30 апреля 2014 13:21
Прорыв китайской анимации: Технопарки и студии
С 28 апреля по 3 мая 2014 года в Ханчжоу (Китай) проходит 10-й Китайский международный фестиваль комиксов и анимации CICAF (China International Cartoon and Animation Festival), страной-гостем которого стала Россия. Основным событием второго дня работы российской делегации стало посещение «Города анимации», одного из самых крупных технопарков Китая и поездка на анимационную студию Zoland Animation.
Представители технопарка познакомили отечественных аниматоров с особенностями государственной поддержки китайской анимации. На Zoland Animation гости из России получили возможность изучить китайский опыт организации работы анимационной студии.
Китайская система государственной поддержки хорошо сбалансирована – она включает три основных направления: технологическое, финансовое и правовое. Технопарки строятся и оснащаются оборудованием за счет государства и местных властей. Курируют строительство Министерство культуры, Министерство информационных технологий и Министерство экономического развития. В рамках технологической поддержки анимационные студии имеют возможность пользоваться самым современным оборудованием и лицензионными программами, что значительно сокращает затраты компаний на их покупку и обслуживание. Оборудование устанавливается в специальных технопарках, там же оборудуются рабочие места для сотрудников компаний.
В Китае уже построено более 30 технопарков, находящихся в разных провинциях. При этом они строятся по разным проектам и существенно различаются как по размерам (площади от 35000 до 100000 кв. м.), так и по специализациям – одни используются под IT задачи, другие для создания компьютерных игр или анимации, некоторые многофункциональны.
«Город анимации» не является самым крупным в Китае, но он один из крупнейших анимационных технопарков. В год в нем производится более 30 тысяч минут анимационного контента. Впрочем, как сообщили ПрофиСинема эксперты из российской делегации, 90% продукта, производимого в подобных технопарках в Китае, назвать анимацией, даже если он отнесен к анимационным фильмам и сериалам, сложно. Менее 10% контента по качеству пригодно для использования на ТВ или в интернете. Эту же проблему отмечают и китайские эксперты. Изначально перед технопарками стояла задача выдать максимальное количество контента, и подразумевалось, что количество перейдет в качество. Однако, если это и произошло, то только отчасти и эффективность технопарка еще (с учетом огромных инвестиций) невелика.
Возможно, КПД технопарков пока и не велик, но они решают другую индустриальную задачу – становятся инкубатором, в котором появляются серьезные профессиональные команды. Как говорит президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов: «Еще 5-7 лет назад анимацией в Китае занимались студии, производившие контент по заказу голливудских мейджоров. Оригинальных китайских индустриальных проектов делалось не более 5. За последние годы наблюдается качественный рост – появились новые игроки, которые производят очень качественную анимацию, с хорошим креативом, а количество оригинальных проектов превышает сотню». Уже достигнут уровень качества, позволяющий китайским компаниям выходить на международный рынок. В частности, на азиатском рынке, они успешно конкурируют со студиями из Южной Кореи.
Не менее важными эксперты считают и две другие составляющие государственной поддержки отрасли: финансовую и правовую. В рамках финансовой поддержки китайским анимационным студиям уменьшают арендную плату до 1 июня за 1 кв. м. в месяц (на площади до 500 кв. м.), компенсируют половину процентной ставки по кредиту и дают значительные льготы по налогообложению. При этом льготы действуют первые три года работы студии и распространяются исключительно на национальные компании. На совместные предприятия или предприятия с иностранным капиталом льготы не распространяются.
Бесплатные консультации начинающим компаниям юристами, специализирующимся в области авторского права, составляют основу правовой поддержки. В последние годы Китай начал изменять свою политику в области авторского права, однако проблема тотального несоблюдения авторских и смежных прав осталась (ПрофиСинема подробно опишет ее в итоговой статье о деловой поездке в Китай).
После «Города анимации» российская делегация отправилась в одну из крупнейших анимационных студий региона Zoland Animation. На предприятии производится несколько десятков наименований различного анимационного контента (как 2D, так и 3D) общим объемом около 80 часов в год (для сравнения совокупный объем анимационного производства в России в 2013 году составил около 60 часов). На студии работает более 1000 аниматоров и еще 300 на аутсорсе.
После посещения студии президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов прокомментировал увиденное: «Меня всегда изумляет, когда я приезжаю в различные регионы Китая то, что тут одна студия по масштабам равна всей нашей индустрии. И если раньше можно было сказать, что в Китае мы видим порой достаточно посредственную анимацию и по визуальному ряду, и по творческим идеям, то сейчас очевидно, что они делают очень серьезные качественные шаги вперед и это серьезный вызов не только для российских студий, но и для студий со всего мира. Вопрос в том, что мы можем предложить со своей стороны и каким образом мы можем интегрироваться в процесс так, чтобы быть друг другу полезными. Не только конкурировать, но и сотрудничать».
Представители технопарка познакомили отечественных аниматоров с особенностями государственной поддержки китайской анимации. На Zoland Animation гости из России получили возможность изучить китайский опыт организации работы анимационной студии.
Не технопарком единым
Китайская система государственной поддержки хорошо сбалансирована – она включает три основных направления: технологическое, финансовое и правовое. Технопарки строятся и оснащаются оборудованием за счет государства и местных властей. Курируют строительство Министерство культуры, Министерство информационных технологий и Министерство экономического развития. В рамках технологической поддержки анимационные студии имеют возможность пользоваться самым современным оборудованием и лицензионными программами, что значительно сокращает затраты компаний на их покупку и обслуживание. Оборудование устанавливается в специальных технопарках, там же оборудуются рабочие места для сотрудников компаний.
В Китае уже построено более 30 технопарков, находящихся в разных провинциях. При этом они строятся по разным проектам и существенно различаются как по размерам (площади от 35000 до 100000 кв. м.), так и по специализациям – одни используются под IT задачи, другие для создания компьютерных игр или анимации, некоторые многофункциональны.
«Город анимации» не является самым крупным в Китае, но он один из крупнейших анимационных технопарков. В год в нем производится более 30 тысяч минут анимационного контента. Впрочем, как сообщили ПрофиСинема эксперты из российской делегации, 90% продукта, производимого в подобных технопарках в Китае, назвать анимацией, даже если он отнесен к анимационным фильмам и сериалам, сложно. Менее 10% контента по качеству пригодно для использования на ТВ или в интернете. Эту же проблему отмечают и китайские эксперты. Изначально перед технопарками стояла задача выдать максимальное количество контента, и подразумевалось, что количество перейдет в качество. Однако, если это и произошло, то только отчасти и эффективность технопарка еще (с учетом огромных инвестиций) невелика.
Возможно, КПД технопарков пока и не велик, но они решают другую индустриальную задачу – становятся инкубатором, в котором появляются серьезные профессиональные команды. Как говорит президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов: «Еще 5-7 лет назад анимацией в Китае занимались студии, производившие контент по заказу голливудских мейджоров. Оригинальных китайских индустриальных проектов делалось не более 5. За последние годы наблюдается качественный рост – появились новые игроки, которые производят очень качественную анимацию, с хорошим креативом, а количество оригинальных проектов превышает сотню». Уже достигнут уровень качества, позволяющий китайским компаниям выходить на международный рынок. В частности, на азиатском рынке, они успешно конкурируют со студиями из Южной Кореи.
Не менее важными эксперты считают и две другие составляющие государственной поддержки отрасли: финансовую и правовую. В рамках финансовой поддержки китайским анимационным студиям уменьшают арендную плату до 1 июня за 1 кв. м. в месяц (на площади до 500 кв. м.), компенсируют половину процентной ставки по кредиту и дают значительные льготы по налогообложению. При этом льготы действуют первые три года работы студии и распространяются исключительно на национальные компании. На совместные предприятия или предприятия с иностранным капиталом льготы не распространяются.
Бесплатные консультации начинающим компаниям юристами, специализирующимся в области авторского права, составляют основу правовой поддержки. В последние годы Китай начал изменять свою политику в области авторского права, однако проблема тотального несоблюдения авторских и смежных прав осталась (ПрофиСинема подробно опишет ее в итоговой статье о деловой поездке в Китай).
Студия Zoland Animation – пятилетку за три года
После «Города анимации» российская делегация отправилась в одну из крупнейших анимационных студий региона Zoland Animation. На предприятии производится несколько десятков наименований различного анимационного контента (как 2D, так и 3D) общим объемом около 80 часов в год (для сравнения совокупный объем анимационного производства в России в 2013 году составил около 60 часов). На студии работает более 1000 аниматоров и еще 300 на аутсорсе.
После посещения студии президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов прокомментировал увиденное: «Меня всегда изумляет, когда я приезжаю в различные регионы Китая то, что тут одна студия по масштабам равна всей нашей индустрии. И если раньше можно было сказать, что в Китае мы видим порой достаточно посредственную анимацию и по визуальному ряду, и по творческим идеям, то сейчас очевидно, что они делают очень серьезные качественные шаги вперед и это серьезный вызов не только для российских студий, но и для студий со всего мира. Вопрос в том, что мы можем предложить со своей стороны и каким образом мы можем интегрироваться в процесс так, чтобы быть друг другу полезными. Не только конкурировать, но и сотрудничать».
Другие статьи по теме Ассоциация анимационного кино России
26.11.2024
CSTB.PRO.MEDIA 2025 объявляет даты и деловую программу
15.11.2024
Начались телевизионные показы анимационного сериала «Акварельные краски»
29.10.2024
В Петербурге прошла конференция, посвященная креативным индустриям
17.10.2024
Проекты Школы Артека: анимационный фильм по рассказу Чехова и биография Андрея Рублева
26.09.2024
Стартовала работа над проектом Школа Артека
Другие статьи по теме Китайский международный фестиваль комиксов и анимации/CICAF
05.05.2014
Помешают ли сложности перевода дороге в 1000 ли
05.05.2014
10-й Китайский международный фестиваль комиксов и анимации CICAF: Фоторепортаж
28.04.2014
Российские аниматоры в Китае – начало экспансии на азиатские рынки
23.04.2014
Россия станет страной-гостем 10-го Китайского международного фестиваля комиксов и анимации CICAF
Реклама