28 мая 2015 11:52
На фестивале в Карловых Варах покажут ретроспективу фильмов Ларисы Шепитько
С 3 по 15 июля 2015 года пройдет 50-й международный кинофестиваль в Карловых Варах / 50th Karlovy Vary IFF. По случаю своего золотого юбилея, смотр решил представить зрителям насыщенную программу ретроспектив, посвященных кинематографистам, чей вклад в кинематограф является неоспоримым. Одна из таких ретроспектив призвана напомнить о творчестве одной из ключевых фигур советского кино второй половины XX века – легендарного режиссера Ларисы Шепитько (1938 – 1979). Ее жизнь трагическим образом оборвалась, когда она готовилась к съемкам нового фильма. Но те картины, которые Шепитько удалось снять, сделали ее иконой среди женщин-режиссеров.
Первый полнометражный фильм Шепитько - дипломная работа «Зной» (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» (на этапе монтажа картины Ларисе Шепитько помогал Элем Климов) - был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.
Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм «Крылья» (1966), рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной. Следующий фильм — новелла «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова — вместе с новеллами «Ангел» А. С. Смирнова и «Мотря» Г. С. Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», но по цензурным соображениям не был выпущен на экраны и увидел свет лишь двадцать лет спустя.
В 1969 году Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм – новогоднее ревю в жанре музыкальной сказки «В тринадцатом часу ночи» (ТВ). Вторая цветная картина «Ты и я» (1971) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена поколению тридцатилетних. В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.
В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Вскоре начинаются съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников», в котором режиссер вновь обращается к черно-белому изображению. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. «Восхождение» было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на Берлинском международном кинофестивале фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение в жюри Берлине.
После этого режиссер готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня в 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция. Однако утром 2 июля 1979 года киносъёмочная машина вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. В результате этой автокатастрофы погибли Лариса Шепитько и несколько членов съемочной группы. Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1981). Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.
Первый полнометражный фильм Шепитько - дипломная работа «Зной» (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» (на этапе монтажа картины Ларисе Шепитько помогал Элем Климов) - был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.
Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм «Крылья» (1966), рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной. Следующий фильм — новелла «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова — вместе с новеллами «Ангел» А. С. Смирнова и «Мотря» Г. С. Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», но по цензурным соображениям не был выпущен на экраны и увидел свет лишь двадцать лет спустя.
В 1969 году Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм – новогоднее ревю в жанре музыкальной сказки «В тринадцатом часу ночи» (ТВ). Вторая цветная картина «Ты и я» (1971) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена поколению тридцатилетних. В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.
В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Вскоре начинаются съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников», в котором режиссер вновь обращается к черно-белому изображению. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. «Восхождение» было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на Берлинском международном кинофестивале фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение в жюри Берлине.
После этого режиссер готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня в 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция. Однако утром 2 июля 1979 года киносъёмочная машина вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. В результате этой автокатастрофы погибли Лариса Шепитько и несколько членов съемочной группы. Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1981). Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.
Другие статьи по теме Международный кинофестиваль в Карловых Варах
10.07.2023
В Карловых Варах выиграла болгарская лента о жертве телефонных мошенников
05.05.2023
Рассел Кроу получит почетную награду в Карловых Варах
28.06.2022
Кинофестиваль в Карловых Варах критикуют за включение в программу российского фильма
01.06.2022
Фестиваль в Карловых Варах объявил программу
05.03.2022
Фестиваль в Карловых Варах ограничит присутствие кинематографистов из России
Реклама