Кинофестиваль «Белые столбы»: потери и находки «Госфильмофонда»
С 24 февраля по 1 марта 2014 года на территории «Госфильмофонда» проходил XVIII кинофестиваль архивного кино «Белые столбы». Как отметил новый художественный руководитель смотра Петр Багров – это первый фестиваль, подготовленный и проводимый без Владимира Юрьевича Дмитриева, но это все равно фестиваль Дмитриева. Организаторы постарались сохранить сложившиеся традиции «Белых столбов», заложенные Владимиром Дмитриевым и его соратниками.
Одна из традиционных рубрик фестиваля – «Архивные находки» – стала ключевой темой нынешнего форума. Без этой программы не обошелся ни один из прошедших фестивалей. К слову, архивисты не любят слово «находка», поскольку большинство так называемых «утерянных» фильмов лежат и в конце концов обнаруживаются в киноархивах. Как часто повторяет директор Австрийского музея кино Александр Хорват: «Не бывает архивных находок, бывают плохие каталоги».
Конечно, на фестивале «Белые столбы» показывается не все, чтобы было опознано, найдено и заново открыто за последние годы, и не каждая лента становится событием, но, как уверены организаторы смотра, открытия будут всегда и данная рубрика останется одной из самых интересных на фестивале.
Среди находок, показанных на XVIII фестивале архивного кино, были: фильм «Паломничество любви», снятый Яковом Протазановым в 1922 году в Германии; рядовая комедия второй половины 1920-х на антибюрократическую тематику «Приходите завтра»; один из первых звуковых фильмов Одесской кинофабрики – неуклюжая и, вместе с тем, яркая картина о событиях гражданской войны и интервенции «Белая смерть», короткометражка 1934 года «Дуэль» о двух юношах, влюбленных в одну девушка и много других лент.
Большой интерес зрителей вызвали найденные актерские пробы к известной киносказке «Золушка». Они свидетельствуют, что Янина Жеймо сразу же нашла верную интонацию для воплощения своей героини, а Варвара Мясникова, в итоге исполнившая роль Феи, сначала казалась жеманной и скованной. Пробы актеров Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина на роль Короля демонстрируют разные трактовки образа: в исполнении Юрия Толубеева доминирует бытовизм, а в подаче Константина Адашевского – чрезмерная сказочность. Пробы Надежды Нурм на роль Мачехи – единственные кинокадры знаменитой театральной актрисы, так и не блеснувшей на экране. Пробная Мачеха Фаины Раневской отличается от знакомой нам по фильму: она моложе и кокетливее, томна и даже страстна.
Наряду с находками в программу фестиваля «Белые столбы» постоянно включаются восстановленные картины. С 2011 года ведется работа по восстановлению стереокино – фильмов в формате 3D, с успехом освоенном советскими кинематографистами. К началу нынешнего фестиваля была завершена работа по восстановлению первого игрового полнометражного стереофильма, снятого в 1947 году – «Робинзон Крузо» с Павлом Кадочниковым в главной роли. Эффекты, достигаемые создателями этого стереоскопического аттракциона, и сейчас поражают своей убедительностью и зрелищностью.
Выразительность цветового решения анимационных фильмов «Ивашка и Баба Яга», «Дед Мороз и Серый Волк» и «Джябжа», созданных в конце 30-х в трехцветной технологии, участники фестиваля смогли оценить благодаря восстановлению оригинального цвета.
К 100-летию начала Первой Мировой войны была показана специальная программа фильмов: сюжет российской ленты 1914 года «Огнем и кровью» навеян трагическими событиями в приграничном городке Калише и повествует о зверствах немецких военных по отношению к мирному населению. Лента «Рождество в окопах», снятая в том же 1914 году Яковом Протазановым, является военной агиткой. Польский фильм «Год 1914» в соответствии с антироссийскими настроениями, царящими в Польше 1930-х, и вопреки исторической правде повествует о противостоянии русских казаков полякам. Масштабный и насыщенный монтажный фильм о событиях Первой Мировой войны «Забытые люди» (1935, Франция) основан на богатой кинохронике, снятой операторами разных стран. Отдельные показы фестиваля были посвящены 1944 году (шестому году Второй мировой войны), 200-летию М. Лермонтова, 450-летию Шекспира…
Лейтмотивом нынешнего фестиваля «Белые столбы» стали воспоминания о коллегах, которые ушли в прошлом году: Владимире Юрьевиче Дмитриеве, Валерии Ивановиче Босенко, Евгении Михайловиче Барыкине… Открылся фестиваль трогательным фильмом Ивана Твердовского о Дмитриеве. В рамках смотра были показаны любимые картины ушедших киноведов и фрагменты интервью с ними: с экрана В. Босенко рассказал о своей первой встрече с Италией, а Е. Барыкин – о работе в Госфильмофонде.
На одну неделю крупнейшее в мире кинохранилище превращается в фестивальную площадку, на которой киноведы встречаются, чтобы поделиться успехами, находками, открытиями и назвать лучших представителей своей профессии. В этом году организаторы решили вернуться к практике выбора призеров фестиваля путем голосования: каждый участник мог оставить в оргкомитете анонимную анкету, в которой указывал лучших по его мнению киноведа и кинокритика года и лучшую телепередачу.
В итоге призы XVIII фестиваля архивного кино «Белые столбы»-2014 распределились следующим образом:
Марголиту Евгению Яковлевичу – «За личный вклад в отечественное киноведение»
Стишовой Елене Михайловне – «За личный вклад в отечественную киножурналистику»,
телевизионной программе о кино «Коллекция Евгения Марголита» (телеканал «Культура»)
Исаевой Кларе Михайловне – Специальный приз Госфильмофонда России «За преданность профессии и многолетнее сотрудничество с Госфильмофондом»
Яковлевой Наталии Викторовне – Специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков «За талантливые просветительские фильмы по истории мирового и отечественного кино»
Также на закрытии фестиваля были вручены ценные подарки:
Медведеву Армену Николаевичу – «За особый вклад в деятельность Госфильмофонда России» - именные часы «65 лет Госфильмофонда России»,
Хуциеву Марлену Мартыновичу - «За особый вклад в деятельность Госфильмофонда России» именные часы «65 лет Госфильмофонда России»,
Разлогову Кириллу Эмильевичу - «За особый вклад в деятельность Госфильмофонда России» именные часы «65 лет Госфильмофонда России»,
Всероссийскому государственному институту кинематографии им. А.С. Герасимова – ваза «65 лет Госфильмофонда России»,
Твердовскому Ивану Сергеевичу – за создание фильма «Дмитриев» именные часы «65 лет Госфильмофонда»,