жил когда-то поэт, встречи с разными людьми, прослушивание радиозаписей — все это помогает вновь обрести отца и понять его.