7 сентября 2012 18:47
VIII Казанский международный кинофестиваль: Семейная сага о казанских немцах и два околотриллера
5 сентября 2012 года стартовал VIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Конкурсная программа фестиваля состоит из 40 картин, снятых в 28 различных странах, среди которых три картины представлены казанскими авторами. Это художественный фильм «Собака» Фарида Давлетшина, короткометражная художественная картина «Потеря» Ильдара Ягафарова и короткометражная документальная работа «Аптека на Проломной» Сергея Яковлева, показ которой состоялся сегодня — 7 сентября — в третий фестивальный день. Картину представляла казанский продюсер Алина Ризванова (кинокомпания «Белый лист»), прокомментировавшая также ситуацию развития кино Республики Татарстан в целом.
Сначала несколько слов о фильме и о главном его объекте — Аптеке Бренинга (или Старая Проломная аптека) — хорошо знакомое ни одному поколению казанцев здание на углу улиц Баумана и Университетской, работающее вот уже полтора века подряд, созданное как небольшое частное предприятие и стоявшее у истоков сегодняшней местной фармацевтики. Ее основателем в середине позапрошлого века стал немец Иоханнес Бренинг, переехавший в Казань из Саратова. Авторы фильма (сценарист Наталья Горшкова и режиссер Сергей Яковлев) посвящают свою картину истории этой фамилии с незаурядной судьбой.
К огромному сожалению, попытки рассказать эту поистине удивительную и красивую историю нетривиальным образом, вывести разговор на философский уровень и придать фильму особенную форму, режиссеру не удались. Чего не скажешь о работе продюсера, которому пришлось преодолевать много серьезных препятствий, чтобы картина дошла в итоге до зрительской и фестивальной аудитории. Директор кинокомпании «Белый лист» Алина Ризванова поделилась с нами «как это было»:
Корреспондент:
Выдвижение сценарной заявки на федеральном уровне — дело непростое. Какие движения предпринимаются в этом направлении вашей компаний в свете планируемых вами проектов? И что происходит с другими республиканскими студиями?
Алина Ризванова:
Ежегодно студии Республики Татарстан получали финансовую поддержку на производство в среднем 30-ти документальных фильмов от Миникульта РФ. В 2012 году в конкурсе на субсидии Министерство культуры РФ поддержало всего одну заявку от республики. Во многом благодаря участию в нем Дениса Осокина (известный казанский писатель и киносценарист, автор фильма «Овсянки» Алексея Федорченко). Таким образом, большое число кинематографистов Татарстана, в том числе членов Союза кинематографистов России, остались без работы, так как не имели подработок в виде съемок свадеб или работы на телевидении. Хотя они были призваны заниматься киноискусством и вносить свой вклад в кинолетопись России. У нас остается надежда, что наши проекты будут поддержаны на республиканском уровне.
Выдвижение сценарной заявки на федеральном уровне — дело непростое. Какие движения предпринимаются в этом направлении вашей компаний в свете планируемых вами проектов? И что происходит с другими республиканскими студиями?
Алина Ризванова:
Ежегодно студии Республики Татарстан получали финансовую поддержку на производство в среднем 30-ти документальных фильмов от Миникульта РФ. В 2012 году в конкурсе на субсидии Министерство культуры РФ поддержало всего одну заявку от республики. Во многом благодаря участию в нем Дениса Осокина (известный казанский писатель и киносценарист, автор фильма «Овсянки» Алексея Федорченко). Таким образом, большое число кинематографистов Татарстана, в том числе членов Союза кинематографистов России, остались без работы, так как не имели подработок в виде съемок свадеб или работы на телевидении. Хотя они были призваны заниматься киноискусством и вносить свой вклад в кинолетопись России. У нас остается надежда, что наши проекты будут поддержаны на республиканском уровне.
Корреспондент:
Казанские жители отметили, что в фильме не до конца раскрыта роль семьи Бренингов в развитии музыкального образования и их вклад в культуру. Почему?
Алина Ризванова:
Казанские жители отметили, что в фильме не до конца раскрыта роль семьи Бренингов в развитии музыкального образования и их вклад в культуру. Почему?
Алина Ризванова:
Мы были вынуждены сделать акцент на фармацевтическую тематику, так как заявку, которую мы подавали на субсидирование производства, изначально шла по категории «Медицина и здоровье нации». Но благодаря участию музыки авторства Бренингов в нашем фильме, мы постарались раскрыть и эту тему.
Корреспондент:
Ваши предыдущие проекты, «Аптека на Проломной» и будущие — что их ожидает в сложившейся системе проката?
Алина Ризванова:
Что касается будущих проектов, то мы бы очень хотели снять фильм о достопримечательности Казани — Поповой горе (современное название — улица Эрнста Тельмана — председатель компартии Германии). Это удивительный уголок старой Казани, где еще сохранились образцы деревянной архитектуры в окружении монументальных ансамблей Богородицкого монастыря, Тюремного замка, Федоровской церкви. А также мы хотели бы рассказать в нашем фильме о деятельности «Клуба улицы Тельмана», созданном ее жителями - потомками ярчайших представителей казанской интеллигенции 1950-60 годов. Заявка подготовлена тем же авторским коллективом, с которым мы работали на «Аптеке» и отправлена на конкурс в Министерство культуры Республики Татарстан.
С телевизионным прокатом в России у нас достаточно сложная ситуация, поскольку вместо того, чтобы приобрести наши фильмы для показа, телеканалы просят деньги со студий или предлагают провести некоммерческие показы. Например, в преддверии Дня народного единства, в кинотеатре состоялась премьера нашего документального проекта «Толерантность или откровенно о духовном», в котором автор фильма (Эдуард Гущин) проводит исследование истоков духовности – основы разрешения межнациональных проблем в Республике Татарстан. Участниками фильма стали известные представители духовенства, государственной власти и многонациональной общественности.
К сожалению, фильм оказался проигнорированным представителями СМИ. Что не вполне корректно, поскольку проект получился действительно интересным. При этом фестивальная судьба этой картины была успешной.
Кстати, фестивальная жизнь «Аптеки» тоже складывается весьма удачно: сразу после казанского фестиваля фильм едет отстаивать честь татарстанских кинематографистов в конкурсной программе V Открытого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль Земли» в Самаре.
Напомним, что 2012 год объявлен в Республике Татарстан годом историко-культурного наследия. В этой связи уместно пожелать республиканским студиям и «Белому листу» в частности — успешной реализации кинопроектов — художественных и документальных.
Корреспондент:
Ваши предыдущие проекты, «Аптека на Проломной» и будущие — что их ожидает в сложившейся системе проката?
Алина Ризванова:
Что касается будущих проектов, то мы бы очень хотели снять фильм о достопримечательности Казани — Поповой горе (современное название — улица Эрнста Тельмана — председатель компартии Германии). Это удивительный уголок старой Казани, где еще сохранились образцы деревянной архитектуры в окружении монументальных ансамблей Богородицкого монастыря, Тюремного замка, Федоровской церкви. А также мы хотели бы рассказать в нашем фильме о деятельности «Клуба улицы Тельмана», созданном ее жителями - потомками ярчайших представителей казанской интеллигенции 1950-60 годов. Заявка подготовлена тем же авторским коллективом, с которым мы работали на «Аптеке» и отправлена на конкурс в Министерство культуры Республики Татарстан.
С телевизионным прокатом в России у нас достаточно сложная ситуация, поскольку вместо того, чтобы приобрести наши фильмы для показа, телеканалы просят деньги со студий или предлагают провести некоммерческие показы. Например, в преддверии Дня народного единства, в кинотеатре состоялась премьера нашего документального проекта «Толерантность или откровенно о духовном», в котором автор фильма (Эдуард Гущин) проводит исследование истоков духовности – основы разрешения межнациональных проблем в Республике Татарстан. Участниками фильма стали известные представители духовенства, государственной власти и многонациональной общественности.
К сожалению, фильм оказался проигнорированным представителями СМИ. Что не вполне корректно, поскольку проект получился действительно интересным. При этом фестивальная судьба этой картины была успешной.
Кстати, фестивальная жизнь «Аптеки» тоже складывается весьма удачно: сразу после казанского фестиваля фильм едет отстаивать честь татарстанских кинематографистов в конкурсной программе V Открытого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль Земли» в Самаре.
Напомним, что 2012 год объявлен в Республике Татарстан годом историко-культурного наследия. В этой связи уместно пожелать республиканским студиям и «Белому листу» в частности — успешной реализации кинопроектов — художественных и документальных.
Сюжеты двух других картин разворачиваются на менее историческом фоне. В центре внимания «Собаки» Фарида Давлетшина — история про удачливого бизнесмена и местного егеря. Первый случайно убивает верного пса-волкодава, за что второй придумывает ему оригинальную и беспощадную месть. Непонятно, каких фильмов или ТВ-передач насмотрелся к тому моменту герой егеря, но именно он посадил бизнесмена в подвал и заковал в ошейник. Задумка ясна — егерь придумал сделать из человека собаку, а не наоборот, как это делали всем известные нормальные и умные персонажи. Для достижения этих целей он начинает избивать бизнесмена, разбавляя увлекающий его процесс проповедями, смысл которых звучит примерно так: «я имею право судить от имени Бога, потому что человек — существо божественное». Тем временем бизнесмен пытается не сойти с ума и воображает различные виды наказания, которые он уже целых три месяца (именно столько он сидит в подвале) хочет и не может подарить своему мучителю. В итоге сам Бог устает от всей происходящей истории и доносит до егеря презенты бизнесмена, добавляя кое-что от своего имени. Пожалуй, это один из самых динамичных сюжетов, представленных в программе игровых полнометражных фильмов. Наполненный ужасом ровно настолько, чтобы сидящие по ту сторону экрана не успели сойти с ума.
Фильм «Потеря» Ильдара Ягафарова рассказывает нам историю трех братьев, потерявших то, что их объединяет. Все они занимаются своими делами и мало интересуются жизнью друг друга, но в какой-то момент их объединяет страшная непонятная ситуация — исчезновение отца. Братья немедленно приезжают в деревню — свое родное гнездо — им нужно все обсудить. Но вместо того, чтобы следить за увлекательным процессом поисков в лесу пропавшего человека (их отец — охотник, а с такими героями, судя по фильму предыдущего автора, много чего интересного может произойти), большую часть времени зрители будут слушать разговоры братьев. Это необходимо режиссеру для того, чтобы не только разностью стиля одежды, но еще и аудиально, подчеркнуть изменения братьев в отношении друг друга... Показать, как они стали чужды друг другу вдалеке от родного дома.
Другие статьи по теме Казанский международный фестиваль мусульманского кино
01.04.2018
Дэнни Гловер едет в Казань
01.09.2017
В Казани покажут мусульманское кино со всего мира
12.09.2016
Победители XII Казанского кинофестиваля: Бессмертное божество Дьесегой
06.09.2016
Древо мусульманского кино растет в Казани
18.08.2016
От Алексея Учителя до Нонны Гришаевой: Кто приедет в Казань на 12-й фестиваль мусульманского кино
Реклама