17 августа 2012 13:50
«За Маркса...» Светланы Басковой на кинофестивале «Окно в Европу»
В рамках ХХ фестиваля российского кино «Окно в Европу» состоялся показ нового фильма Светланы Басковой «За Маркса...». Эта картина участвует в конкурсе «Выборгский счет», где в роли жюри выступают зрители.
««За Маркса...» – это на самом деле тост, – так комментирует название этой картины Светланы Басковой один из ее продюсеров Анатолий Осмоловский. Тосты, как известно, произносятся в связи с наступлением некого торжественного или особенного случая в жизни человека. А также предшествуют распитию спиртных напитков. В предыдущих работах Светланы, как правило, герои пили на экране (и, кстати, матерились, а в этой — совсем не матерятся). Статус новой её картины в этой связи оказался диаметрально противоположен: многим лента покажется грустной, а кто-то станет хохотать без остановки. Но те и другие несомненно объединятся в желании выпить от какого-то неопознанного послевкусия, оставленного фильмом. Светлана Баскова любит играть со зрителями в такие вот игры.
«За Маркса...» восполняет зияющую брешь в российском авторском кинематографе: это подлинно социальное кино», – пишет Антон Долин и оказывается крайне точен. Социальность этой картины – одно из ее главных обманывающих зрителя свойств, потому что мало кто сможет с первого раза удержаться от мыслей, что речь в ней идет о профсоюзных товарищах, желающих совершить революционные действия в адрес Системы. Которая, как мы знаем, в принципе несгибаема и ее можно только принять или погибнуть. Такое чувство, что Баскова с математической точностью просчитала, как это может воздействовать на зрителей и стала последовательно излагать на экране мысли работников завода о бедах и напастях, которые они испытывают от своего руководства. Кстати, много кто из современных людей может и не знать функции профсоюзов, поэтому хорошо бы им заранее кратко объяснять, что это такое профессиональное объединение людей, которые защищают свои интересы, если им что-то не нравится, а начальство не реагирует. Кто-нибудь наблюдал разговор на похожую тему в российском кино последнего десятилетия? Ответ – нет.
Первое чувство, способное возникнуть на просмотре этого фильма — напряжение. Герои долго бродят, ведут бесконечные дебаты, произносят длинные монологи. Если учесть, что тема их бесед малопривычна ушам современных зрителей, приходится постоянно вслушиваться в то, что говорят персонажи, дабы не потерять нить их рассуждений. Второе чувство, возникающее в процессе просмотра этого фильма – интерес. И с момента его появления диалоги и монологи становятся неважными, поскольку приходит понимание стилистики, в которой снята картина и в рамках которой живут в ней все герои. Это знаменитый драматургический прием Бертольда Брехта под названием «эффект отчуждения». Исходя из декораций фильма – речь идет также о марксистской теории отчуждения как потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. «За Маркса...» есть ни что иное, как «Стачка» нашего времени, снятая, впрочем, не в плакатно-агрессивной стилистике Эйзенштейна, а, напротив, с годаровской отстраненностью», – пишет Василий Корецкий.
В фильме два главных героя – бригадир литейного цеха и лидер профсоюзного движения (Сергей Пахомов) и его главный враг – владелец завода (Владимир Епифанцев). Первый не собирался лезть на баррикады, но оказался там не ради престижа, а поскольку лично проникся всем происходящим и не смог вести себя как-то иначе. Второй – несказочный злодей, захлопывающий крышки гробов с такой же бесстрастностью, как если бы это был фирменный чехол от планшетника. «Все довольно просто – надо просто напугать власть. Страх – единственная возможность для власти начать думать», – сказала Светлана Баскова в одном из своих интервью. И выбрала, пожалуй, лучший тандем актеров, не впервые встречающихся на одном экране в качестве антагонистов, для воплощения этой идеи. Пугать власть в фильме будут не бунтом, а его возможностью. За что и поплатятся в итоге горой трупов и горькими слезами. Внешних передряг и катастроф в фильме гораздо меньше, чем внутренних. И за этим до такой степени интересно наблюдать, что даже длиннейшие тексты и однообразные передвижения героев из одного конца экрана в другой становятся не столь важны. Можно даже сказать, что они оказались актуальны, учитывая массовые движения этого года в Москве. Но режиссер просит не уличать ее саму и картину в политических аллюзиях: «Фильм – не политика, а художественное произведение. Я не участвую в политике». А на вопросы про марксистскую составляющую ее фильма, Светлана называет его привидением и далее отвечает так: «У меня марксизм – это предчувствие. А главный вопрос этого фильма – столкновение людей, живших при советской власти, с обществом конфликта. И их попытка не проявлять этот конфликт, не замечать его».
Помимо прочих, в фильме принимают участие Каин с Авелем, а также Иуда и Христос. Фильм прочитывается и с точки зрения библейской символики – там настолько этого много, что можно разгадывать довольно долго. Но самое главное блаженство кроется здесь вообще в другом – это юмор. Светлана Баскова заряжает им почти каждое предложение, произнесенное своими героями. После чего начинается такая искусная пальба по зрителям, что никто не отвертится. Момент, где громче всех будут смеяться киноведы, связан с диалогом членов профсоюза на тему Годара, Аскольдова и письма Белинского из Зальцбурга.
Светлана Баскова сняла и представила самое настоящее интеллектуальное кино. Сложно сказать, на какую аудиторию этот фильм рассчитывался, но совершенно очевидно, что он точно понравится тем, кто не прочь подумать во время киносеанса, а не просто развлечься. Хотя в этой работе можно будет испытать оба данных чувства одновременно. Хотя сам режиссер строго подходит к подобному вопросу и говорит: «...восприятие искусства – это, прежде всего, работа. Поэтому думать и чувствовать, когда смотришь интеллектуальное кино – прямая обязанность».
Остается пожелать Светлане Басковой и ее фильму получить награду на фестивале «Окно в Европу», а всем ее будущим зрителям — как можно скорее увидеть картину.
««За Маркса...» – это на самом деле тост, – так комментирует название этой картины Светланы Басковой один из ее продюсеров Анатолий Осмоловский. Тосты, как известно, произносятся в связи с наступлением некого торжественного или особенного случая в жизни человека. А также предшествуют распитию спиртных напитков. В предыдущих работах Светланы, как правило, герои пили на экране (и, кстати, матерились, а в этой — совсем не матерятся). Статус новой её картины в этой связи оказался диаметрально противоположен: многим лента покажется грустной, а кто-то станет хохотать без остановки. Но те и другие несомненно объединятся в желании выпить от какого-то неопознанного послевкусия, оставленного фильмом. Светлана Баскова любит играть со зрителями в такие вот игры.
«За Маркса...» восполняет зияющую брешь в российском авторском кинематографе: это подлинно социальное кино», – пишет Антон Долин и оказывается крайне точен. Социальность этой картины – одно из ее главных обманывающих зрителя свойств, потому что мало кто сможет с первого раза удержаться от мыслей, что речь в ней идет о профсоюзных товарищах, желающих совершить революционные действия в адрес Системы. Которая, как мы знаем, в принципе несгибаема и ее можно только принять или погибнуть. Такое чувство, что Баскова с математической точностью просчитала, как это может воздействовать на зрителей и стала последовательно излагать на экране мысли работников завода о бедах и напастях, которые они испытывают от своего руководства. Кстати, много кто из современных людей может и не знать функции профсоюзов, поэтому хорошо бы им заранее кратко объяснять, что это такое профессиональное объединение людей, которые защищают свои интересы, если им что-то не нравится, а начальство не реагирует. Кто-нибудь наблюдал разговор на похожую тему в российском кино последнего десятилетия? Ответ – нет.
Первое чувство, способное возникнуть на просмотре этого фильма — напряжение. Герои долго бродят, ведут бесконечные дебаты, произносят длинные монологи. Если учесть, что тема их бесед малопривычна ушам современных зрителей, приходится постоянно вслушиваться в то, что говорят персонажи, дабы не потерять нить их рассуждений. Второе чувство, возникающее в процессе просмотра этого фильма – интерес. И с момента его появления диалоги и монологи становятся неважными, поскольку приходит понимание стилистики, в которой снята картина и в рамках которой живут в ней все герои. Это знаменитый драматургический прием Бертольда Брехта под названием «эффект отчуждения». Исходя из декораций фильма – речь идет также о марксистской теории отчуждения как потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. «За Маркса...» есть ни что иное, как «Стачка» нашего времени, снятая, впрочем, не в плакатно-агрессивной стилистике Эйзенштейна, а, напротив, с годаровской отстраненностью», – пишет Василий Корецкий.
В фильме два главных героя – бригадир литейного цеха и лидер профсоюзного движения (Сергей Пахомов) и его главный враг – владелец завода (Владимир Епифанцев). Первый не собирался лезть на баррикады, но оказался там не ради престижа, а поскольку лично проникся всем происходящим и не смог вести себя как-то иначе. Второй – несказочный злодей, захлопывающий крышки гробов с такой же бесстрастностью, как если бы это был фирменный чехол от планшетника. «Все довольно просто – надо просто напугать власть. Страх – единственная возможность для власти начать думать», – сказала Светлана Баскова в одном из своих интервью. И выбрала, пожалуй, лучший тандем актеров, не впервые встречающихся на одном экране в качестве антагонистов, для воплощения этой идеи. Пугать власть в фильме будут не бунтом, а его возможностью. За что и поплатятся в итоге горой трупов и горькими слезами. Внешних передряг и катастроф в фильме гораздо меньше, чем внутренних. И за этим до такой степени интересно наблюдать, что даже длиннейшие тексты и однообразные передвижения героев из одного конца экрана в другой становятся не столь важны. Можно даже сказать, что они оказались актуальны, учитывая массовые движения этого года в Москве. Но режиссер просит не уличать ее саму и картину в политических аллюзиях: «Фильм – не политика, а художественное произведение. Я не участвую в политике». А на вопросы про марксистскую составляющую ее фильма, Светлана называет его привидением и далее отвечает так: «У меня марксизм – это предчувствие. А главный вопрос этого фильма – столкновение людей, живших при советской власти, с обществом конфликта. И их попытка не проявлять этот конфликт, не замечать его».
Помимо прочих, в фильме принимают участие Каин с Авелем, а также Иуда и Христос. Фильм прочитывается и с точки зрения библейской символики – там настолько этого много, что можно разгадывать довольно долго. Но самое главное блаженство кроется здесь вообще в другом – это юмор. Светлана Баскова заряжает им почти каждое предложение, произнесенное своими героями. После чего начинается такая искусная пальба по зрителям, что никто не отвертится. Момент, где громче всех будут смеяться киноведы, связан с диалогом членов профсоюза на тему Годара, Аскольдова и письма Белинского из Зальцбурга.
Светлана Баскова сняла и представила самое настоящее интеллектуальное кино. Сложно сказать, на какую аудиторию этот фильм рассчитывался, но совершенно очевидно, что он точно понравится тем, кто не прочь подумать во время киносеанса, а не просто развлечься. Хотя в этой работе можно будет испытать оба данных чувства одновременно. Хотя сам режиссер строго подходит к подобному вопросу и говорит: «...восприятие искусства – это, прежде всего, работа. Поэтому думать и чувствовать, когда смотришь интеллектуальное кино – прямая обязанность».
Остается пожелать Светлане Басковой и ее фильму получить награду на фестивале «Окно в Европу», а всем ее будущим зрителям — как можно скорее увидеть картину.
Другие статьи по теме Фестиваль российского кино Окно в Европу
16.08.2024
Окно в Европу 2024: победители фестиваля
23.07.2024
Программа и жюри 32 фестиваля российского кино Окно в Европу
11.04.2024
Окно в Европу 2024: объявлены даты проведения и открыт прием заявок
11.08.2023
Выборг 2023: лауреаты, прежнее название и новый президент
07.08.2023
На фестивале Выборг показали снятый в Якутии фильм «Чужая» с Анной Слю
Реклама