8 октября 2012 11:04
Двадцать третья «Россия»: Валенки на трезвый взгляд
Сказать, что XXIII Открытый фестиваль неигрового кино «Россия» вызвал у вашего покорного слуги противоречивые чувства, было бы преуменьшением. Ибо, с одной стороны, было предпринято всё возможное, чтобы фестиваль оживить — хотя бы на уровне представления конкурсной программы (теперь этим занимались весьма симпатичные молодые люди; им бы ещё научиться не читать по бумажке, а общаться с залом напрямую) и расширить (на первых порах до Нижнего Тагила; местный кинотеатр «Красногвардеец», говорят, провёл свою часть фестиваля на достойном уровне). С другой стороны, праздник, связанный, кроме всего прочего, со столетием кинотеатра «Салют», где проходили церемонии открытия и закрытия, был подпорчен откровенно политическими решениями профессионального (вроде бы) жюри.
До последнего момента теплилась надежда: а вдруг жюри «взбрыкнёт» и не станет так уж демонстративно «переоценивать» фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!», где несомненная визуальная красота заставляет забыть о драматургии, где нет внутреннего напряжения, присущего предыдущим работам Косаковского, а есть только пространная, на 108 минут драгоценного времени, попытка медитации (и попытка, надо сказать, довольно умозрительная). Опытным экспертам сразу стало ясно: питерский гений без Гран-при домой не уедет. Так оно и вышло.
До последнего момента думалось: а вдруг жюри проникнется и отдаст «полнометражный» приз Валерию Тимощенко и Наталье Шуваловой за их блестящий призыв к физическому и моральному очищению под названием «Трезвитесь!» Но нет, награду получили 50-минутные «Валенки» Елены Ласкари, где безыскусная жизнь работников Елецкой сапоговаляльной фабрики тонет в бесконечных «гур-гурах», увязает в второстепенных подробностях.
У меня лично нет никаких претензий к молодому режиссёру Андрею Титову, он славный человечище и работы его получаются такие же славные, что называется, от широкой души и чистого сердца, но четыре диплома от разных местных организаций одному фильму – имеются в виду титовские «Чрезвычайные будни» – явный перебор в уважении к талантливому земляку.
На церемонии закрытия прозвучало ещё одно заявление с политическим оттенком: мол, ходят слухи, «Россию» надо перевести в Москву. Но мы, екатеринбуржцы, свой фестиваль Москве не отдадим. И правильно, дорогие, сделаете. Более подходящего, комфортного, подготовленного годами места, чем Екатеринбург, для «России» придумать нельзя. В Москве есть риск затеряться среди других фестивалей, в том числе неигрового кино. А в Екатеринбурге у «России» сильных конкурентов нет и в ближайшее время, наверное, и не будет.
Ну да Бог с ней, с политикой. На двадцать третьей «России» я увидел два фильма, что задают вопросы, на которые если и есть ответы, то они слишком длинные и подробные, или ответов нет вовсе. Это «Кукушкин сад» Cветланы Быченко (лучшая операторская работа) и «Ритуальные принадлежности» дебютантки Анны Тюриной. Единственный враг сих картин — их длина. До ключевой сцены в «Кукушкином саду», где кукушонок, повинуясь инстинкту, выбрасывает яйца, высиживаемые, так сказать, приёмными родителями, нужно уговаривать себя не встать и не уйти едва ли не целый час.
Определённого погружения в материал требуют и «Ритуальные принадлежности», исподволь подводящие нас к замечательному финалу – именно там авторская мысль становится предельно ясной и прозрачной. Картины Быченко и Тюриной — в чистом виде экзистенциальные драмы, где зритель вырабатывает собственное отношение к тому, что происходит в дикой природе или в угасающем сознании сильно пожилого человека. Не случайно, гуляя по «Кукушкиному саду», мы слышим множество песен (часто очень и очень грустных), поговорок и прибауток, связанных с незавидной долей, несчастливой судьбой, предчувствием трагических событий. В земном раю, оказывается, хватает места и печали, и горю; здесь, несмотря на внешнее умиротворение, сущую благодать, нет покоя и радости. Соприкоснувшись с этим «раем», зритель не обретёт гармонии; может быть, «Кукушкин сад» вызовет у него адекватный увиденному выплеск эмоций, и не факт, что они будут светлые и конструктивные.
В «Ритуальных принадлежностях» мы «обречены» волей автора на мучительный поиск в себе, в своём внутреннем мире неких инструментов, тех самых «принадлежностей», для того, чтобы не столько выстроить отношения со стариками (им по большому счёту это и не нужно), сколько понять: эти «принадлежности» больше нужны нам самим, для собственного разумного жизнестроительства. Впрочем, насчёт нужности-ненужности может поспорить Юля Киселёва с её «Широкими объятиями»: в доме престарелых общение с внешним миром, с молодыми, красивыми и добрыми людьми – это смысл жизни, единственная отдушина на пути в мир иной.
Вообще, конкурс двадцать третьей «России» или погружал зрителя во что-то, подобное медитации, стремился заглянуть за пределы обыденной реальности, или сталкивал с реальностью, трагическими противоречиями человеческих взаимоотношений, да так, что становилось нервно, больно и неуютно («Женщина эпохи танго», режиссёр Павел Мирзоев, по сценарию Эльги Лындиной; «Остановите поезд!» Влада Резниченко). Последние картины способны были в худшем случае расстроить, в лучшем — создать импульс к действию. Воодушевляла же, на мой взгляд, только одна картина - «Трезвитесь!», снятая в полной гармонии с запросами тела, души и духа. Но её посчитали должным не заметить — ни политически, ни эстетически.
До последнего момента теплилась надежда: а вдруг жюри «взбрыкнёт» и не станет так уж демонстративно «переоценивать» фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!», где несомненная визуальная красота заставляет забыть о драматургии, где нет внутреннего напряжения, присущего предыдущим работам Косаковского, а есть только пространная, на 108 минут драгоценного времени, попытка медитации (и попытка, надо сказать, довольно умозрительная). Опытным экспертам сразу стало ясно: питерский гений без Гран-при домой не уедет. Так оно и вышло.
До последнего момента думалось: а вдруг жюри проникнется и отдаст «полнометражный» приз Валерию Тимощенко и Наталье Шуваловой за их блестящий призыв к физическому и моральному очищению под названием «Трезвитесь!» Но нет, награду получили 50-минутные «Валенки» Елены Ласкари, где безыскусная жизнь работников Елецкой сапоговаляльной фабрики тонет в бесконечных «гур-гурах», увязает в второстепенных подробностях.
У меня лично нет никаких претензий к молодому режиссёру Андрею Титову, он славный человечище и работы его получаются такие же славные, что называется, от широкой души и чистого сердца, но четыре диплома от разных местных организаций одному фильму – имеются в виду титовские «Чрезвычайные будни» – явный перебор в уважении к талантливому земляку.
На церемонии закрытия прозвучало ещё одно заявление с политическим оттенком: мол, ходят слухи, «Россию» надо перевести в Москву. Но мы, екатеринбуржцы, свой фестиваль Москве не отдадим. И правильно, дорогие, сделаете. Более подходящего, комфортного, подготовленного годами места, чем Екатеринбург, для «России» придумать нельзя. В Москве есть риск затеряться среди других фестивалей, в том числе неигрового кино. А в Екатеринбурге у «России» сильных конкурентов нет и в ближайшее время, наверное, и не будет.
Ну да Бог с ней, с политикой. На двадцать третьей «России» я увидел два фильма, что задают вопросы, на которые если и есть ответы, то они слишком длинные и подробные, или ответов нет вовсе. Это «Кукушкин сад» Cветланы Быченко (лучшая операторская работа) и «Ритуальные принадлежности» дебютантки Анны Тюриной. Единственный враг сих картин — их длина. До ключевой сцены в «Кукушкином саду», где кукушонок, повинуясь инстинкту, выбрасывает яйца, высиживаемые, так сказать, приёмными родителями, нужно уговаривать себя не встать и не уйти едва ли не целый час.
Определённого погружения в материал требуют и «Ритуальные принадлежности», исподволь подводящие нас к замечательному финалу – именно там авторская мысль становится предельно ясной и прозрачной. Картины Быченко и Тюриной — в чистом виде экзистенциальные драмы, где зритель вырабатывает собственное отношение к тому, что происходит в дикой природе или в угасающем сознании сильно пожилого человека. Не случайно, гуляя по «Кукушкиному саду», мы слышим множество песен (часто очень и очень грустных), поговорок и прибауток, связанных с незавидной долей, несчастливой судьбой, предчувствием трагических событий. В земном раю, оказывается, хватает места и печали, и горю; здесь, несмотря на внешнее умиротворение, сущую благодать, нет покоя и радости. Соприкоснувшись с этим «раем», зритель не обретёт гармонии; может быть, «Кукушкин сад» вызовет у него адекватный увиденному выплеск эмоций, и не факт, что они будут светлые и конструктивные.
В «Ритуальных принадлежностях» мы «обречены» волей автора на мучительный поиск в себе, в своём внутреннем мире неких инструментов, тех самых «принадлежностей», для того, чтобы не столько выстроить отношения со стариками (им по большому счёту это и не нужно), сколько понять: эти «принадлежности» больше нужны нам самим, для собственного разумного жизнестроительства. Впрочем, насчёт нужности-ненужности может поспорить Юля Киселёва с её «Широкими объятиями»: в доме престарелых общение с внешним миром, с молодыми, красивыми и добрыми людьми – это смысл жизни, единственная отдушина на пути в мир иной.
Вообще, конкурс двадцать третьей «России» или погружал зрителя во что-то, подобное медитации, стремился заглянуть за пределы обыденной реальности, или сталкивал с реальностью, трагическими противоречиями человеческих взаимоотношений, да так, что становилось нервно, больно и неуютно («Женщина эпохи танго», режиссёр Павел Мирзоев, по сценарию Эльги Лындиной; «Остановите поезд!» Влада Резниченко). Последние картины способны были в худшем случае расстроить, в лучшем — создать импульс к действию. Воодушевляла же, на мой взгляд, только одна картина - «Трезвитесь!», снятая в полной гармонии с запросами тела, души и духа. Но её посчитали должным не заметить — ни политически, ни эстетически.
Другие статьи по теме Открытый фестиваль документального кино Россия
28.08.2024
XXXV фестиваль документального кино Россия представил конкурсную программу
09.10.2023
Фестиваль Россия назвал победителей
24.08.2023
Фестиваль документального кино Россия представил конкурсную программу
05.04.2023
Фестиваль документального кино Россия принимает заявки
07.10.2022
Фестиваль документального кино Россия объявил победителей
Реклама