17 мая 2015 10:38
Канны 2015: от «Нашей маленькой сестры» до «Лобстера»
С 13 по 24 мая 2015 года проходит 68 международный Каннский кинофестиваль. За первые два дня были показаны четыре ленты основного конкурса: «Сказка сказок» Маттео Гарроне, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса, «Наша младшая сестра» Хирокадзу Корээда, «Сын Саула» Ласло Немеша. Картины, сделанные столь разными режиссерами, представляющие разные кинематографии, поднимающие разные темы, связывает то, что все они рассказывают истории маленького человека в непростых обстоятельствах и объединяет идея гуманизма.
Особенно ярко это проявляется в дебютной картине венгерского режиссера Ласло Немеша. «Сын Саула» о зондеркоммандах, которые формировались из пленных нацистских концлагерей, вынужденных очищать газовые камеры и сжигать тела. Ласло Немеш рассказывает леденящую душу историю пленного еврея, который работает в зондеркоманде концентрационного лагеря Аушвица – Биркенау и узнает своего сына, в одном из детских трупов, предназначенных к сожжению.
По словам Немеша, в более ранних фильмах, посвященных Холокосту, этим узникам редко давали слово. «Свидетельства работников «зондеркомманд» всегда предельно конкретны, материальны и страшны тем, что они описывают «обычное» функционирование заводов смерти».
Фильм Ласло Немеша снят на пленку, поскольку, по словам автора: «Тема Холокоста очень сложна и болезненна для многих людей. Работая над фильмами о Холокосте, нельзя делать легкое кино, но нельзя и опускаться до фильма ужасов. Только кинопленка позволяет передать эту призрачную и вместе с тем столь конкретную реальность и вызвать настоящие чувства у зрителя».
«Сыну Саула» удалось вызвать подобные чувства у профессиональной аудитории Каннского фестиваля. Картина получила достаточно высокие оценки критиков и, на момент написания статьи лидировала в неофициальных рейтингах, публикуемых в фестивальной прессе.
Для Хирокадзу Корээда тема семьи уже около двадцати лет является главным источником вдохновения и избранной почвой для размышлений. «Наша маленькая сестра» рассказывает историю трех сестер - Сати, Ёсино и Тика, которые во время похорон отца узнают о существовании 13-летней сводной сестры Сузу, которую они решают взять к себе в дом.
Красивый и очень лиричный фильм анализирует отношения внутри семьи, во время серьезных потрясений. На пресс-конференции Хирокадзу Корээда признался, что ему «менее интересна жизнь без проблем, чем жизнь, которая обрела смысл после того, как была сломлена».
Маттео Гарроне экранизировал три притчи из 50 новелл сборника «Сказка сказок, или забава для малых ребят» средневекового писателя Джамбаттиста Базиле. Фильм - фэнтези для взрослых с прекрасными декорациями, населенными колдунами, феями и чудовищами, затрагивает современные темы, связанные с конфликтом поколений, тайной зачатия, стремлением к вечной красоте. История трех соседних королевств с королем-развратником, правителем, увлеченным странным животным, и королевой, преисполненной жаждой материнства распадается на отдельные эпизоды и вызвала критические отзывы в профессиональной прессе.
Тем не менее, картина вызвала интерес к литературному первоисточнику. Журналистов интересовало, почему писатель Джамбаттиста Базиле, повлиявший на Шарля Перо, практически неизвестен в Европе. «Я сам задаюсь этим вопросом, - ответил режиссер Маттео Гарроне. - Честно говоря, он и в Италии не так уж известен, хотя его работы просто удивительные. Я решил, что будет правильно и честно, если я сниму фильм, основанный на его сказках».
Фильм «Лобстер» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса сочетает едкий юмор, эксцентричные персонажи, сатиру на сложные отношения между мужчинами и женщинами и отношениями между семьей и государством.
Сценарий картины, которую автор считает черной романтической комедией, режиссер писал совместно со сценаристом Эфтимисом Филиппоу. Действие происходит в придуманном будущем, в обществе, где у каждого человека должна быть пара, а непокорных холостяков насильно превращают в животных. По словам режиссера: ««Лобстер» – нестандартная история любви о пугающих последствиях одиночества, страха перед смертью и страха жить с другим человеческим существом».
Картина «Лобстер» сделана в копродукции Ирландией, Великобританией, Францией, Грецией и Нидерландами. Продюсерам удалось привлечь европейских и голливудских звезд первой величины: Колина Фаррелла, Леа Сейду, Рэйчел Вайс, Джона Си Райли и Ариану Лабед.
У критиков «Лобстер» вызвал очень разную реакцию – от полного одобрения до резкого неприятия. Сторонники картины в числе достоинств называют: великолепный язык, эксцентрику, сюрреализм (который, по утверждению режиссера, всего лишь является отражением современности и современных семейных отношений, доведенных до абсурда). Противники говорят о слабости сценария, отсутствии мотивации в сюжетообразующих поступках основных персонажей, слабую актерскую игру.
68 Каннский фестиваль в самом начале своей работы. О том, как развивается фестивальная жизнь, читайте в следующих обзорах на ПрофиСинема.
Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes
02.11.2024
Премьера новой «Миссии невыполнима» может пройти на Каннском кинофестивале
21.06.2024
Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля выйдет в России
28.05.2024
Каннский кинорынок 2024: фильмы Йоакима Триера, Оливье Ассайаса и Ласло Немеша
27.05.2024
Канны 2024: какие фильмы покажут в России
27.05.2024
Канны 2024: финальный рейтинг Screen
Реклама