14 октября 2013 12:00
Так есть ли секс в России или нет?
12 октября 2013 года в рамках Недели российского кино в Нью-Йорке прошел круглый стол «Эротика и свободомыслие в современном кино. Русский взгляд», участники которого попытались ответить на вопрос, когда российское кино научится свободно говорить об интимной сфере жизни человека и возможно ли это вообще. Модератором дискуссии выступил программный директор Недели Антон Долин.
В обсуждении столь провокационной темы приняли участие актеры Александр Яценко, Дарья Екамасова, Юлия Ауг, режиссеры Наталья Меркулова, Алексей Чупов и кинокритик Андрей Плахов.
Предваряя дискуссию, модератор круглого стола Антон Долин высказал несколько соображений. 2013 год стал поворотным в мировом и российском кинематографе. Это связано с тем, что в кино появились новые темы. Устав от апокалиптических мотивов, кинематографисты обратили свои взоры на телесные нужды людей. Примером тому может служить «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, наделавшая много шума на последнем фестивале в Каннах, и с нетерпением ожидаемая порно драма Ларса фон Триера «Нимфоманка». Отечественный кинематограф тоже в тренде. Так, за последний год у нас вышло два фильма, посвященных сексу: «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.
И первый вопрос был адресован Наталье Меркулой и Алексею Чупову: «В вашем фильме с первых же кадров зритель погружается в непривычную для России вселенную. Так что же это – эпатаж, и сознательно ли он сделан?»
Отвечая на вопрос, Наталья Меркулова сказала, что их кино вообще не про секс. Их с Алексеем больше интересовали вопросы взаимоотношений, а не проблемы секса. А Алексей Чупов добавил, что в фильме, как и на картине Рене Магрита (выставка художника проходит в эти дни в МоМА), изображающей курительную трубку и подписанной «Это не трубка». И хотя она и названа «Интимные места» - кино не про секс.
«Но, - добавил Алексей Чупов, - мы не случайно выбрали эту тему для своей дебютной работы, потому что хотели обратить на себя внимание, так как говорить об этом не характерно для российского кино».
В продолжении темы Антон Долин обратился «к ветерану эротического движения в нашей стране» кинокритику Андрею Плахову: «Так есть или нет в России секс. Или он есть, но не добирается до нашего кинематографа?»
Андрей Плахов считает, что имидж российского кино в мировом кинематографе в первую очередь связан с духовностью и творчеством Андрея Тарковского. Но никогда не упоминается в связи с юмором или сексом. И именно поэтому фильм «Интимные места», в котором много юмора и секса, не воспринимается как русский. Еще Андрей Степанович отметил, что принципиальная разница между изображением секса в европейском, японском кино и российским заключается в том, что у них это часть культуры (также как и еда). А в России секс и эротика – это часть борьбы за свободу.
Дарья Екамасова, отвечая на вопрос модератора, почему в фильме «Жила-была одна баба» развитие событий происходит на фоне интимной жизни героини, сказала, что это метафора – отображение насилия над страной через насилие над женщиной.
Еще одна участница дискуссии – секс-символ, по крайней мере этого года, – Юлия Ауг отметила, что у нас так мало фильмов «про интимные места», потому что мало кто хочет и может рисковать. Внутренняя цензура авторов не позволяет им реализовывать в творчестве действительно животрепещущие темы общества.
В заключение Антон Долин попросил всех участников круглого стола ответить на один вопрос: «Когда русское кино научиться свободно говорить об интимных вещах? И возможен ли вообще этот поворот?»
Актриса Юлия Ауг считает, этот переворот произойдет, когда актеры перестанут включать в свои контракты пункт: «в интимных сценах участвуют дублеры».
Наталья Меркулова тоже думает, что переворот возможен, но связан он будет, по ее мнению, с частными деньгами, которые позволят творцам чувствовать себя свободнее.
Тогда как Алексей Чупов предположил, что переворота не будет, просто должен пройти обычный эволюционный процесс.
Подводя итог дискуссии, Андрей Плахов сказал, что он смотрит на этот процесс не столь оптимистично. Что касается секса на экране, то, скорее всего, тут начнет действовать закон давления в закрытой банке: чем больше оно будет, тем сильнее будет вырываться свободный дух.
В обсуждении столь провокационной темы приняли участие актеры Александр Яценко, Дарья Екамасова, Юлия Ауг, режиссеры Наталья Меркулова, Алексей Чупов и кинокритик Андрей Плахов.
Предваряя дискуссию, модератор круглого стола Антон Долин высказал несколько соображений. 2013 год стал поворотным в мировом и российском кинематографе. Это связано с тем, что в кино появились новые темы. Устав от апокалиптических мотивов, кинематографисты обратили свои взоры на телесные нужды людей. Примером тому может служить «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, наделавшая много шума на последнем фестивале в Каннах, и с нетерпением ожидаемая порно драма Ларса фон Триера «Нимфоманка». Отечественный кинематограф тоже в тренде. Так, за последний год у нас вышло два фильма, посвященных сексу: «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.
И первый вопрос был адресован Наталье Меркулой и Алексею Чупову: «В вашем фильме с первых же кадров зритель погружается в непривычную для России вселенную. Так что же это – эпатаж, и сознательно ли он сделан?»
Отвечая на вопрос, Наталья Меркулова сказала, что их кино вообще не про секс. Их с Алексеем больше интересовали вопросы взаимоотношений, а не проблемы секса. А Алексей Чупов добавил, что в фильме, как и на картине Рене Магрита (выставка художника проходит в эти дни в МоМА), изображающей курительную трубку и подписанной «Это не трубка». И хотя она и названа «Интимные места» - кино не про секс.
«Но, - добавил Алексей Чупов, - мы не случайно выбрали эту тему для своей дебютной работы, потому что хотели обратить на себя внимание, так как говорить об этом не характерно для российского кино».
В продолжении темы Антон Долин обратился «к ветерану эротического движения в нашей стране» кинокритику Андрею Плахову: «Так есть или нет в России секс. Или он есть, но не добирается до нашего кинематографа?»
Андрей Плахов считает, что имидж российского кино в мировом кинематографе в первую очередь связан с духовностью и творчеством Андрея Тарковского. Но никогда не упоминается в связи с юмором или сексом. И именно поэтому фильм «Интимные места», в котором много юмора и секса, не воспринимается как русский. Еще Андрей Степанович отметил, что принципиальная разница между изображением секса в европейском, японском кино и российским заключается в том, что у них это часть культуры (также как и еда). А в России секс и эротика – это часть борьбы за свободу.
Дарья Екамасова, отвечая на вопрос модератора, почему в фильме «Жила-была одна баба» развитие событий происходит на фоне интимной жизни героини, сказала, что это метафора – отображение насилия над страной через насилие над женщиной.
Еще одна участница дискуссии – секс-символ, по крайней мере этого года, – Юлия Ауг отметила, что у нас так мало фильмов «про интимные места», потому что мало кто хочет и может рисковать. Внутренняя цензура авторов не позволяет им реализовывать в творчестве действительно животрепещущие темы общества.
В заключение Антон Долин попросил всех участников круглого стола ответить на один вопрос: «Когда русское кино научиться свободно говорить об интимных вещах? И возможен ли вообще этот поворот?»
Актриса Юлия Ауг считает, этот переворот произойдет, когда актеры перестанут включать в свои контракты пункт: «в интимных сценах участвуют дублеры».
Наталья Меркулова тоже думает, что переворот возможен, но связан он будет, по ее мнению, с частными деньгами, которые позволят творцам чувствовать себя свободнее.
Тогда как Алексей Чупов предположил, что переворота не будет, просто должен пройти обычный эволюционный процесс.
Подводя итог дискуссии, Андрей Плахов сказал, что он смотрит на этот процесс не столь оптимистично. Что касается секса на экране, то, скорее всего, тут начнет действовать закон давления в закрытой банке: чем больше оно будет, тем сильнее будет вырываться свободный дух.
Другие статьи по теме Неделя российского кино
15.03.2019
В Париже проходит фестиваль «Пламя русской души»
25.11.2013
Показ фильма «Географ глобус пропил» завершил сезон Недель российского кино
23.11.2013
Неделя российского кино в Вене
20.11.2013
Неделя российского кино в Израиле: Фоторепортаж
05.11.2013
В Лос-Анджелесе завершается Неделя российского кино
Реклама