26 марта 2014 13:33
19 фестиваль анимационного кино в Суздале: Методом проб и ошибок
Главный отечественный фестиваль анимации (19-24 марта 2014 года) прошел как никогда мощно, ярко и масштабно. Просмотры анимации дополнились обилием разнообразных деловых и неформальных мероприятий. В насыщенной конкурсной программе были представлены фильмы на любой вкус. Примечательно, что решение жюри разошлось с мнением профессионалов, да и с предпочтениями простых зрителей, которые голосовали за лучший фильм в рамках акции «Открытая премьера», проходившей одновременно в семи городах России и Беларуси.
С каждым годом фестиваль растет и расширяется. XIX Открытый российский фестиваль анимационного кино, прошедший с 19 по 24 марта 2014 года, побил множество рекордов. Конкурсные показы новых мультфильмов прошли не только в Суздале, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Новосибирске, Оренбурге, Челябинске и Могилеве (Беларусь). Жители этих городов смотрели фильмы в рамках акции «Открытая премьера» и выбирали своего победителя. Для широкой публики фестиваль продлится целый год: показы «Большого Суздаля» – эха фестиваля – пройдут почти на 200 площадках более сотни городов нашей страны.
В пятый раз состоялся насыщенный международный конгресс, во второй раз – питчинг, переименованный в этом году в конкурс проектов. В преддверии фестиваля состоялся интернет-конкурс любительской анимации «БезГраницФест», предоставивший шанс талантливым самородкам заявить о себе в профессиональной среде. Разнообразные внеконкурсные показы включали ретроспективы зарубежного и отечественного анимационного кино, документальные фильмы об аниматорах, показы молодежных проектов канала 2x2, Творческого объединения «420», студии «Д3 Медиа» и демонстрацию новых казахских мультфильмов в рамках форума анимационного кино стран СНГ, Балтии и Грузии. Отдельным событием стал показ программы бельгийской анимации из коллекции Международного фестиваля «АНИМА» в Брюсселе. Специальным гостем смотра стал Мартин Гао, представивший студию «JIANG TOON ANIMATION» и показавший новые китайские мультфильмы.
Впервые смотр посетил Министр культуры РФ Владимир Мединский: он осмотрел креативно оформленное фойе Турцентра «Суздаль», заглянул на мастер-класс по кукольной анимации, обратил внимание на бурно кипящую фестивальную жизнь, полистал каталог и, главное, провел конструктивную встречу с представителями анимационной отрасли. Хочется верить, что в ближайшее время произойдут позитивные сдвиги в решении хотя бы части проблем, озвученных представителями анимационного сообщества.
Как бы там ни было, центральным событием каждого фестиваля является кино: конкурсные показы в Суздале традиционного знакомят публику с лучшими фильмами, созданными за прошедший год. На этом смотре было решено возродить программу «Внеконкурс», в рамках которой были показаны два десятка мультфильмов, претендовавших на участие в конкурсе, но немного не дотянувших до высокого уровня основной программы.
Нынешний фестиваль продемонстрировал уверенные сдвиги нескольких студий в сторону повышения качества своей продукции. Многие как будто перестали позволять себе откровенную халтуру и постарались сделать хорошее кино. Отказываясь от спорных экспериментов, продюсеры стали осмотрительнее подбирать проекты, сюжеты, режиссеров. Например, студия «Мастер-фильм» после экспериментов, вызывавших много вопросов представила пусть и не шедевры, но добротно сделанные позитивные картины: детскую историю про совместный досуг бабушки и внука «Важнее не бывает» Анны Мальгиновой; волшебную сказку «Где начинается радуга» Оксаны Ляшенко о чудесной девочке, исполняющей желания; автобиографичную фантазию Полины и Елизаветы Манохиных «Лариса умеет летать».
Отрадно отметить, что появилось значительное число достойных родительского внимания детских мультфильмов. Методом проб и ошибок киностудия «Союзмультфильм» после откровенно неудачных попыток возрождения «Веселой карусели» представила нестыдные и добросовестно сделанные работы: кукольную сказку «Привередливая мышка» (режиссер Сергей Струсовский) и городскую историю о маленьком любителе животных «Вот был бы большим» (режиссер Павел Носырев). На «Пилоте» продолжается выход новых серий знаменитой «Горы самоцветов», на «Пчеле» – эпизодов альманаха «Зеленое яблоко». «Кристмас Филмз» представила новые, очень неплохие сериалы: «Веселые биографии» и «Приключения "Котобоя"». Школа-студия «ШАР» запустила познавательно-развлекательный сериал «Ин и Яна».
В прошлые годы конкурс сериалов являл собой полную безнадегу, но постепенно все больше опытных профессионалов подключается к работе в этом актуальном формате. Как следствие появляются «Пластилиновая азбука» Сергея Меринова (проект, остро востребованный малышами и их родителями); более изысканные, но менее внятные «Буквальные истории»; хороший «Паровозик Тишка», премьера которого в рамках «Спокойной ночи, малыши!» состоялась еще в январе 2013; оригинальный и милый авторский сериал «Королевство М» Натальи Мирзоян; амбициозный проект с серьезными миротворческими и просветительскими задачами «Ин и Яна» Антона Дьякова и др.
Заметны позитивные сдвиги и в «утилитарном творчестве». Конкурс прикладной анимации однажды даже был признан несостоявшимся: в 2011 году Сергею Меринову, представившему профессиональный музыкальный клип «Шла Саша по шоссе», просто не с кем было соперничать, и приз решили не вручать вовсе. Сейчас этот конкурс демонстрирует разнообразие техник, сюжетов, возможностей для коммерческого использования искусства анимации. Рекламные ролики, заставки, социальные и просветительские фильмы, музыкальные клипы – это не «халтурка» аниматоров в «свободное от искусства время», но плоды добросовестного труда, произведения, созданные с любовью.
Конкурс студенческих работ традиционно остается самым интригующим на фестивале. XIX Открытый российский фестиваль анимационного кино продемонстрировал прорыв ВГИК – старейшей киношколы мира, где анимационное обучение в этом году отмечает 90-летний юбилей. ВГИКовские фильмы всегда отличались высоким художественным уровнем, но в последние годы часто страдали от проблем с драматургией и болели сумбурностью. Первым признаком преодоления небольшого кризиса стало появление значительного числа очень разных и при этом качественных картин.
Рустам Корнаушкин под влиянием гэговых сериалов сделал компьютерный 3D мультфильм «Сюрприз»; Мария Снеткова – нежный и эмоциональный фильм о борьбе зверя со стихией «Койот и ветер»; художница по образованию Варя Яковлева – поучительную сказку для детей о похождениях алчных викингов «Маленькая история большого пирата»; ученица Алексея Демина Елена Гутман – поэтическо-музыкальную зарисовку «Облако и штаны»; Кирилл Муравьев – философский и, вместе с тем, простой и внятный фильм «Игра»; Александр Павликов – милую зарисовку в технике стоп-моушн о робкой любви ботаника к красавице «Чай Наполеону»; Александра Ломизе – поэтичный фильм «Пароход», нарисованный углем на обычной офисной бумаге; Алена Куликова – странную сказку о часовщике и механических человечках «Внутри»; Вика Привалова – смелую по содержанию и воплощению пародию «Как Гоголь «Нос» написал»; Кирилл Блюменкранц – лихой неовестерн «Дороги, которые мы выбираем» и т.д. Поражает не только разнообразие тем и техник, избираемых студентами, но и высокий уровень реализации поставленных задач: очевидно, что если не всё, то очень многое из задуманного начинающим режиссерам удается.
На фоне ВГИКовского десанта, совершающего мощную высадку на плацдарм российской анимации, чуть блекнут успехи ведущей на протяжении нескольких предшествующих лет школы-студии «ШАР». Тем не менее, позитивное впечатление производит сатирический памфлет «Несуразь» (режиссер Анна Романова) о страшно уставшей от надоедливого окружения черепахе и лаконичное, острое высказывание о противостоянии индивидуальности обществу «Шляпная теория» (режиссер Ася Стрельбицкая), но ими студенческие фильмы «ШАРа» в конкурсе фестиваля и исчерпываются. Школа-студия «ШАР» сейчас выпускает не только студенческие фильмы: в программе дебютов была представлена лихая, ритмичная и выразительная «Банка» (режиссер Татьяна Киселева), удостоенная награды за лучший мультипликат; комедийная притча «Волк и баран» Натальи Гребенкиной; история необычной любви «Пингвиниум мобиле» Елены Нестеровой, лаконичная драма из жизни аквариумной рыбки «Нана, нани, нао» Константина Бриллиантова. В конкурсе сериалов от «ШАРа» представлен уже известный профессионалам сериал «Буквальные истории» по книге Бориса Клюева, а также новый сериал «Ин и Яна»; в конкурсе короткометражек – новые работы признанных мастеров: «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера и «Брут» Светланы Филипповой. Эти фильмы в итоге поделили второе и третье место профессионального рейтинга. Лучшим фильмом по мнению анимационного сообщества, кстати, стал «Мой личный лось» выпускника Школы-студии «ШАР» Леонида Шмелькова, ставшего, таким образом, президентом юбилейного XX Открытого российского фестиваля анимационного кино.
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, одно время уверенно конкурировавший со ВГИКом и «ШАРом», в ближайшие годы, вероятно, вообще не будет представлен на фестивале: режиссеры анимационного кино перестали нарождаться в стенах этого ВУЗа как закономерное следствие увольнения ведущих мастеров. Последними отголосками былых успехов стали экспрессивный клип «Trial by fire» Дарьи Корнеевой, лиричная история любви бездомной кошки к каменному льву «Дыхание камня» Людмилы Лейсблус и философская история о серости повседневной жизни «Лук и капуста» Дмитрия Данилова.
Авторская анимация на фоне подъема детской мультипликации, прикладных фильмов и студенческих работ ВГИК выглядит забуксовавшей. Возможно, это связано с обновлением кадров, отмеченным многими участниками и гостями смотра: в анимацию пришло много молодых и начинающих авторов, смело осваивающих пока еще новое для них искусство. Пробы, эксперименты и отсутствие опыта иногда приводят к неудачам, невыгодно портящим общее впечатление от созданных творений.
Василий Чирков в своей работе «Другие берега» сам как будто запутался в системе образов и персонажей: то он начинает рассказывать историю о потерянной собаке, то переключается на возникающие воспоминания и ассоциации, затапливая монохромные образы героев в тумане. Вадим Оборвалов, погружая нас в свое «Белосинее безмолвие», дополняет статичные, хоть и выразительные визуальные образы, ровным закадровым голосом, часто дублирующим картинку. Андрей Золотухин, интерпретируя рассказ Федора Достоевского «Бобок», прибегает к неоправданному извращению содержания первоисточника, далекой от подлинной анимации визуальной форме, злоупотребляя ротоскопией. Не справляется с заявленной темой и выбранным литературным материалом Михаил Сафронов, пытающийся по-своему представить жизнь и творчество Хармса в фильме «За окно. Рассказы из жизни Хармса». Филипп Ярин создал очень талантливое, но весьма затуманенное воплощение странной сказки о человеке-олене «Нюк»… Такие картины, к сожалению, становятся фильмами «не для кого», ибо для ценителей глубоких, многослойных, талантливых и мастерски сделанных произведений искусства они не представляют достаточной ценности, а простым зрителям, жаждущим внятно рассказанных историй, они просто непонятны. Возможно, этим объясняется решение жюри не вручать Гран-При. Как отметили многие завсегдатаи фестиваля, в этом году в конкурсе не было фильмов-откровений, безусловных лидеров, шедевров, сразу завоевавших своих ярых поклонников. Зато не было и откровенных провалов, за которые было бы стыдно перед широкой публикой.
Жюри авторской анимации в составе композитора Алексея Рыбникова, режиссера анимационного кино Алексея Алексеева, режиссера, сценариста, аниматора Ирины Кодюковой, художника-постановщика Аркадия Мелик-Саркисяна под председательством режиссера игрового кино Вадима Абдрашитова проявило самостоятельность и продемонстрировало свободу от возможного манипулирования: решение не совпало с профессиональным рейтингом. Предоставление жюри полной свободы в принятии решения и уважение альтернативного мнения делает честь фестивалю. Замысловатому дебюту «Другие берега» (13 место рейтинга) от жюри достался и приз за лучшую режиссуру, и награда за лучший дебют.
За лучшее изобразительное решение была поощрена лаконичная графическая зарисовка «Toro Danza», выполненная ВГИКовкой Валентиной Урм под влиянием образов Пикассо. Лучшим студенческим фильмом заслуженно был признан «Фокус» – работа Марии Матусевич, ученицы Михаила Тумели из Белорусской государственной академии искусств, обладательницы приза за лучший мультфильм 33 Международного фестиваля ВГИК. В то же время блестящая дебютная работа Александры Лукиной «Смелая мама» удостоилась всего лишь диплома, хотя была достойна приза в своей категории. Вообще, список призеров вызвал много вопросов у представителей анимационного сообщества и никого не оставил равнодушным. Видимо, пытаясь компенсировать дисбаланс и желая поощрить как можно больше достойных работ, жюри оказалось щедрым на дипломы.
Утешением для авторов, оставшихся без внимания жюри, послужили внерегламентные награды. Сериал «Алиса знает, что делать!» удостоился приза Reed MIDEM как «анимационный сериал с наибольшим международным потенциалом»: он будет представлен в Каннах (Франция) осенью 2014 в рамках крупнейших международных выставок кино-, тв и цифрового контента MIPCOM и MIPJunior.
Не совсем справедливо остались без наград жюри тонкие, содержательные, высокохудожественные работы, которые оценили критики и коллеги по анимационному цеху. Экспрессивная любовная драма, оттененная легкой иронией, «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера получила Приз гильдии киноведов и кинокритиков «Слон», а горькая драма «Брут» (режиссер Светлана Филиппова) по мотивам одноименного рассказа Л. Ашкенази – Приз имени Александра Татарского.
Отличное от решения жюри и позиции профессионального сообщества мнение представили простые зрители семи городов России и Беларуси, голосовавшие за лучший фильм в рамках акции «Открытая премьера». Противоположность мнений профессионалов и публики объясняется разнообразием представленных фильмов, которые условно можно разделить на две группы. Одни – восхищают мыслителей, эстетов, профессионалов и искушенную публику, другие – радуют простых зрителей, которых, простите, намного больше.
Столь разные фильмы не могут противопоставляться друг другу, не должны помещаться в прокрустово ложе какой либо универсальной системы эстетических и этических координат или единое конкурентное пространство. Более того, произведения этих двух несводимых друг к другу страт вообще сравнивать некорректно - они просто совершенно разные по своему генезису, техникам, драматургическим приемам и целевой аудитории. Кино и должно быть разным: простым и сложным, черно-белым и цветным, коротким и длинным, повествовательным и иносказательным, ориентированным на детей и предназначенным зрелым зрителям… Главное, чтобы оно было профессионально, грамотно, качественно сделано – для того, собственно, и существуют классические рецепты и секреты ремесла.
Критики, в силу своей ангажированности, часто защищают перед публикой и чиновниками глубокомысленное, сложное, артхаусное кино, которое тем непонятно и чуждо. Нонсенс, но защита авторского кино часто сводится к нападкам на зрительскую анимацию, как будто эти два вектора развития взаимоисключают друг друга, хотя на деле это лишь части единого пространства анимационного искусства.
Ярким примером может служить полярное отношение к высококлассно выполненному на возрождающемся «Союзмультфильме» кукольному фильму для детей «Привередливая мышка» Сергея Струсовского. Фильм отличает изобретательная операторская работа, тонкое и выразительное движение персонажей (аниматоры брали консультации у хореографов), внятный сюжет, симпатичные герои. Неслучайно «Привередливая мышка» получила очень значимый приз от телеканала «Карусель», свидетельствующий о его потенциальной востребованности у многомиллионной аудитории канала. Однако, многие отказывают этому милому мультику чуть ли не в праве на существование, обвиняют в отсталости от запада (хотя Струсовский ни за каким западом, задрав штаны, бежать и не думает, а следует отечественной традиции, ориентируясь на опыт И. Иванова-Вано). Примером может служить и «Пастуший рожок» Алексея Почивалова, ловко поместившего русскую народную сказку в пространство кантри-мюзикла. «Пастуший рожок» - новая серия цикла «Гора самоцветов», в итоге ставшая лидером зрительского голосования по итогам акции «Открытая премьера», клеймится ведущими критиками как «попсовое» кино.
Мнение критиков, высоких жюри, простых зрителей рассудить может только время. Однако представляется, что тенденции ближайшего будущего уже намечаются. Авторское и артхаусное кино никуда не денется, покуда есть люди, способные его создавать. Миф о его «запрещении», «цензуре», «лишении финансирования» живет лишь в коллективном сознании массового интернет-либерала. Реалии же состоят в том, что медленно и болезненно происходящий ренессанс высокой культуры, пребывавшей в глубочайшем гетто последние три десятилетия, неизбежно затронет и анимационную отрасль. Неслучайно Премию Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества получил Эдуард Назаров. 25 марта 2014 года на торжественной церемонии Президент отметил в своей речи, что фильмы Назарова «проповедуют добро и радость, оптимизм и юмор и, что немаловажно, ясную, понятную детям мудрость». Наверное, это именно то, чего все еще ждут от волшебного искусства анимации миллионы больших и маленьких зрителей, так и не распробовавших до конца «вкуса современности», ведь русский человек по природе своей очень консервативен и плохо переживает прививку постмодерна. Сам Эдуард Васильевич, благодаря Президента за награду, сказал: «Наши экраны заполнены японской и американской ерундой, прямо скажу. Ерундой, которая, разлагает подрастающее поколение, потому что эти фильмы, противоречат нашей культуре и нашим традициям». Давайте поверим мэтру. Возвращение к отечественным традициям и есть сверхзадача, которую перед деятелями культуры ставит время. Это ничуть не ущемляет достоинства «актуальных художников» – у всех цели и мотивы разные, но именно в видовом разнообразии кроется ключ к выживанию сверхсложной системы, которую по старинке называют культурой.
Суздальский фестиваль в преддверии юбилея
С каждым годом фестиваль растет и расширяется. XIX Открытый российский фестиваль анимационного кино, прошедший с 19 по 24 марта 2014 года, побил множество рекордов. Конкурсные показы новых мультфильмов прошли не только в Суздале, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Новосибирске, Оренбурге, Челябинске и Могилеве (Беларусь). Жители этих городов смотрели фильмы в рамках акции «Открытая премьера» и выбирали своего победителя. Для широкой публики фестиваль продлится целый год: показы «Большого Суздаля» – эха фестиваля – пройдут почти на 200 площадках более сотни городов нашей страны.
В пятый раз состоялся насыщенный международный конгресс, во второй раз – питчинг, переименованный в этом году в конкурс проектов. В преддверии фестиваля состоялся интернет-конкурс любительской анимации «БезГраницФест», предоставивший шанс талантливым самородкам заявить о себе в профессиональной среде. Разнообразные внеконкурсные показы включали ретроспективы зарубежного и отечественного анимационного кино, документальные фильмы об аниматорах, показы молодежных проектов канала 2x2, Творческого объединения «420», студии «Д3 Медиа» и демонстрацию новых казахских мультфильмов в рамках форума анимационного кино стран СНГ, Балтии и Грузии. Отдельным событием стал показ программы бельгийской анимации из коллекции Международного фестиваля «АНИМА» в Брюсселе. Специальным гостем смотра стал Мартин Гао, представивший студию «JIANG TOON ANIMATION» и показавший новые китайские мультфильмы.
Впервые смотр посетил Министр культуры РФ Владимир Мединский: он осмотрел креативно оформленное фойе Турцентра «Суздаль», заглянул на мастер-класс по кукольной анимации, обратил внимание на бурно кипящую фестивальную жизнь, полистал каталог и, главное, провел конструктивную встречу с представителями анимационной отрасли. Хочется верить, что в ближайшее время произойдут позитивные сдвиги в решении хотя бы части проблем, озвученных представителями анимационного сообщества.
Про кино и не только…
Как бы там ни было, центральным событием каждого фестиваля является кино: конкурсные показы в Суздале традиционного знакомят публику с лучшими фильмами, созданными за прошедший год. На этом смотре было решено возродить программу «Внеконкурс», в рамках которой были показаны два десятка мультфильмов, претендовавших на участие в конкурсе, но немного не дотянувших до высокого уровня основной программы.
Нынешний фестиваль продемонстрировал уверенные сдвиги нескольких студий в сторону повышения качества своей продукции. Многие как будто перестали позволять себе откровенную халтуру и постарались сделать хорошее кино. Отказываясь от спорных экспериментов, продюсеры стали осмотрительнее подбирать проекты, сюжеты, режиссеров. Например, студия «Мастер-фильм» после экспериментов, вызывавших много вопросов представила пусть и не шедевры, но добротно сделанные позитивные картины: детскую историю про совместный досуг бабушки и внука «Важнее не бывает» Анны Мальгиновой; волшебную сказку «Где начинается радуга» Оксаны Ляшенко о чудесной девочке, исполняющей желания; автобиографичную фантазию Полины и Елизаветы Манохиных «Лариса умеет летать».
Отрадно отметить, что появилось значительное число достойных родительского внимания детских мультфильмов. Методом проб и ошибок киностудия «Союзмультфильм» после откровенно неудачных попыток возрождения «Веселой карусели» представила нестыдные и добросовестно сделанные работы: кукольную сказку «Привередливая мышка» (режиссер Сергей Струсовский) и городскую историю о маленьком любителе животных «Вот был бы большим» (режиссер Павел Носырев). На «Пилоте» продолжается выход новых серий знаменитой «Горы самоцветов», на «Пчеле» – эпизодов альманаха «Зеленое яблоко». «Кристмас Филмз» представила новые, очень неплохие сериалы: «Веселые биографии» и «Приключения "Котобоя"». Школа-студия «ШАР» запустила познавательно-развлекательный сериал «Ин и Яна».
В прошлые годы конкурс сериалов являл собой полную безнадегу, но постепенно все больше опытных профессионалов подключается к работе в этом актуальном формате. Как следствие появляются «Пластилиновая азбука» Сергея Меринова (проект, остро востребованный малышами и их родителями); более изысканные, но менее внятные «Буквальные истории»; хороший «Паровозик Тишка», премьера которого в рамках «Спокойной ночи, малыши!» состоялась еще в январе 2013; оригинальный и милый авторский сериал «Королевство М» Натальи Мирзоян; амбициозный проект с серьезными миротворческими и просветительскими задачами «Ин и Яна» Антона Дьякова и др.
Заметны позитивные сдвиги и в «утилитарном творчестве». Конкурс прикладной анимации однажды даже был признан несостоявшимся: в 2011 году Сергею Меринову, представившему профессиональный музыкальный клип «Шла Саша по шоссе», просто не с кем было соперничать, и приз решили не вручать вовсе. Сейчас этот конкурс демонстрирует разнообразие техник, сюжетов, возможностей для коммерческого использования искусства анимации. Рекламные ролики, заставки, социальные и просветительские фильмы, музыкальные клипы – это не «халтурка» аниматоров в «свободное от искусства время», но плоды добросовестного труда, произведения, созданные с любовью.
Конкурс студенческих работ традиционно остается самым интригующим на фестивале. XIX Открытый российский фестиваль анимационного кино продемонстрировал прорыв ВГИК – старейшей киношколы мира, где анимационное обучение в этом году отмечает 90-летний юбилей. ВГИКовские фильмы всегда отличались высоким художественным уровнем, но в последние годы часто страдали от проблем с драматургией и болели сумбурностью. Первым признаком преодоления небольшого кризиса стало появление значительного числа очень разных и при этом качественных картин.
Рустам Корнаушкин под влиянием гэговых сериалов сделал компьютерный 3D мультфильм «Сюрприз»; Мария Снеткова – нежный и эмоциональный фильм о борьбе зверя со стихией «Койот и ветер»; художница по образованию Варя Яковлева – поучительную сказку для детей о похождениях алчных викингов «Маленькая история большого пирата»; ученица Алексея Демина Елена Гутман – поэтическо-музыкальную зарисовку «Облако и штаны»; Кирилл Муравьев – философский и, вместе с тем, простой и внятный фильм «Игра»; Александр Павликов – милую зарисовку в технике стоп-моушн о робкой любви ботаника к красавице «Чай Наполеону»; Александра Ломизе – поэтичный фильм «Пароход», нарисованный углем на обычной офисной бумаге; Алена Куликова – странную сказку о часовщике и механических человечках «Внутри»; Вика Привалова – смелую по содержанию и воплощению пародию «Как Гоголь «Нос» написал»; Кирилл Блюменкранц – лихой неовестерн «Дороги, которые мы выбираем» и т.д. Поражает не только разнообразие тем и техник, избираемых студентами, но и высокий уровень реализации поставленных задач: очевидно, что если не всё, то очень многое из задуманного начинающим режиссерам удается.
На фоне ВГИКовского десанта, совершающего мощную высадку на плацдарм российской анимации, чуть блекнут успехи ведущей на протяжении нескольких предшествующих лет школы-студии «ШАР». Тем не менее, позитивное впечатление производит сатирический памфлет «Несуразь» (режиссер Анна Романова) о страшно уставшей от надоедливого окружения черепахе и лаконичное, острое высказывание о противостоянии индивидуальности обществу «Шляпная теория» (режиссер Ася Стрельбицкая), но ими студенческие фильмы «ШАРа» в конкурсе фестиваля и исчерпываются. Школа-студия «ШАР» сейчас выпускает не только студенческие фильмы: в программе дебютов была представлена лихая, ритмичная и выразительная «Банка» (режиссер Татьяна Киселева), удостоенная награды за лучший мультипликат; комедийная притча «Волк и баран» Натальи Гребенкиной; история необычной любви «Пингвиниум мобиле» Елены Нестеровой, лаконичная драма из жизни аквариумной рыбки «Нана, нани, нао» Константина Бриллиантова. В конкурсе сериалов от «ШАРа» представлен уже известный профессионалам сериал «Буквальные истории» по книге Бориса Клюева, а также новый сериал «Ин и Яна»; в конкурсе короткометражек – новые работы признанных мастеров: «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера и «Брут» Светланы Филипповой. Эти фильмы в итоге поделили второе и третье место профессионального рейтинга. Лучшим фильмом по мнению анимационного сообщества, кстати, стал «Мой личный лось» выпускника Школы-студии «ШАР» Леонида Шмелькова, ставшего, таким образом, президентом юбилейного XX Открытого российского фестиваля анимационного кино.
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, одно время уверенно конкурировавший со ВГИКом и «ШАРом», в ближайшие годы, вероятно, вообще не будет представлен на фестивале: режиссеры анимационного кино перестали нарождаться в стенах этого ВУЗа как закономерное следствие увольнения ведущих мастеров. Последними отголосками былых успехов стали экспрессивный клип «Trial by fire» Дарьи Корнеевой, лиричная история любви бездомной кошки к каменному льву «Дыхание камня» Людмилы Лейсблус и философская история о серости повседневной жизни «Лук и капуста» Дмитрия Данилова.
Авторская анимация на фоне подъема детской мультипликации, прикладных фильмов и студенческих работ ВГИК выглядит забуксовавшей. Возможно, это связано с обновлением кадров, отмеченным многими участниками и гостями смотра: в анимацию пришло много молодых и начинающих авторов, смело осваивающих пока еще новое для них искусство. Пробы, эксперименты и отсутствие опыта иногда приводят к неудачам, невыгодно портящим общее впечатление от созданных творений.
Василий Чирков в своей работе «Другие берега» сам как будто запутался в системе образов и персонажей: то он начинает рассказывать историю о потерянной собаке, то переключается на возникающие воспоминания и ассоциации, затапливая монохромные образы героев в тумане. Вадим Оборвалов, погружая нас в свое «Белосинее безмолвие», дополняет статичные, хоть и выразительные визуальные образы, ровным закадровым голосом, часто дублирующим картинку. Андрей Золотухин, интерпретируя рассказ Федора Достоевского «Бобок», прибегает к неоправданному извращению содержания первоисточника, далекой от подлинной анимации визуальной форме, злоупотребляя ротоскопией. Не справляется с заявленной темой и выбранным литературным материалом Михаил Сафронов, пытающийся по-своему представить жизнь и творчество Хармса в фильме «За окно. Рассказы из жизни Хармса». Филипп Ярин создал очень талантливое, но весьма затуманенное воплощение странной сказки о человеке-олене «Нюк»… Такие картины, к сожалению, становятся фильмами «не для кого», ибо для ценителей глубоких, многослойных, талантливых и мастерски сделанных произведений искусства они не представляют достаточной ценности, а простым зрителям, жаждущим внятно рассказанных историй, они просто непонятны. Возможно, этим объясняется решение жюри не вручать Гран-При. Как отметили многие завсегдатаи фестиваля, в этом году в конкурсе не было фильмов-откровений, безусловных лидеров, шедевров, сразу завоевавших своих ярых поклонников. Зато не было и откровенных провалов, за которые было бы стыдно перед широкой публикой.
Жюри авторской анимации в составе композитора Алексея Рыбникова, режиссера анимационного кино Алексея Алексеева, режиссера, сценариста, аниматора Ирины Кодюковой, художника-постановщика Аркадия Мелик-Саркисяна под председательством режиссера игрового кино Вадима Абдрашитова проявило самостоятельность и продемонстрировало свободу от возможного манипулирования: решение не совпало с профессиональным рейтингом. Предоставление жюри полной свободы в принятии решения и уважение альтернативного мнения делает честь фестивалю. Замысловатому дебюту «Другие берега» (13 место рейтинга) от жюри достался и приз за лучшую режиссуру, и награда за лучший дебют.
За лучшее изобразительное решение была поощрена лаконичная графическая зарисовка «Toro Danza», выполненная ВГИКовкой Валентиной Урм под влиянием образов Пикассо. Лучшим студенческим фильмом заслуженно был признан «Фокус» – работа Марии Матусевич, ученицы Михаила Тумели из Белорусской государственной академии искусств, обладательницы приза за лучший мультфильм 33 Международного фестиваля ВГИК. В то же время блестящая дебютная работа Александры Лукиной «Смелая мама» удостоилась всего лишь диплома, хотя была достойна приза в своей категории. Вообще, список призеров вызвал много вопросов у представителей анимационного сообщества и никого не оставил равнодушным. Видимо, пытаясь компенсировать дисбаланс и желая поощрить как можно больше достойных работ, жюри оказалось щедрым на дипломы.
Утешением для авторов, оставшихся без внимания жюри, послужили внерегламентные награды. Сериал «Алиса знает, что делать!» удостоился приза Reed MIDEM как «анимационный сериал с наибольшим международным потенциалом»: он будет представлен в Каннах (Франция) осенью 2014 в рамках крупнейших международных выставок кино-, тв и цифрового контента MIPCOM и MIPJunior.
Не совсем справедливо остались без наград жюри тонкие, содержательные, высокохудожественные работы, которые оценили критики и коллеги по анимационному цеху. Экспрессивная любовная драма, оттененная легкой иронией, «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера получила Приз гильдии киноведов и кинокритиков «Слон», а горькая драма «Брут» (режиссер Светлана Филиппова) по мотивам одноименного рассказа Л. Ашкенази – Приз имени Александра Татарского.
Отличное от решения жюри и позиции профессионального сообщества мнение представили простые зрители семи городов России и Беларуси, голосовавшие за лучший фильм в рамках акции «Открытая премьера». Противоположность мнений профессионалов и публики объясняется разнообразием представленных фильмов, которые условно можно разделить на две группы. Одни – восхищают мыслителей, эстетов, профессионалов и искушенную публику, другие – радуют простых зрителей, которых, простите, намного больше.
Столь разные фильмы не могут противопоставляться друг другу, не должны помещаться в прокрустово ложе какой либо универсальной системы эстетических и этических координат или единое конкурентное пространство. Более того, произведения этих двух несводимых друг к другу страт вообще сравнивать некорректно - они просто совершенно разные по своему генезису, техникам, драматургическим приемам и целевой аудитории. Кино и должно быть разным: простым и сложным, черно-белым и цветным, коротким и длинным, повествовательным и иносказательным, ориентированным на детей и предназначенным зрелым зрителям… Главное, чтобы оно было профессионально, грамотно, качественно сделано – для того, собственно, и существуют классические рецепты и секреты ремесла.
Критики, в силу своей ангажированности, часто защищают перед публикой и чиновниками глубокомысленное, сложное, артхаусное кино, которое тем непонятно и чуждо. Нонсенс, но защита авторского кино часто сводится к нападкам на зрительскую анимацию, как будто эти два вектора развития взаимоисключают друг друга, хотя на деле это лишь части единого пространства анимационного искусства.
Ярким примером может служить полярное отношение к высококлассно выполненному на возрождающемся «Союзмультфильме» кукольному фильму для детей «Привередливая мышка» Сергея Струсовского. Фильм отличает изобретательная операторская работа, тонкое и выразительное движение персонажей (аниматоры брали консультации у хореографов), внятный сюжет, симпатичные герои. Неслучайно «Привередливая мышка» получила очень значимый приз от телеканала «Карусель», свидетельствующий о его потенциальной востребованности у многомиллионной аудитории канала. Однако, многие отказывают этому милому мультику чуть ли не в праве на существование, обвиняют в отсталости от запада (хотя Струсовский ни за каким западом, задрав штаны, бежать и не думает, а следует отечественной традиции, ориентируясь на опыт И. Иванова-Вано). Примером может служить и «Пастуший рожок» Алексея Почивалова, ловко поместившего русскую народную сказку в пространство кантри-мюзикла. «Пастуший рожок» - новая серия цикла «Гора самоцветов», в итоге ставшая лидером зрительского голосования по итогам акции «Открытая премьера», клеймится ведущими критиками как «попсовое» кино.
Постскриптум
Мнение критиков, высоких жюри, простых зрителей рассудить может только время. Однако представляется, что тенденции ближайшего будущего уже намечаются. Авторское и артхаусное кино никуда не денется, покуда есть люди, способные его создавать. Миф о его «запрещении», «цензуре», «лишении финансирования» живет лишь в коллективном сознании массового интернет-либерала. Реалии же состоят в том, что медленно и болезненно происходящий ренессанс высокой культуры, пребывавшей в глубочайшем гетто последние три десятилетия, неизбежно затронет и анимационную отрасль. Неслучайно Премию Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества получил Эдуард Назаров. 25 марта 2014 года на торжественной церемонии Президент отметил в своей речи, что фильмы Назарова «проповедуют добро и радость, оптимизм и юмор и, что немаловажно, ясную, понятную детям мудрость». Наверное, это именно то, чего все еще ждут от волшебного искусства анимации миллионы больших и маленьких зрителей, так и не распробовавших до конца «вкуса современности», ведь русский человек по природе своей очень консервативен и плохо переживает прививку постмодерна. Сам Эдуард Васильевич, благодаря Президента за награду, сказал: «Наши экраны заполнены японской и американской ерундой, прямо скажу. Ерундой, которая, разлагает подрастающее поколение, потому что эти фильмы, противоречат нашей культуре и нашим традициям». Давайте поверим мэтру. Возвращение к отечественным традициям и есть сверхзадача, которую перед деятелями культуры ставит время. Это ничуть не ущемляет достоинства «актуальных художников» – у всех цели и мотивы разные, но именно в видовом разнообразии кроется ключ к выживанию сверхсложной системы, которую по старинке называют культурой.
Другие статьи по теме Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале
03.04.2024
Анастасия Жакулина: «Моя аудитория – взрослые, которые внутри – дети»
25.03.2024
Проекты школы-студии ШАР победили на фестивале анимационного кино в Суздале
25.03.2024
Победители XXIX российского фестиваля анимационного кино
21.03.2024
В Суздале открылся XXIX фестиваль анимационного кино
20.03.2023
Суздальфест назвал лауреатов
Реклама