Реклама
28 апреля 2014 12:44
2-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение»: Жюри «без кожи» и «Поддубный» для зрителей
27 апреля 2014 года в Омске завершил свою работу второй Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». За 5 фестивальных дней конкурсные и внеконкурсные показы посетили более 6 тысяч зрителей, которые отсмотрели 46 различных картин – от «короткого метра» до документального кино. Победителем фестиваля «Движение» стал выпускник ВГИКа Владимир Бек с эротической драмой «Без кожи». Эта же картина получила и приз за операторскую работу.
Как отметил председатель жюри нынешнего фестиваля, режиссер Владимир Хотиненко, своим решением судейская коллегия отметила «молодость и новаторство». И действительно, среди всех участников фестиваля именно Владимира Бека наряду с якутским режиссером Михаилом Лукаческим только и можно назвать настоящими дебютантами в кино. Владимир Бек снял свой первый полнометражный фильм «Без кожи» за 30 тысяч рублей. По картине заметно, что Бек – парень, в первую очередь, образованный, отсмотревший немало как классических, так и экспериментальных фильмов. Сюжет картины «Без кожи» оригинальностью, конечно, не поражает: молодые люди – Петр и Лиза – знакомятся при поступлении в театральный университет. Она – столичная жительница, дочь погибшего художника, в одиночестве живущая в его мастерской. Он – приезжий парень, проваливший экзамен в театральный. Юность, первая любовь, первая трагическая потеря, первое расставание, живописные питерские улицы, заваленная монументами таинственная художественная мастерская, музыка Жака Бреля и все то, что многие из нас уже слишком часто видели в кино. Но не отметить смелость молодого режиссера и его умение работать как с оператором – тоже выпускницей ВГИКа Ксенией Середой, так и с молодыми, красивыми актерами, жюри не смогло.
Другой дебютант – якутский режиссер Михаил Лукачевский – за свои старания над психологической драмой «Белый день» был удостоен диплома и специального упоминания жюри «за уникальный опыт рождения национального кино в XXI веке». «Белый день» рассказывает историю о случайно застрявшей на заснеженной якутской дороге машине с семьей (парой среднего возраста и грудным ребенком), студенткой и старшеклассником. Водитель, предложивший довести всю эту компания до ближайшей деревни, оказывается алкоголиком и психопатом. Но это, кажется, мало смущает всю компанию, которая не только не пытается найти способ выхода из этой ситуации, но и полностью подчиняется командам своего неуравновешенного водителя. Режиссер при этом периодически показывает семью одного из пассажиров, которую, кажется, совершенно не волнует, почему их сын-старшеклассник добирается до дома уже почти сутки и не выходит на связь. В общем, якутская картина оказалась более чем странным зрелищем, где вполне классические психологические приемы кино щедро и не всегда обоснованно смешиваются с народными якутскими приметами, поверьями и легендами. Качество картины, конечно, оставляет желать лучшего, но то, что кинематограф развивается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в далекой Республике Саха, уважение, безусловно, заслуживает.
Второй блок фильмов основного полнометражного конкурса – кино документальное. Таких фильмов было два, причем оба представляли кинематограф совершенно разного качества. Первый фильм – «Русские гонки» Серика Бейсеуова и Сергея Дорогова – документалистика высокого качества, достойная участия не только в фестивалях дебютов, но и на конкурсах уже опытных кинематографистов. Спродюсировала картину, рассказывающую о проходящих на Камчатке гонках на собачьих упряжках, Юлия Мишкенене, сделавшая с Бейсеуовым и Дороговым несколько корпоративных фильмов. Режиссеры картины, что видно по качеству изображения, люди опытные и наблюдательные. Взятая за сюжет история с гонками на собачьих упряжках, конечно, лишь обрамляет портрет людей далекой заснеженной России, где подобные мероприятия – единственное громкое событие года. Бейсеуову и Дорогову удалось достаточно лаконично показать в своей картине и социальные проблемы далекого края, и их нелегкий быт, и нравы. Как результат – приз за лучшую режиссуру.
Перед создателями другого конкурсного документального фильма «Выпрямительный вздох» - режиссерами Никитой Тихоновым-Рау и Ольгой Арлаускас – задача стояла приблизительно такая же. Они поехали с экспедицией на Дальний Восток и попытались там заснять не только красоту природы, но и портреты живущих на столь дальней территории людей. Но это катастрофически не получилось. Фильм представляет собой череду, кажется, совершенно случайно смонтированных кадров любительской съемки, и не более того. Материал, из которого можно было бы сделать достойное высказывание о проблемах Дальнего Востока и судьбах конкретных людей, в исполнении Тихонова-Рау и Арлаускас получился на удивление неживым. Что, впрочем, не помешало им получить на фестивале специальное упоминание жюри «за оптимистическое высказывание о достоинстве русского человека». Что интересно, эта не отличающаяся высоким качеством документальная работа была сделана при поддержке Министерства культуры РФ, в то время, как «Русские гонки» были сделаны без участия государства.
Третий блок конкурсных картин – от режиссеров уже достаточно известных в киноиндустрии. В первую очередь, это, конечно «сериальный дебют» Андрея Прошкина «Переводчик». Этот 4-х серийный телефильм Прошкин снимал со своим оператором Юрием Райским, и уже этот дуэт не вызывает сомнений в качестве картины. Действие сериала происходит во время Великой Отечественной войны. Главный герой – школьный учитель химии, прозванный своими учениками «Чарли» за сходство со знаменитым Чарли Чаплиным. Чарли не только знает химию, но и достаточно хорошо владеет немецким языком. Когда город захватывают немцы, они заставляют Чарли работать их переводчиком, что, конечно, вызывает неодобрение бывших учеников и соседей учителя химии. Роль Чарли сыграл Виталий Хаев, который в сериале Прошкина раскрылся в новом актерском амплуа. Это было отмечено жюри фестиваля: Хаев был удостоен награды за лучшую мужскую роль, а Карина Андоленко, сыгравшая в сериале жену переводчика, - приза за исполнение лучшей женской роли.
Другая – тоже отчасти сериальная история – «Аптекарь» режиссера Александра Баршака. Для Баршака – это второй полнометражный опыт работы в кино, но «Аптекарь», в отличие от предыдущей работы режиссера фильма «12 месяцев» - это сокращенная версия телесериала, что, конечно, отразилось на качестве фильма. Занимательная фантасмагория по мотивам одноименного романа Владимира Орлова рассказывает о 80-х годах прошлого века. Четверо друзей, скинувшись на бутылку водки, вместо алкогольного напитка получают фею-берегиню (Светлана Ходченкова), готовую исполнить любые желания. Жизнь друзей после этого коренным образом меняется, да и страна тоже стоит на пороге перемен. Видно, что в сериале возможен и социальный, и политический контекст, но сокращенная версия, представленная на фестивале, представляет лишь краткий пересказ всей этой небезынтересной истории, а соответственно, некоторые сюжетные линии в нем просто «провисают». Впрочем, это не помешало жюри присудить Александру Баршаку, выступившему не только режиссером, но и автором сценария, приз за лучший сценарий.
Завершающим конкурсный показ фильмом был давний проект студий «ТРИТЭ» и «Красная стрела» «Поддубный» режиссера Глеба Орлова. Орлов тоже в отечественной киноиндустрии человек, не сказать, что новый. Да и бюджет картины, созданной при поддержке Фонда кино, явно не сопоставим с бюджетом ленты Владимира Бека. «Поддубный» рассказывает историю легендарного борца конца XIX-начала XX века Ивана Поддубного. Запорожский казак, работавший простым грузчиком в морпорту, однажды приходит в цирк, влюбляется в акробатку и сам становится артистом. Посмотреть на мощь и силу Поддубного собираются зрители, в числе которых оказываются и высокие чиновники, подыскивающие представителя России для международных соревнований. Поддубный превращается в национального героя, но жизнь его полна трагедий. В общем, история для современного массового кино потенциально успешная, что уже успел доказать предыдущий проект «ТРИТЭ» «Легенда № 17» Николая Лебедева. «Поддубный» в режиссерском плане выглядит намного скромнее «Легенды №17», а артист Пореченков, играющий силача, проигрывает красавцу Даниле Козловскому в образе Валерия Харламова. Но кажется, что это мало волнует зрителя. По крайней мере, омская аудитория осталась от картины в восторге и присудила фильму приз зрительских симпатий, что уже можно считать серьезной заявкой на будущий кассовый успех ленты.
Хотя в целом омские зрители достаточно серьезно интересовались всеми фильмами из программы 2-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение». Почти на каждом показе в зале не оставалось свободных мест, большинство зрители досматривали картины до конца и благодарно аплодировали даже не самым сильным картинам. Это внушает надежду, что отечественное кино, а в особенности кино дебютное, вопреки показателям прокатной статистики, все-таки может найти своего зрителя. Кинофестиваль «Движение» - яркое тому подтверждение.
Предлагаем вашему вниманию полный список победителей 2-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение»:
Главный приз – «Без кожи», режиссер Владимир Бек
Приз зрительских симпатий – «Поддубный», режиссер Глеб Орлов
Приз за лучшую режиссуру – Серик Бейсеуов, Сергей Догоров, фильм «Русские гонки»
Приз за лучшую операторскую работу – Ксения Середа, фильм «Без кожи»
Приз за лучшую женскую роль – Карина Андоленко, фильм «Переводчик»
Приз за лучшую мужскую роль – Виталий Хаев, фильм «Переводчик»
Специальное упоминание жюри конкурса полнометражных фильмов – «Выпрямительный вздох», режиссеры Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас, «Белый день», режиссер Михаил Лукачевский
Приз за лучший короткометражный фильм – «Любовь. Любовь. Любовь», режиссер Сандхья Сундарам
Дипломы жюри конкурса короткометражных фильмов – «Свояси», режиссер Денис Колеров, «Проверка», режиссер Гала Суханова
Приз за выдающийся вклад в историю российского кино – композитор Эдуард Артемьев
Приз за достижения в профессии – продюсер Кира Саксаганская
Как отметил председатель жюри нынешнего фестиваля, режиссер Владимир Хотиненко, своим решением судейская коллегия отметила «молодость и новаторство». И действительно, среди всех участников фестиваля именно Владимира Бека наряду с якутским режиссером Михаилом Лукаческим только и можно назвать настоящими дебютантами в кино. Владимир Бек снял свой первый полнометражный фильм «Без кожи» за 30 тысяч рублей. По картине заметно, что Бек – парень, в первую очередь, образованный, отсмотревший немало как классических, так и экспериментальных фильмов. Сюжет картины «Без кожи» оригинальностью, конечно, не поражает: молодые люди – Петр и Лиза – знакомятся при поступлении в театральный университет. Она – столичная жительница, дочь погибшего художника, в одиночестве живущая в его мастерской. Он – приезжий парень, проваливший экзамен в театральный. Юность, первая любовь, первая трагическая потеря, первое расставание, живописные питерские улицы, заваленная монументами таинственная художественная мастерская, музыка Жака Бреля и все то, что многие из нас уже слишком часто видели в кино. Но не отметить смелость молодого режиссера и его умение работать как с оператором – тоже выпускницей ВГИКа Ксенией Середой, так и с молодыми, красивыми актерами, жюри не смогло.
Другой дебютант – якутский режиссер Михаил Лукачевский – за свои старания над психологической драмой «Белый день» был удостоен диплома и специального упоминания жюри «за уникальный опыт рождения национального кино в XXI веке». «Белый день» рассказывает историю о случайно застрявшей на заснеженной якутской дороге машине с семьей (парой среднего возраста и грудным ребенком), студенткой и старшеклассником. Водитель, предложивший довести всю эту компания до ближайшей деревни, оказывается алкоголиком и психопатом. Но это, кажется, мало смущает всю компанию, которая не только не пытается найти способ выхода из этой ситуации, но и полностью подчиняется командам своего неуравновешенного водителя. Режиссер при этом периодически показывает семью одного из пассажиров, которую, кажется, совершенно не волнует, почему их сын-старшеклассник добирается до дома уже почти сутки и не выходит на связь. В общем, якутская картина оказалась более чем странным зрелищем, где вполне классические психологические приемы кино щедро и не всегда обоснованно смешиваются с народными якутскими приметами, поверьями и легендами. Качество картины, конечно, оставляет желать лучшего, но то, что кинематограф развивается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в далекой Республике Саха, уважение, безусловно, заслуживает.
Второй блок фильмов основного полнометражного конкурса – кино документальное. Таких фильмов было два, причем оба представляли кинематограф совершенно разного качества. Первый фильм – «Русские гонки» Серика Бейсеуова и Сергея Дорогова – документалистика высокого качества, достойная участия не только в фестивалях дебютов, но и на конкурсах уже опытных кинематографистов. Спродюсировала картину, рассказывающую о проходящих на Камчатке гонках на собачьих упряжках, Юлия Мишкенене, сделавшая с Бейсеуовым и Дороговым несколько корпоративных фильмов. Режиссеры картины, что видно по качеству изображения, люди опытные и наблюдательные. Взятая за сюжет история с гонками на собачьих упряжках, конечно, лишь обрамляет портрет людей далекой заснеженной России, где подобные мероприятия – единственное громкое событие года. Бейсеуову и Дорогову удалось достаточно лаконично показать в своей картине и социальные проблемы далекого края, и их нелегкий быт, и нравы. Как результат – приз за лучшую режиссуру.
Перед создателями другого конкурсного документального фильма «Выпрямительный вздох» - режиссерами Никитой Тихоновым-Рау и Ольгой Арлаускас – задача стояла приблизительно такая же. Они поехали с экспедицией на Дальний Восток и попытались там заснять не только красоту природы, но и портреты живущих на столь дальней территории людей. Но это катастрофически не получилось. Фильм представляет собой череду, кажется, совершенно случайно смонтированных кадров любительской съемки, и не более того. Материал, из которого можно было бы сделать достойное высказывание о проблемах Дальнего Востока и судьбах конкретных людей, в исполнении Тихонова-Рау и Арлаускас получился на удивление неживым. Что, впрочем, не помешало им получить на фестивале специальное упоминание жюри «за оптимистическое высказывание о достоинстве русского человека». Что интересно, эта не отличающаяся высоким качеством документальная работа была сделана при поддержке Министерства культуры РФ, в то время, как «Русские гонки» были сделаны без участия государства.
Третий блок конкурсных картин – от режиссеров уже достаточно известных в киноиндустрии. В первую очередь, это, конечно «сериальный дебют» Андрея Прошкина «Переводчик». Этот 4-х серийный телефильм Прошкин снимал со своим оператором Юрием Райским, и уже этот дуэт не вызывает сомнений в качестве картины. Действие сериала происходит во время Великой Отечественной войны. Главный герой – школьный учитель химии, прозванный своими учениками «Чарли» за сходство со знаменитым Чарли Чаплиным. Чарли не только знает химию, но и достаточно хорошо владеет немецким языком. Когда город захватывают немцы, они заставляют Чарли работать их переводчиком, что, конечно, вызывает неодобрение бывших учеников и соседей учителя химии. Роль Чарли сыграл Виталий Хаев, который в сериале Прошкина раскрылся в новом актерском амплуа. Это было отмечено жюри фестиваля: Хаев был удостоен награды за лучшую мужскую роль, а Карина Андоленко, сыгравшая в сериале жену переводчика, - приза за исполнение лучшей женской роли.
Другая – тоже отчасти сериальная история – «Аптекарь» режиссера Александра Баршака. Для Баршака – это второй полнометражный опыт работы в кино, но «Аптекарь», в отличие от предыдущей работы режиссера фильма «12 месяцев» - это сокращенная версия телесериала, что, конечно, отразилось на качестве фильма. Занимательная фантасмагория по мотивам одноименного романа Владимира Орлова рассказывает о 80-х годах прошлого века. Четверо друзей, скинувшись на бутылку водки, вместо алкогольного напитка получают фею-берегиню (Светлана Ходченкова), готовую исполнить любые желания. Жизнь друзей после этого коренным образом меняется, да и страна тоже стоит на пороге перемен. Видно, что в сериале возможен и социальный, и политический контекст, но сокращенная версия, представленная на фестивале, представляет лишь краткий пересказ всей этой небезынтересной истории, а соответственно, некоторые сюжетные линии в нем просто «провисают». Впрочем, это не помешало жюри присудить Александру Баршаку, выступившему не только режиссером, но и автором сценария, приз за лучший сценарий.
Завершающим конкурсный показ фильмом был давний проект студий «ТРИТЭ» и «Красная стрела» «Поддубный» режиссера Глеба Орлова. Орлов тоже в отечественной киноиндустрии человек, не сказать, что новый. Да и бюджет картины, созданной при поддержке Фонда кино, явно не сопоставим с бюджетом ленты Владимира Бека. «Поддубный» рассказывает историю легендарного борца конца XIX-начала XX века Ивана Поддубного. Запорожский казак, работавший простым грузчиком в морпорту, однажды приходит в цирк, влюбляется в акробатку и сам становится артистом. Посмотреть на мощь и силу Поддубного собираются зрители, в числе которых оказываются и высокие чиновники, подыскивающие представителя России для международных соревнований. Поддубный превращается в национального героя, но жизнь его полна трагедий. В общем, история для современного массового кино потенциально успешная, что уже успел доказать предыдущий проект «ТРИТЭ» «Легенда № 17» Николая Лебедева. «Поддубный» в режиссерском плане выглядит намного скромнее «Легенды №17», а артист Пореченков, играющий силача, проигрывает красавцу Даниле Козловскому в образе Валерия Харламова. Но кажется, что это мало волнует зрителя. По крайней мере, омская аудитория осталась от картины в восторге и присудила фильму приз зрительских симпатий, что уже можно считать серьезной заявкой на будущий кассовый успех ленты.
Хотя в целом омские зрители достаточно серьезно интересовались всеми фильмами из программы 2-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение». Почти на каждом показе в зале не оставалось свободных мест, большинство зрители досматривали картины до конца и благодарно аплодировали даже не самым сильным картинам. Это внушает надежду, что отечественное кино, а в особенности кино дебютное, вопреки показателям прокатной статистики, все-таки может найти своего зрителя. Кинофестиваль «Движение» - яркое тому подтверждение.
Предлагаем вашему вниманию полный список победителей 2-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение»:
Главный приз – «Без кожи», режиссер Владимир Бек
Приз зрительских симпатий – «Поддубный», режиссер Глеб Орлов
Приз за лучшую режиссуру – Серик Бейсеуов, Сергей Догоров, фильм «Русские гонки»
Приз за лучшую операторскую работу – Ксения Середа, фильм «Без кожи»
Приз за лучшую женскую роль – Карина Андоленко, фильм «Переводчик»
Приз за лучшую мужскую роль – Виталий Хаев, фильм «Переводчик»
Специальное упоминание жюри конкурса полнометражных фильмов – «Выпрямительный вздох», режиссеры Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас, «Белый день», режиссер Михаил Лукачевский
Приз за лучший короткометражный фильм – «Любовь. Любовь. Любовь», режиссер Сандхья Сундарам
Дипломы жюри конкурса короткометражных фильмов – «Свояси», режиссер Денис Колеров, «Проверка», режиссер Гала Суханова
Приз за выдающийся вклад в историю российского кино – композитор Эдуард Артемьев
Приз за достижения в профессии – продюсер Кира Саксаганская
Другие статьи по теме Национальный кинофестиваль дебютов «Движение»
09.07.2019
Судьба VII фестиваля дебютов Движение неизвестна
01.10.2018
Фестиваль дебютов «Движение» вручил Гран-при фильму «Сулейман гора»
01.10.2018
Фильм «Своя республика» получил награду за лучшую режиссуру на фестивале «Движение»
26.04.2018
«Движение» 2018 принимает в конкурс дебютные работы молодых кинематографистов
06.12.2017
Кинофестиваль «Движение» переехал с апреля на сентябрь
Реклама